задарма это когда выгодно экономически.
прикиньте во сколько обойдётся набор панелей, инвертор, накопитель (в виде АКБ) чтобы зарядить вам 15 км в день.
И сколько можно купить бензина на эти деньги даже с учётом роста цен. И сколько вы откатаете на них тысяч км.
Погодите, вы всерьёз считаете, что фотовольтаические панели на крыше дома смогут зарядить машину?
Ёмкость аккума Теслы - 75 кВт*ч.
Берем данные за современные фотопанели - 2.65 кВт*ч в сутки (а это одна из лучших). На крышу ну 10 штук запихаешь).
Допустим, что ты всю ночь ездишь на тачке, а именно днём ставишь заряжать (чтоб не городить аккумуляторную батарею размером с бытовку).
Итого, ты покупаешь Теслу. Покупаешь на всю крышу панелей (плюс кучу аккумуов для сглаживания колебаний) и они максимум треть тачки в день зарядят. Фотовольтаика если это для домашнего применения, это чисто лампочки + мелкую бытовуху заряжать. В поле зарядить телефон и т.п.
Рекомендовал бы для домашней зарядки Теслы, если у вас нет доступа к электричеству, поставить бензо- или газогенератор.
а просто затраты на электромобиль для обывателя ниже? стартер-пак, так сказать.
Сколько стоит обычная электричка? Ниссан Лиф плюс-минус в районе миллиона-1.5. Что имеем от неё? Маленький хэтчбэк за такую цену с запасом хода в 100-200км (и долгой зарядкой). У кого есть 1.5 миллиона и он не живёт в Мск/Краснодаре (где много зарядок или позволяет климат), он никогда не пойдёт отдавать свои деньги за мнимую экологию.
Условная Тесла повыше классом, она от 3-6 млн идёт? Продаётся официально или так же "ввози сам и любись с ней сам"? Электрички на текущий момент это для "заботливого об экологии" среднего класса, который ХОЧЕТ переплатить за свою особенность.
Просто у нас страна такая, где огромные расстояния, климат зачастую суровый (как минимум за Уралом, а это 2/3 страны), где часто нет дорог или они в таком состоянии, что только кроссоверы выручают. И туда ни Лиф, ни Тесла не подходят. (Про китайских Зикров и БЮДов за 9 млн не будем говорить вообще).
А обслуживание? У меня даже в мясорубке электродвигатель откинуться может, а вы говорите ничего не надо менять и чинить. Машины же не на 3 года покупаются, чтоб потом скинуть в трейдин как телефон и пойти новую взять. Раньше-то дорого было, сейчас вообще роскошь.
Если владелец бизнеса не соврал и действительно платит в Томске работягам на производстве от 100к, то там они как сыр в масле катаются. Не потому что огромные деньги и низкие цены, а потому что в других местах ЗП ниже в среднем.
Там даже погромисты получают не то чтобы много даже на фоне Нска.
На СТО спрашивали принципиально ли мне за остаток в пару капель масла или они могут подключить какой-то "маслосос", который за полчаса всё масло с движка вытянет. И при смене масла не надо ничего мыть, просто потом новое наливают (даже если оно отличается от предыдущего).
Аналогично: ездили семьёй (ребёнок 2-х лет) на месяц. В Алматы свой особый вайб, я бы сравнил его почему-то с Питером советской застройки (хотя климат вообще другой), но атмосферно очень. Опять же, туристу лучше за пределы "золотого квадрата" не ходить, т.к. остальное и дома есть)
Ездили на экскурсии однодневные поочередно: Чарынский каньон, озеро Кольсай, озеро Иссык - топ локации, в пределах 4-х часов в одну стороны от Алматы и такое красивое! На Алтае прям таких гор с такой доступностью и сервисом нет, например. В Сочи, скорее всего, есть, но стоить будет дороже.
Так же сделали карточку с ИИНом буквально за 2 поездки до МФЦ и банка (хотя 1 оказалась лишняя, но сотрудник не удосужился меня предупредить). Деньги переводить конечно гемор (легально и более менее понятно - через обналичку и Золотую Корону, остальные способы сильно заморочнее).
