{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Как оценить системное мышление на собеседовании?

Компетенция Системное мышление - один из самых востребованных навыков в современном мире, поскольку является основой для принятия решений. Чем выше это компетенция развита, тем эффективнее принимаемые решения. В первую очередь это компетенция важна для руководителей, архитекторов, аналитиков, разработчиков, но в последнее время она актуальна практически для всех офисных позиций.
Системное мышление – это тип мышления, который характеризуется целостным восприятием предметов и явлений, учитывая их связи между собой.
Человек, у которого развито системное мышление:

  • Видит целостную картину явлений, событий, предметов, как систему;
  • Видит каждый элемент системы по отдельности;
  • Видит связи элементов системы между собой и влияние друг на друга;
  • Видит взаимосвязь этой системы с внешними системами;
  • При принятии решений, анализе, опирается на все вышеперечисленное.

Как определить обладателя системного мышления?

1. Оценка резюме кандидата.

Резюме человека изложено последовательно и лаконично. Места работы развиты на блоки, которые похожи по структуре. Описание задач, проектов подается через результаты, которые объединяют весь опыт по какому-либо признаку. Такое резюме читается просто и сразу дает представление об опыте кандидата, о его ключевых навыках и о достижениях.

2. Анализ ответов на вопросы на интервью.

Примеры вопросов:

  • Расскажите о своем последнем месте работы? За что вы отвечали? Каких результатов достигли?
  • Опишите удачный проект / опыт. Почему этот проект \ опыт успешный? Какие ваши решения повлияли на успех?
  • Опишите менее удачный проект / опыт? Какие выводы сделали на будущее из этого опыта? Что бы вы могли сделать по-другому?
  • Как вы планируете свой день?
  • Каким образом вы расставляете приоритеты между задачами?

Задача интервьюера при ответах кандидата проследить за тем:

  • Как человек рассказывает про опыт \ проект. Какие критерии использует для описания.
  • На что опирается при принятии решений. Смотрит ли c позиции helicopter view.
  • Как определяет и приоритизирует риски.
  • Как прогнозирует и учитывает ли возможное развитие событий в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективах

3. Обсуждение реальных или придуманных кейсов.

Предложите кандидату проблему или кейс, которые нужно решить во время собеседования.

Вы можете использовать реальную проблему, с которой столкнется кандидат, выйдя к вам в компанию, или же смоделировать ситуацию. Главное, чтобы в кейсе не было однозначного ответа и была возможность задать дополнительные вопросы. Это позволит увидеть то как человек мыслит и принимает решения.

Оценить ответ можно исходя из следующих критериев:

  • Задает вопросы для того, чтобы сформировать полную картину о поставленной задаче.
  • Верно определяет причинно-следственные связи.
  • Выделяет все основные крупные проблемы/риски.
  • Обозначает несколько вариантов возможных действий для решения проблем/минимизации рисков в ходе реализации задачи.
  • Предлагаемые действия для решения проблем/минимизации рисков в ходе реализации задачи логичны и обоснованы.
0
6 комментариев
Написать комментарий...
валдис фет

Не один раз сталкивался с узколобой ситуатцией . Отценивают твое системеное мышление. Порядок отценили . Начинаешь после этого задавать равные системнык вопросы интервьюеру . Результат пальцем в небо ! И не способность продолжить беседу ......

Ответить
Развернуть ветку
Елена Гоцева

А зачем вам оценивать рекрутера на системность мышления? Он не трудоустраивается же к вам на работу;)

Ответить
Развернуть ветку
валдис фет

Подскажу , мне с ним дальше работать на общий результат...

Ответить
Развернуть ветку
Константин Митин

Основная проблема в оценке системного мышления - наличие системного мышления у оценивающей стороны. Когда оно есть, то проблем в том, как подобрать инструмент оценки не возникает. Хватает просто разговора о бытовых ситуациях либо повседневных новостях.

Ну и обратная ситуация. Приходит человек с системным мышлением, видит перед собой интервьюера без системного мышления, который собирается оценить его системное мышление. Какие выводы тут можно сделать, если воспользоваться системным же мышлением?
Скорее всего, где-то наверху кто-то сказал, что нужны сотрудники с системным мышлением. Возможно, это просто влияние моды - тогда плохо. Возможно, этот кто-то устал от людей без системного мышления - это тоже плохо, значит таких людей не хватает в организации.
То, что человека у которого нет системного мышления послали оценивать то, что он оценить просто не может (как слепому пробовать оценить степень близорукости другого человека), говорит о том, что HR-процессы не в очень хорошем состоянии.
Поэтому нечего удивляться, что кто-то наверху устал либо легко поддается веяниям моды. Это просто проверка логической целостности картины.
Захочет ли человек с системным мышлением работать в такой организации? Вряд ли, выглядит стремно. С другой стороны, таких работодателей очень много, поэтому человек может и остаться, но без большого желания.

Ответить
Развернуть ветку
Елена Гоцева

Константин, я правильно понимаю вашу мысль: для того, чтобы оценить системное мышление, человек обязательно должен им обладать?

Ответить
Развернуть ветку
Константин Митин

Конечно. А иначе, что получится? Оценивающему дадут какой-то тест, которым он будет пользоваться без понимания вслепую, потом оцениваемые со временем изучат тест и сформируют пул «правильных» ответов. Оценивающий за счет непонимания и действий вслепую ничего с этим сделать не сможет, потому что банально не имеет возможности сделать даже полшага в сторону от обычного пути опроса.
При этом системное мышление развивается под действием либо технического, либо естественнонаучного, либо классического образования. Классическое образование в нашей стране дают плохо, кадры с естественнонаучным образованием встречаются нечасто. Как результат получается то, что получается.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда