«Ставлю одну звезду». Как превратиться из селлера в основателя фулфилмента за год?

История о том, как 21-летний парень попал в e-commerce. Спойлер: все закончилось хорошо.

Пандемийные времена заставили многих из нас обратиться к маркетплейсам: пока друзья заказывали одежду через Вайлдберриз, меня заинтересовала система платформы: она показалась мне логичной и выверенной, так что, недолго думая, я обзавелся ИП и стал полноценным селлером к осени 2020 года.

Первые попытки познать нишу были не самыми простыми, но полезными: скажу сразу, я не проходил никакого обучения, а руководствовался, в большей степени, интуицией и информацией, полученными из различных источников. Поиск склада и товара (самого разного: от ароматических стимуляторов до товаров для дома), проверка поставщиков, создание документации – все это было ничто в сравнении с подготовкой самого товара к продаже. Необходимо было с нуля создать карточку товара (привлекательная инфографика, понятное описание, подбор запросов) понять, как работают алгоритмы продвижения, которые помещают продукцию в топ и найти подходящие инструменты.

В карусели прикреплен один из этапов процесса создания карточки товара того периода

Рассчитывать пришлось на свои силы – только так можно было добиться максимальной кликабельности от покупателей, и до какого-то времени, мой бизнес рос – зимой 2021 года насчитывалось более 1000 доставленных заказов, появлялись сотрудничества с другими продавцами. Негабаритный товар и работа по схеме FBS, признаюсь честно, избавляли от огромного количества проблем: не нужно было арендовать помещение и нанимать помощника.

FBS (fulfillment by seller) — модель, при которой поставщик самостоятельно занимается укомплектовкой и хранением товара.

<i>Вот так выглядел один из заказов (внутри пупырка для надежности)</i>
Вот так выглядел один из заказов (внутри пупырка для надежности)

Вскоре я уперся в «потолок». Осенью 2021 появилось осознание, что еще немного, и я перестану справляться с объемом – аутсорсинг был не по карману, поэтому пришлось перейти на систему FBO: здесь и начались проблемы.

FBO (fulfillment by operator) – система, при которой маркетплейс обеспечивает хранение, доставку, прием платежей и при необходимости обработку возвратов.

Клиенты часто получали вскрытый товар и ставили мизерную оценку за нарушение целостности упаковки (несмотря на то, что качество самой продукции их устраивало!). Так как случай был не единичный, а отзывы оставляли желать лучшего, алгоритмы медленно, но верно снижали мой рейтинг, как продавца.

<i>Отзывы после смены схемы, как видите, оставляли желать лучшего</i>
Отзывы после смены схемы, как видите, оставляли желать лучшего

Мирное урегулирование вопроса не решило проблему: в поддержке платформы обещали разобраться, но, как это часто бывает, спустя время об этом забыли.

Имея к тому времени представление о работе с маркеплейсами и выступая в качестве куратора для начинающих поставщиков, я решился полностью сменить вектор деятельности и переквалифицироваться, открыв собственный фулфилмент.

Объективно я осознавал, что:

  • Ниша e-com все еще имеет потенциал, но не в том виде, который интересовал меня на тот момент.

  • У меня есть финансы, опыт и умения организовать процесс таким образом, чтобы принимать одновременно несколько десятков поставок и контролировать их статус.
  • Предоставить гарантии относительно целостности продукции могут не все организации; доверие клиентов стало ориентиром.

В течение следующих четырех месяцев моя жизнь напоминала квест, и по истечению этого времени в Санкт-Петербурге открылся NCG fulfillment — больше о компании можно узнать по ссылке :).

В ходе работы (стартапу чуть больше 7 месяцев) выявилось множество подводных камней в сотрудничестве с поставщиками и другими партнерами – иногда приходится выдумывать на ходу и креативить, чтобы справиться с графиком, но это настолько интересно, насколько сложно.

Кстати, открытие фулфилмента – это отдельная история, о которой я расскажу в следующих постах, если Вы захотите – просто дайте знать в комментариях.

11
Начать дискуссию