Ну и если едете и знаете примерный бюджет - берите налик, меняйте в местных обменниках (курс на 5-7% выгоднее, чем в банках). По ценам - курс тенге стал не очень приятный к рублю, цены питерско-московские на жильё, но на питание вполне приемлемый. Такси чаще дешевле, чем в Сибири, иногда столько же.
Из приколов: все местные офигенно относятся к детям, после толчков коляски и докапываний у себя на родине, приезжаешь в другую страну и детям (любого вида) просто рады, им улыбаются, с ними играют, у всех местных по 2-3 детей своих.
Там даже хитрее было, пока были техпроцессы выше 20 нм, то там это хоть как-то привязывалось к размеру окна для фотолитографии. Потом цифра техпроцесса стала маркетингом и олицетворяла собой меру плотности упаковки транзисторов. То есть не само оптическое разрешение стало с 7 -> 3 нм, а плотность упаковки транзисторов увеличилась, что это якобы соответствует уменьшению размера техпроцесса.
Умещалось 100 млн элементов на квадратный миллиметр, а стало 200 - вот и техпроцессная цифра соответствующая.
Дополню ещё важный пункт про техпроцесс в микроэлектронике.
Самсунг и остальные компании не начали делать чипы размером в 3 нанометра, они освоили ТЕХПРОЦЕСС в 3 нм.
Это значит, что минимальное окно для технической операции - те самые 3 нм. Значит ширина/толщина/длина для одного из слоев в составе транзистора/диода - 3нм. Но сам диод/транзистор сильно больше, т.к. у диода минимум 2 слоя, а у КМОП-транзисторов их 3 (если не брать всякие хитрые объёмные разновидности, которые как раз и позволяют сократить размер, оставив возможность управления током). И в процессоре таких транзисторов миллионы (сотни в производительных).
Итого, если у тебя минимальное окно 3 нм, то прикиньте какой размер у транзистора на схеме, что их для переключений часто несколько для реализации простой логической схемы типа И-НЕ или ИЛИ-НЕ, таких схем миллионы. И получаем современный процессор в 5см х 5 см (условно) с выводами-ножками.
*на картинке примерно показал о чем речь за окно техпроцесса
Когда работал в фирме, где пытались найти применение этих СНЭ, то более-менее адекватно смотрелись только всякие подстанции для нагрузки типа насосных станций нефтегаза. Никакая фотовольтаика, ветростанции с аккумуляторами не перебьёт по экономике дизель с доставкой топлива хоть на собаках/оленях, хоть на вертолётах.
Это прекрасно, что так высоко оценивают, но мой тезис был про ЗП в 200к. Это сеньорская зп в Контуре, мидлы получают сильно меньше. И с учётом, что платят там или ниже, или по рынку, то значит в финтехе их зп 250-300к. И если вы платите своим спецам 100к, когда их на рынке оценят в 250 - вы не очень правы и надо задуматься.
Где вы такие зп взяли в Контуре у джавистов с 1 годом опыта? Только если сразу оцениться на сеньоры на собесе. И если чела оценили на сеньора в Контуре - значит он сеньор и заслуживает не 200, а вполне даже больше)
это попытка продавать промышленные решения масс-сегменту физлиц в модной оболочке. Кто дома себе строит энергосбережение он или посчитает солнечные батареи или газо-/бензогенератор поставит.
единичные случаи поставок на промышленные подстанции литиевых батарей были в 2015-2018 годах заместо свинцовых гелевых, и то больше для эксперимента. Ну и на рязанскую электрозарядную станцию. Потом правда выяснилось, что в Рязани аж один электромобиль, но зарядную станцию запустили, ага.
Тому же Газпрому для ПС 110 или 35 кВ единично ставили батареи Лиотеха, вроде успешный эксперимент признали, но это всё равно дорого и какой смысл?
.
Это же та контора, которая заставляет ставить трекер, который поминутно делает скрины рабочего экрана и если не по работе скрин - вычитает из рабочего времени. И при этом надо набрать 40 "полных" рабочих часов?