Психология масштабирования: как делегировать, чтобы бизнес рос?

Психология масштабирования – это комплекс настроек психики предпринимателя, которые позволяют ему максимально быстро и комфортно увеличивать свой бизнес. В процессе роста компании предприниматель понимает, что текущих задач всё больше, часть процессов необходимо поручить сотрудникам. В теории все просто. На практике проблемы могут поджидать на любом этапе. Неумение делегировать сильно тормозит масштабирование компании.

Психология масштабирования: как делегировать, чтобы бизнес рос?

Собственник боится делегировать, потому что считает: честных сотрудников нет, все специалисты уехали за рубеж, оставшиеся требуют непомерных денег и нет гарантий, что они сделают хорошо и т.д. На самом деле корень проблемы в голове предпринимателя. Чтобы было понятнее, расскажу вам одну историю.

Страшная сказка про хлеб

Однажды отец попросил своего сына сходить за хлебом. Мальчик согласился и принёс к обеду чёрствый багет, хотя отцу хотелось свежего бородинского. Из этой истории отец сделал вывод, что никто на свете не способен купить ему правильный хлеб. Отец вспомнил народную мудрость: хочешь сделать хорошо – сделай сам. Каждый вечер, несмотря на усталость, отец теперь заезжал в супермаркет и покупал хлеб сам.

- А что делать? - думал он. Вот сосед своего сына за хлебом отправил, так тот вообще спустил деньги на мороженое. А другой знакомый заказал себе курьерскую доставку хлеба, и ему привезли надкусанную булку.

Так и ездил отец всю жизнь за хлебом сам. А когда не успевал или болел, вся семья оставалась без хлеба.

Как вы думаете, герой прав? Делегировать покупку хлеба невозможно?

Давайте рассуждать вместе: как делегировать покупку хлеба сыну-подростку, чтобы тот справился?

Для начала нужно убедиться, что сын имеет достаточно времени и способностей для выполнения задачи – ему сейчас не надо в школу, он умеет ходить, знает, где магазин. Затем объяснить ему, какой именно хлеб нужно купить, где он лежит, с какой стороны на упаковке хлеба напечатан срок годности, какая дата приемлема. В завершение обсудить мотивацию, например: «На сдачу можешь взять себе мороженое». Идеально, если первый раз вы сходите в магазин вместе, а во второй раз сын перед покупкой пришлёт вам фото буханки через мессенджер. В дальнейшем можно будет договориться, что свежий хлеб мальчик будет покупать по вторникам, четвергам и субботам. Если всё происходит согласно договоренности, то тратить сдачу на мороженое можно так же трижды в неделю. Последний штрих – первое время накануне вечером напоминайте пареньку, что к завтраку нужен свежий хлеб. Когда покупка хлеба войдёт в привычку, поручите мальчику приносить и молоко.

Вы уже догадались, что это не просто сказка, а алгоритм по вводу в должность нового сотрудника. Если вы всё поняли – не читайте дальше.

Психология масштабирования: как делегировать, чтобы бизнес рос?

А мы поговорим о том, какие ещё правила, кроме алгоритма, есть в делегировании.

Правило №1

Не надо делегировать просто так.

Есть предприниматели, которым нравится быть в операционке: замыкать на себе ежедневно 100-500 бизнес-процессов. Через полную вовлечённость они чувствуют себя хозяевами ситуации. Рассуждают примерно так: «Если я не буду работать в моём бизнесе, как я могу считать этот бизнес своим?» Или так: «Я открывал бизнес, потому что мне нравится это делать. Зачем кому-то перепоручать, если я кайфую?».

Если это про вас и вам комфортно – ничего менять не надо. Есть принцип: работает – не трогай.

Не надо делегировать обязанности сотрудникам только потому, что умный коуч на тренинге так сказал.

Делегирование – это инструмент, который применяют, если появилась задача, в которой делегирование полезно.

Правило №2

Делегируем под задачу.

Какие могут быть задачи?

Масштабирование бизнеса

Собственник, который замыкает на себе много задач, становится главным ограничением бизнеса. Вокруг есть специалисты, умеющие быстрее и эффективнее, но предприниматель их не нанимает. Проходит немного времени, технологии меняются, но собственнику некогда переучиваться – он же бизнес делает. Без свежих знаний бизнес начинает буксовать, собственник выгорает, не может вкалывать как раньше. Вместо масштабирования компания теряет обороты. Если узнали в этом себя – снимайте с себя доспехи бога и нанимайте профессионалов.

Нужно больше свободного времени

Наверняка есть часть рутинных дел, которые вам давно надоели. Не нравится – не делайте. Наймите того, кто справится с этим лучше вас. Освободите себе время для отдыха, общения с семьей и друзями или для запуска нового проекта.

Правило №3

Делегируем конкретный функционал

Предприниматель на старте бизнеса играет в своём проекте много ролей. Он и маркетолог, и бухгалтер, и копирайтер, и кладовщик, и генератор идей, и уборщик. Любую из этих ролей можно делегировать кому-то, кто в этом сильнее.

Если 6 часов в день предприниматель работает как специалист «горячей линии», то в эти 6 часов он ничего не делаете для масштабирования бизнеса как собственник. Просто подумайте об этом.

Правило №4

Следим за своим мышлением

Хочешь сделать хорошо – сделай сам. Это такое частое ограничивающее убеждение, что господствует на уровне социума, но полезно ли оно? Оцените такое: хочешь сделать хорошо - найми правильного сотрудника. Если у вас в бизнесе появилась цель в которой поможет делегирование, начните с главного: делегируйте опытному бизнес-психологу разбор своего бизнес-мышления. Вы убережете себя от фатальных ошибок, которые совершают предприниматели при делегировании.

Суть в одном абзаце

Масштабирование бизнеса буксует, если собственник не хочет или не умеет делегировать. Запустить эффективное делегирование мешают блоки в мышлении. Не все психологические ограничения у себя можно увидеть самому, для начала делегируйте бизнес-психологу наладку вашего бизнес-мышления. Как только ограничения уйдут, вы поймёте, под какие задачи вам нужны сотрудники, где их взять, как их правильно ввести в работу в вашей конкретной ситуации. Масштабирование - это командная работа. Набирайте правильных людей и открывайте новые горизонты.

22
11
2 комментария

Делегирование полезно, но как-то насчет малого начинающего бизнеса с небольшим количеством сотрудников(2-3 человека) немного не понятно как поступить. Например, поступила задача на создание сайта и его поддержку, а в коллективе только 1 человек разбирается в этом. Не выгорит ли он после этого проекта и последующих? И нужно ли нанимать кого-то еще, чтобы разгрузить?

1
Ответить

Добрый день, Антон! Вы правы, в новом бизнесе с небольшим количеством сотрудников делегирование имеет свою специфику. Из вашего вопроса не очень понятно: заявка на создание и поддержку сайта единовременная или вы планируете развиваться в этом направлении, системно привлекать таких заказчиков? Если это одноразовая история, то уберечь сотрудника от переутомления помогут мягкие сроки выполнения, стимулирующая выплата, дополнительный выходной по завершении проекта и т.п. Если же вы, как собственник бизнеса, планируете системно привлекать новую нагрузку в этом направлении, то разумно подумать о расширении штата. Всё зависит от вашей цели. Делегирование - это инструмент, который вы применяете так или иначе, исходя из вашей цели. Четко сформулировать свою цель собственнику бизнеса часто мешают внутренние ограничивающие убеждения. Я рассказываю о них подробно в моем бесплатном чат-боте по психологии масштабирования https://minikurs.dlomot.ru/md/top3_tg Забирайте его себе, там много информации, которая особенно полезна начинающим предпринимателям. Эти знания уберегут вас от самых коварных ошибок.

Ответить