Кто такие таланты и как ими управлять?

Кто такие таланты и как ими управлять?

Если собрать всех HR-менеджеров вместе и спросить у них: «Кто такие таланты?» — мы получим много разных ответов. Кто-то считает, что это все сотрудники нашей компании. Кто-то — что это гении с особыми качествами.

Но чаще всего под талантами подразумеваются HiPo или HiPro, т. е. людей, которые действительно имеют потенциал к росту.

Ключевое здесь — потенциал. Это компетенции, прогнозирующие успех в новой деятельности, эффективность в достижении результатов в новых, меняющихся условиях при расширении зоны ответственности.

И вот работает у вас человек, прекрасно себя показывает и получает высочайшую оценку эффективности. Его переводят на руководящую должность, ведь он достоин её по всем параметрам. Например, крутой технолог — и мы уверенно ставим его на место мастера. И вот тут что-то начинает идти не так. А что именно?

Исследования показывают, что 88% российских компаний при выборе кандидатов в кадровый резерв первым делом оценивают их результативность и компетенции.

Высокий результат сегодня — не значит высокий потенциал всегда. 85% высокопроизводительных сотрудников компании не способны показать себя в новых ролях, даже если очень этого хотят.

Здесь важно понимать, действительно ли речь идёт о расширении функционала и ответственности, и если да — приступаем к оценке потенциала.

2 задачи в оценке потенциала сотрудников

Часто нам нужно определить всех высокопотенциальных сотрудников. Это одна задача, и, чтобы её решить, мы составляем модели компетенций, выделяем ключевые должности и их профили.

Здесь мы:

⮚ Определяем модель потенциальных талантов.

⮚ Строим систему оценки.

⮚ Измеряем потенциал психометрическими инструментами (используем тесты, опросники).

Реже появляется другая необходимость — подобрать человека на конкретную руководящую роль.

Тогда мы:

⮚ Оцениваем лидерские компетенции.

⮚ Подтверждаем сотрудников с высоким потенциалом/ Оцениваем готовность.

⮚ Используем процедуру ассессмента и планируем развитие.

И у каждого подходящего сотрудника будем определять его текущие способности, навыки и знания по одной из удобных моделей компетенций.

Модель потенциала SHLПо ней мы сможем определить

Кто такие таланты и как ими управлять?

Модель потенциала Экопси

В ней используют 3 инструмент.

Тесты способностей в PIF измеряют интеллектуальные способности человека к быстрой и глубокой обработке информации, к восприятию нового опыта.

Кейс-тесты в PIF определяют социальный и управленческий интеллект человека, его способность понимать других людей и влиять на них.

Личностные опросники в PIF измеряют мотивацию человека к работе в новых условиях: приобретению навыков, эффективному выполнению более сложных задач.

В результате вы получаете оценку по 4 направлениям:

Коммуникация — мотивация к лидерству и социальный интеллект

Драйв — инициативность, настойчивость и амбициозность

Анализ — скорость мышления и критическое мышление

Изменения – мотивация к развитию и адаптивность

Модель потенциала Talent Q

Кто такие таланты и как ими управлять?

Тут, помимо важных составляющих — мотивации и обучаемости, — обращаем внимание и на то, открыт ли человек новому и каким способом адаптируется к изменениям.

Если перемены для него — страшно, больно, долго и вызывают много эмоций, которые его стопорят, то вряд ли он будет эффективным на новой должности.

По результатам оценки вы сможете составить матрицу потенциала.

Матрица потенциала

Потенциал чаще всего рассматривают как возможность и способность человека занимать более высокие позиции, браться за более ответственную работу.

За это отвечают три элемента.

Способности человека: интеллектуальные, аналитические функциональные и экспертные знания, умение коммуницировать с людьми. То есть насколько человек способен эффективно выполнять свою работу здесь и сейчас, на текущей позиции, насколько он будет эффективен на более высокой позиции.

Мотивация. У нас может быть человек с уникальными способностями, которому комфортно на той позиции, где он сейчас находится, и ему не хочется брать на себя какие-то дополнительные обязанности. И вряд ли этот человек будет стремиться к вертикальной карьере.

Поэтому помимо способностей мы смотрим, насколько сотрудник

  • мотивирован на рост,
  • работает ли над своим развитием,
  • готов ли брать дополнительные задачи, проекты или роли, которые приносят ему новый опыт.

