{"id":13574,"url":"\/distributions\/13574\/click?bit=1&hash=71363c64bc295a463461171f01f6e714a7961aa8025c2486fbe50b3ffa4c5530","title":"\u041a\u0430\u043a \u043f\u043e\u0431\u043e\u0440\u043e\u0442\u044c \u0444\u0440\u043e\u0434? ","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"ae112cc0-7183-5c18-b2cd-24fa08deeeea","isPaidAndBannersEnabled":false}
Леонид Комаров

Алгоритм покупки готового бизнеса

Часть 1. Пошаговый план и показатели эффективности бизнеса.

Полная информация по теме и обсуждение ЗДЕСЬ

Вступление

Зафиксируем для начала простые вещи:

1. Хороший бизнес в открытые объявления о продаже не попадает.

2. Бизнес в объявлениях всегда с проблемами. Но сначала продавцы и бизнес-брокеры вас обязательно будут вводить в заблуждение (намеренно или по незнанию).

3. Бизнес с проблемами тоже можно покупать.

Покупка может быть удачной, если вы

- точно определили, где у бизнеса проблемы,

- совершенно уверены, что имеете опыт, знания и ресурсы, как их решить

- заплатили разумную цену.

Все же решили попробовать? Хорошо.

Причины и мотивы продажи бизнеса продавцом вас убедили.

Вы проанализировали свои возможности и мотивы для покупки и уверены в своих силах.

Ответьте себе на вопрос - кто будет управлять приобретаемым бизнесом как директор?

  • Вы сами (умеете ?)
  • Предыдущий директор\ответственный сотрудник, если он не уходит вместе со старым владельцем (как проверите?)
  • Новый человек для работы директором (ну вдруг...)

Если управлять будете не вы, то новый директор должен участвовать в оценке и приемке бизнеса.

Важно! Если Вы сами не управляли раньше никаким бизнесом и не знакомы с выбранной конкретной областью деятельностью - не покупайте бизнес: ни себе, ни детям, ни жене - никому - потеряете все деньги.

Даже если Вам кажется, что Вы справитесь.

Как бы вы не вникли в этот бизнес, как ни сторговали цену, что бы не сулил вам продавец и бизнес-брокер, никогда не выплачивайте всю цену бизнеса сразу после покупки.

Как минимум половина стоимости и брокерской комиссии должна быть выплачена по итогам нескольких месяцев (6-12) вашей работы в качестве нового собственника, после подтверждения всех заявленных продавцом обещаний и прогнозов о работе без него.

Смело фиксируйте свои обязательства в любом договоре, делайте нотариальное заверение своей гарантии. Если продавец на это не согласен, сразу уходите - перед вами мошенник.

Частичная постоплата - единственный максимально эффективный способ уберечь вас от неожиданностей при вхождении в новый бизнес. В этом случае сам продавец заинтересован помогать вам в достижении высоких результатов.

Все другие заверения - "тест-драйв бизнеса", "сопровождение собственника после покупки" не имеют никакого смысла, если не подтверждены конкретной финансовой отвественностью продавца. И короткий срок сопровождения - меньше 6 месяце также не имеет смысла.

Лучше прибавьте хорошую премию к цене продавцу при его согласии на 6-12 месяцев, чем через 1-3 месяца поймете, что все пошло не так - клиенты и сотрудники разбежались, поставщики и арендатор подняли цену, сайт упал и аккаунт в соцсетях заблокировали.

Раздел 1. Проверка активов и формальных сведений от собственника

Четко зафисируйте при при первом разговоре:

Какие материальные активы и ресурсы в продаются вместе с бизнесом - доли в юридическом лице; переуступка прав аренды на помещения; материальные активы (оборудование);- товарные остатки; - сайты, домены; - аккаунты в социальных сетях; - номера телефонов; товарные знаки; переуступка прав по договору коммерческой концессии, компьютерное оборудование, мебель, ПО и т.д. Как они оформлены? На балансе предприятия или зарегистрированы на физических лиц?*

Если бизнес ведется на Индивидуальном предпринимателе, вам необходимо будет зарегистрировать собственное юридическое лицо или получить статус ИП. Можно ли будет передать и переоформить активы на новое юридичское лицо?

