{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

«Я теряю понимание того, что происходит с рынком». О работе в условиях неопределенности

Интерес к курсам биотех-центра «Бластим» вернулся на дофевральский уровень, но в России стало меньше компаний, которые могут трудоустроить слушателей. В интервью «Коммерсанту» сооснователь проекта Вита Степанова рассказала, почему в условиях неопределенности предпринимателям стоит цинично выстраивать бизнес-процессы и уделять больше внимания коммуникации.

— Где вы сейчас находитесь и почему?

— Я нахожусь во Франции, потому что около пяти лет назад я переехала сюда по работе своего супруга, и с тех пор я здесь живу. В этом смысле у меня ничего за последние девять месяцев не изменилось (интервью с Витой проведено в ноябре.— прим.).

— Чтобы аудитория понимала, о чем мы говорим, я попрошу вас рассказать в принципе о своем бизнесе. Когда он начался, как вы его запускали, что вы вообще делаете? Какие услуги оказываете и какова основная бизнес-модель, как она выстроена?

— У нас экосистема для сотрудников и работников биотеха «Бластим». Мы изначально запускались как платформа для поиска работы, для себя и своих коллег, потому что мы были информатиками, выпустившимися в 2012 году из МГУ, и мы очень плохо понимали, какой есть рынок, куда можно идти таким сотрудникам работать, кому нужны такие специалисты. Так получилось, что я довольно много на последних курсах университета и на первых курсах аспирантуры стала заниматься комьюнити-менеджментом, вокруг меня собрались какие-то люди, которые могли быть заинтересованы друг в друге. Стало понятно, что нам… Мне и моему одногруппнику, соратнику, сооснователю «Бластима» и моему большому другу Юре (Юрий Пеков.— прим.), нам пришло в голову, что пора запускать свою платформу.

Сначала это была просто платформа с вакансиями. Мы перепощивали вакансии, которые выходили, и рассказывали о них всем, кого знали. Такой удобный хаб для поиска работы. Со временем, наверное, наше умение общаться с людьми позволило нам вести какие-то образовательные программы. Мы много делали современного хардкор-образования для биоинформатиков. И это выросло в отдельное направление в «Бластиме» — в курсы.

При этом, когда люди стали приходить к нам на сайт и трудоустраиваться через наши порталы, к нам стали приходить работодатели и просить рекрутинг под ключ. И так, исходя из запросов рынка, мы сделали еще третье направление нашей деятельности, это рекрутинг «под ключ».

Сейчас компания «Бластим» — это платформа для поиска работы, это комьюнити биологов, химиков, фармакологов, врачей, представителей аграрного бизнеса, это рекрутинговое агентство и это образовательный центр. Такая техплатформа для специалистов в области биологии.

Соответственно, для каждого направления модель заработка отличается. На курсах это продажа билетов. В основном мы работаем с B2C, но довольно часто к нам приходят и B2B-клиенты, когда заказчиком является институт или компания.

Курсы у нас дублируются: онлайн и офлайн. Почти на каждом курсе можно прийти поучаствовать офлайн, а можно при этом почти такую же степень подготовки и обратной связи получить, участвуя онлайн. Мы сделали так потому, что у нас учатся очень много людей вне Москвы, но проводить офлайн-курс мы можем только в Москве. А офлайн очень важен для многих наших хардскилловых вещей, потому что у нас очень много teaching assistants, которые подходят, садятся с тобой и разбирают твою задачку прям от и до. И это, конечно же, никто не сделает лучше, чем человек, который просто подойдет к тебе, поставит свой стульчик и сядет напротив тебя. Поэтому у нас гибридный формат, такое онлайн-офлайн образование. Но я понимаю, почему все делают онлайн, потому что это, естественно, маржинально намного эффективнее. И мы тоже стараемся думать в сторону увеличения маржинальности, но так чтобы у нас не проседала фишка с персональной помощью.

— 24 февраля. Когда вы узнали о начале военных действий России на территории Украины, что-то поменялось в этом дне у вас? Проводили ли вы какие-то внеплановые совещания и так далее?

— 24 февраля новости застали меня врасплох. Пришлось довольно сильно поменять свое представление о дальнейшем развитии, поменять и стратегические цели, и тактические цели. Потому что, во-первых, тогда заморозилось несколько проектов, которые у нас шли, уже были близки к подписанию. Один договор даже был у нас подписан, услуга была оказана, но мы пошли навстречу своему клиенту и отменили услугу, вернули деньги. Были и такие истории.

Тактически много чего посыпалось, локально. А стратегически стало понятно, что надо все перепланировать. Мы сильно перекроили свои планы на 2022 год.

У нас была летучка с командой. Наверное, самое главное для меня, как руководителя, было понять, как я могу всем помочь. То есть я выслушала всех, мне было важно понять, кто что хочет сейчас, у кого какие взгляды, кто как сейчас видит свою жизнь, чем я могу помочь как работодатель и человек в первую очередь. И надо сказать, что люди в команде тоже по-разному себя вели, кто-то сказал, что все ок, я остаюсь и все будет по-прежнему. Кто-то сказал, что ему нужна денежная помощь или помощь с переездом, или еще какая-то.

Наш системный администратор вообще был в Киеве, мы ему написали, спросили, как его дела. Он сказал, что все отлично, только вот есть небольшая проблема с электричеством, поэтому он не гарантирует, что он сможет выполнять свою работу вовремя.

И с тех пор, конечно, нам не удалось с ним нормально поработать, во многом потому, что особенно первые дни он сидел… С его слов, он сидел в помещении без электричества, где было довольно тяжело доставать горячую воду, электричество, точно уж было не до работы. Как-то так.

Мне кажется, у нас был шок, у меня был шок первые пару недель, а потом стало понятно, что нужно что-то делать, нужно какое-то стратегическое решение искать. Еще мне было очень важно, как мы будем позиционироваться в social media. Как мы будем говорить о проблеме, как мы будем продолжать делать маркетинг, продолжать что-то продавать, продолжать быть полезными, потому что стало ясно, что сейчас может быть другая нужна помощь людям, которые от нас ее ждут.

И на этом фоне мы сделали большой ноушн помощи (список полезных ссылок и ресурсов, для тех, кто хочет или вынужден был быстро релоцироваться из России, Украины или Белоруссии.— прим.), собрали все инициативы по поддержке беженцев, людей, которые меняют работу, людей, которые хотят поменять свои CV, людей, которые ищут какие-то релокационные возможности для себя новые. В общем, это был такой наш прогонный проект, который мы просто не могли не сделать, потому что много информации стали видеть и просто собрали ее в одно место. Очень надеюсь, что она кому-то помогла в тот момент.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда