FBO, FBS и DBS. В чем разница?

Когда вы заходите на маркетплейсы как поставщики и когда начинаете делать выкупы для продвижения через специальные сервисы (например, WB Prod) необходимо указать форму взаимодействия: FBO, FBS или DBS.

Давайте разбираться, что же скрывают эти жуткие аббревиатуры.

FBO (Fulfillment by Operator — исполнение оператором). Схема работы, при которой поставщик привозит товар на склад маркетплейса, а дальше им полностью занимается оператор: принимает заказы, формирует, доставляет клиентам.

FBS (Fulfillment by Seller — исполнение продавцом). Схема работы, когда поставщик продает товар со своего склада: получает заказ, обрабатывает его, упаковывает и везет до склада маркетплейса, а откуда он уже едет к покупателю.

DBS (Delivery by Seller — доставка продавцом). При такой форме работы маркетплейс выступает только как витрина. Все остальное поставщик делает самостоятельно: от хранения и упаковки до доставки заказа клиенту в руки.

Особенности работы по FBO

На первый взгляд это очень простая, удобная схема для работы. Один раз собрал товар, отправил и забыл обо всех проблемах, смотришь как идут заказы, деньги «капают». Самому больше ничего делать не нужно.

Это на самом деле может быть так, если точно попали с товаром, и продажи хорошо идут. В противном же случае, когда товар залеживается на складе, оператор начинает выставлять ощутимые счета за хранение. И в этот момент приходится искать пути отступления: делать скидки, выкупать самому или забирать остатки со склада (что не самая простая процедура).

Еще один недостаток FBO — невозможность контролировать состояние товара, качество его упаковки и оперативно реагировать на недочеты. Бывает, если заказ не выкупают с первого раза, то после нескольких транспортировок со склада на пункт ПВЗ и обратно, выглядит он уже не самым презентабельным образом: рваная или не липнущая открывающаяся упаковка, сложенная комком вещь, местами грязная или со следами примерки, отсутствующие части комплекта и тд.

Клиенты будут разочаровываться, отказываться от такого товара, ставить низкую оценку, писать плохой отзыв, а этот некачественный экземпляр будет вновь и вновь приезжать клиентам, пока кто-нибудь не поставит пометку «брак».

Важно, чтобы на складе всегда было достаточное количество товара в запасе. Если не успеть вовремя пополнить остатки, то карточка получит статус «Out-of-stock» (отсутствующий на складе) и упадет в рейтинге. А чтобы вернуть ее на прежнее место придется приложить немало усилий.

Но справедливости ради нужно отметить, что товары, продающиеся по данной схеме, имеют самый высокий рейтинг ранжирования в поиске, так как по внутренними алгоритмами Wildberries у FBO самая высокая скорость доставки.

Особенности работы по FBS

Эта схема работы вынуждает поставщика постоянно быть на связи, оперативно реагировать на поступающие заказы, собирать их, упаковывать, доставлять до склада маркетплейса на дальнейшую отгрузку покупателю. Вся оперативка лежит на самом поставщике, для этого нужны временные и человеческие ресурсы, место под хранение и упаковку. Работу по FBS сложнее организовать, но в ней есть свои плюсы.

При продаже со своего склада продавец всегда контролирует качество продукции, что получит клиент. Это особенно важно при продаже хрупкого или дорогостоящего товара.

При FBS удобнее продавать товар с низкой оборачиваемостью или тестировать новый, смотреть спрос на него. Нет страха уронить в рейтинге карточку, легко можно завести новую и при необходимости перебросить остатки с одной карточки на другую.

Эта схема оптимальна для новичков, если в ближайших планах нет масштабирования бизнеса и выхода на другие регионы.

Особенности работы по DBS

Изначально есть ощущение, что в этой схеме совершенно нет выгоды: сам хранишь, сам упаковываешь, сам продумываешь логистику как доставить до клиента быстро, дешево и надежно.

И все-таки плюсы можно выделить: контроль качества товара и упаковки, удобство работы с экспериментальным товаром как в FBS, низкие проценты на налоги и комиссии. К тому же маркетплейс выплачивает компенсацию на доставку.

Сложности возникают в период пиковых продаж, например, ноябрьские скидки или предновогодний ажиотаж, когда нагрузка на курьерские службы возрастает, срок доставки вашего товара покупателю может тоже значительно увеличиваться.

И все-таки это самый сложный вариант для продвижения. Карточки по DBS имеют худший коэффициент ранжирования. Чем меньше маркетплейс имеет взаимодействия с поставщиком, а в данной ситуации это так, тем больше придирается, у этой схемы наибольший процент блокировки выплат до выяснения причин.

Эту схему часто использовали мошенники, именно поэтому теперь ввели платную регистрацию личного кабинета для всех, но за поставщиками, работающими по DBS, следят внимательнее, чем за остальными.

Какую схему работы выбрать

Тут нет однозначного ответа. Каждый выбирает тот вариант, что удобнее в его конкретном случае. Так как в каждом варианте есть свои нюансы, достоинства, неудобства.

Один поставщик может одновременно работать по нескольким схемам, например, новый или товар премиум сегмента продавать по FBS, а массовый, уже раскрученный — отгружать по FBO.

Есть даже возможность к одной карточке прикрепить сразу два способа доставки — FBO и FBS. В первую очередь будут уходить остатки с FBO, освобождая склады Wildberries, а уже после со склада продавца. Этот вариант подойдет, если селлер по какой-то причине хочет плавно перевести продажу со склада маркетплейса на свой. Или использовать два вида для подстраховки карточки, чтобы она не сильно потеряла позиции, если закончатся остатки на FBO.

Начать дискуссию