Вовлечённость. Это приверженность компании, готовность выполнять работу лучше, чем ожидается, и показывать более высокий результат, прилагать какие-то экстраусилия, брать дополнительную ответственность и новый интересный функционал.

Исходя из этого, мы строим матрицу потенциала по двум шкалам.

По горизонтальной шкале мы определяем потенциал человека, куда входят его карьерные устремления, мотивация, способности, коммуникативные навыки, а также его так называемый Learning agility — способность быстро учиться и развиваться.

На вертикальной шкале у нас результаты работы, которые как раз говорят о вовлечённости человека. Мы смотрим на его итоги за последние полтора-два года и сопоставляем их с ожиданиями.

Так у нас получаются 9 квадратов:

Кто такие таланты и как ими управлять?

В первую колонку попадают люди с не очень высоким потенциалом, то есть те, кто не очень заинтересован в росте и расширении компетенций.

Когда у нас низкие результаты, то чаще всего мы говорим про Under Performer-а. И здесь наша ключевая задача — донести до него это, составить план по улучшению результатов. И человек либо действительно работает над этим и показывает прогресс, либо мы с ним расстаёмся.

Если у человека с не очень высоким потенциалом средний результат работы, мы говорим, что это середнячок Effective. Он трудится от и до в своей зоне ответственности. И если он в принципе неплохо выполняет свою работу, наша задача — поддерживать его на этом уровне, и больше ничего.

Но у нас бывают люди и с высокими результатами работы, несмотря на, может быть, низкий потенциал и отсутствие желания развиваться, — Trusted Proffessional. Это профессионалы с глубокой экспертизой, которым мы доверяем. Им интересна только их сфера. Таких людей мы поддерживаем, мотивируем, предоставляем возможности для глубокого профессионального развития, но ставку на них, с точки зрения лидерского потенциала или каких-то будущих лидерских позиций, не делаем.

Посмотрим вторую колонку. Здесь находятся сотрудники, которые показывают средний потенциал. Т.е. мы видим, что они могут развиваться, но вряд ли они будут расти очень быстро и очень высоко. Тем не менее, переход на один уровень выше им по плечу.

И их мы тоже варьируем в зависимости от результатов работы. Сотрудники с низкими результатами работы — Dilemma. И тут, скорее всего, человек находится не на своём месте. Его роль не соответствует интересам, способностям и ожиданиям, и мотивация снижается. В этом случае нам нужно переводить человека на ту должность, где он может раскрыться.

Сотрудники с достаточно хорошими результатами работы, которые соответствуют ожиданиям, — это Core Employee, наша основа. У таких людей мы опять же поддерживаем мотивацию и даём им различные инструменты развития.

Следующая категория — люди со средним потенциалом и высокими результатами работы — High Impact Performer. Они оказывают большое влияние на результаты компании, и их мы, конечно, удерживаем, поощряем, развиваем и даём им возможность реализовать лидерские задатки.

В третьей колонке у нас люди с высоким потенциалом. Они явно показывают свою готовность расти и очень активно работают над своим развитием. Но здесь, на удивление, тоже могут попадаться сотрудники с низкими результатами работы— Enigma. Они — сигнал для организации, что мы неправильно используем людей, и нам нужно срочно выводить их на другие позиции.

Люди-лидеры со средними результатами работы — Growth Employee. Здесь наша задача — поддержать человека через коучинг, наставничество, правильные инструменты развития. И мы должны приложить максимум усилий для раскрытия потенциала.

Ну и в девятом квадратике обосновались наши топы — Future Leaders. Они — ставка номер один с точки зрения ключевых позиций внутри организации. И мы с ними работаем индивидуально: мотивируем, развиваем, поддерживаем.

Теперь, когда сотрудник попадает в один из этих девяти квадратиков, вы чётко понимаете, что с ним делать и с точки зрения их результатов работы, и с точки зрения их потенциала. Осталось выстроить приоритеты: в каких людей нам инвестировать больше, а в каких — меньше.

Хотите усилить компетенции в управлении талантами? Забирайте в помощь памятку «Инструменты оценки потенциала сотрудников»

11
1 комментарий

Очень подробно и просто написано :)
Даже самый амбициозный и эффективный сотрудник иногда может что-то забыть. Чтобы сотрудники ничего не забывали и не упускали, используйте профильный софт. Например, Projecto. А так же не забывайте учитывать прошлые заслуги подчиненных, вводите понятные и адекватные критерии оценивания, сохраняйте результаты для последующей аналитики

Ответить