Вы раньше владели юридическим лицом? Вы знаете, что это ваша большая формальная отвественность перед государством? Если бизнес у вас не пойдет, просто бросить юрлицо не получится. Необходимо будет пройти длительную, непростую и затратную процедуру его официальной ликвидации.

Если бизнес велся от имени ООО или другой формы юридического лица, неоходимо потребовать и проконтролировать аудит этого юридического лица - не ли на нем непогашенных задолженностей, других скрытых обязательств? Необхоимо зафиксировать отказ от любых обязательств, если они не были заявлены в момент перехода прав собственности.

Важно проверить, все ли активы действительно принадлежат продавцу, и не будет ли проблем с их передачей, есть ли какие-либо обременения на эти активы или ограничения на продажу?

Возможно, что номер телефона или аккаунт в социальных сетях оформлен на уволившегося сотрудника, передать этот номер новому владельцу юридически невозможно.

Обязательно необходимо провести все формальные проверки бизнеса и его собственника через все доступные государственные или коммерческие информационные ресурсы.

Важно! Не скупитесь и привлеките к участию в покупке независимых юристов и аудиторов (лучше личных знакомых). Небольшие компании не возьмут крупных денег, а вы избавите себя от большой головной боли.

И помните, возможны варианты и откровенно криминального оттенка при покупке бизнеса. Их описание ЗДЕСЬ

2. Определение стоимости бизнеса

Способы и основные методы проведения оценки стоимости указаны ЗДЕСЬ

Чаще всего бизнес оценивается продавцом в виде своих суммы своих будущих денежных потоков – так называемый доходный способ или метод дисконтированных денежных потоков.

Грубо говоря, вы должны рассмотреть покупку бизнеса как своеобразный депозит, в котором прогнозируете возврат денег определёнными частями в течение какого-то времени.

Например 30% своих средств вы возвращаете в течение первого года, и ещё по 40% в течение следующих двух лет. На самом деле считать нужно не абсолютные денежные потоки, которые формируются в будущие годы, а с учётом скидки на размер существующей инфляции.

Вы же понимаете что 1 000 000 руб. полученный в текущем году и 1 000 000 руб. полученный через два года – это два разных миллиона и второй миллион будет “весить” существенно “легче” - он облегчится на размер инфляции за 2 года.

Для расчёта таких дисконтированных денежных потоков существует специальная формула - расчет чистой приведенной стоимости проекта (net present value) - NPV . О ней мы поговорим позже. На суть рассуждений cейчас это не влияет. Пугаться этой формулы не стоит, она зашита прямо в Excel и легко считается - я покажу позже.

САМОЕ ВАЖНОЕ!!! Не путайте и не смешивайте чистую прибыль бизнеса и свою заработную плату как сотрудника купленного бизнеса, даже если вы сами у себя работаете директором. Стоимость вашего труда (даже если вы не платите формально себе ЗП) нужно включать в расходы бизнеса, а возврат своих вложений проводить только из чистой прибыли, после выплаты всех расходов и налогов!

Рассуждение здесь очень простое: если вы сами у себя работаете директором, то ТЕОРЕТИЧЕСКИ вы и в другом месте можете работать директором, где вам кто-то другой будет оплачивать ваш труд. Ваш труд имеет стоимость! И вы должны эту стоимость включать в затраты бизнеса.

Также ТЕОРЕТИЧЕСКИ вы можете нанять на рынке какого-то другого директора и тогда должны будете ему тоже платить рыночную ЗП. Но если директором будет работать другой человек, то как вы будете возвращать деньги, вложенные в бизнес? Только из чистой прибыли!

Значит и окупаемость вложенных средств вы должны считать только за чистой прибыли, возникающей в бинесе. А если такую чистую прибыль собственник показать не может, зарплату себе не платит, а "прибылью" называет доход владельца (разницу между доходами и расходами) и этот доход примерно равен среднерыночной ЗП директора подобного предприятия, то это значит, что чистой прибыли в бизнесе нет, а есть просто зарплата директора!

И возвращать вложенные деньги вам будет неоткуда. Тогда за что же платить деньги? Правильно, не за что...

Мы можем, конечно, добавить к потокам будущей чистой прибыли (которые равны нулю) добавить стоимость по затратной модели, если выкупаем активы собственника по остаточной стоимости.
Такие затраты являются важными для предприятий общественного питания, салонов красоты и других видов розничного бизнеса где отделка и оборудование помещения играют важную роль.
Если вас устраивает качество и дизайн отделки, качество и состояние оборудования, вы можете частично компенсировать их собственнику, но с большим дисконтом. Все равно он их никак не сможет “унести с собой” из бизнеса, если не продаст вам или другому покупателю.
В высокорискованным малом готовом бизнесе, все затраты на его запуск не должны окупаться больше чем за 2-3 года. Значит и сумма ваших затрат на погашение стоимости основных средств и покупку будущих денежных потоков должна окупится за этот период – за 2-3 года максимум.
Например, если вы приобретаете салон красоты в оборудование и ремонт которого вложено 3 000 000 руб., а будущее чистые потоки чистой прибыли будут составлять 100 000 руб. в месяц (не забываем что это чистая прибыль, с учетом рыночной заработной платы управляющего этим салоном, даже если это был сам владелец).

То есть стоимость такого салона может составлять, дисконтированный денежный поток за два года например в сумме 2 000 000 руб. ( с учетом стоимости денег) и дисконтированной суммы затрат в объеме, например 500 000 руб. (жестко, а как по другому?) То есть стоимость такого салона может колебаться в диапазоне от 2 до 3 000 000 руб.Если же чистая прибыль этого салона не более 50 тыс. рублей в месяц, то его стоимость будет в районе 1-1,5 миллионов.

Важно! Желательно рассматривать бизнес на покупку не дешевле 3- 5 миллионов, иначе это будет совсем нечто совсем примитивное. Потом сторгуете половину, если будете следовать моему алгоритму.

3. Анализ показателей бизнеса

Если первый этап проверки и переговоров с владельцем прошел без драки, далее собственник должен вам доказать, что бизнес действительно приносит сколько-то руб. чистой прибыли ежемесячно и убедить, что он может приносить такую чистую прибыль в течение следующих 2-3 лет.

Для этого собственник должен представить вам отчет о прибылях и убытках за максимальное время существования своего бизнеса, желательно за все время существования бизнеса.

Если у бизнеса история работы менее 12 месяцев, то стоимость можно определять только по затратной модели, никаких прогнозов будущей прибыли дать нельзя.

В этом отчёте должны быть отражены все доходы включая белые и чёрные и все расходы также включая белые и “чёрные” .

По каждому месяцу должен быть подведен баланс и выведена сумма чистой прибыли. Пример такого расчёта.

Пример 1. Отчет о прибылях и убытках Компания 1.

Это пример так называемого бухгалтерского или “белого” отчета о прибылях и убытках.

Так называемый “управленческий” учёт, включающий в себя реальные цифры всех доходов и всех расходов будет выглядеть точно также, но с учетом указания реальных цифр и статей доходов и расходов.

Собственнику будет якобы страшно представить его вам, он будет якобы бояться “утечки” данных в налоговую или конкурентам или еще куда, но вы должны решить - готовы вы ему верить на слово или нет? Когда отдадите свои "кровные", предъявлять претензии за легковерность будет некому.

Без такого документа обсуждать стоимость не представляется разумным.

Пример 2. Отчет о прибылях и убытках Компания 2. 

Анализ каждого типа ключевых показателей бизнеса продолжим в следующих частях нашего Алгоритма.

Всем удачи в покупке и развитии бизнеса!

Продолжение ЗДЕСЬ

0
4 комментария
Владимир Апостол

Полезная статья. Даже добавить нечего…)

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Комаров
Автор

Да много еще буду добавлять....)

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Апостол

Обязательно прочту.)
Хотя я всего один раз покупал бизнес, умудрился сделать почти все, что Вы сказали, только наоборот. 🙈
Но как говориться «Опыт, сын ошибок трудных».

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Комаров
Автор

Парадокс в том, что за 10 лет, который я слежу за этим рынком, ничего не меняется. Все как в шутке "Мыши кололись, плакали, но продолжали жрать кактус..." Покупатели наивные как дети, продавцы в лучшем случае мечтатели...

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 4 комментария
null