Второстепенные мысли и взгляд на убеждения в звуковой терапии: применение точки зрения Аристоксена

Перевод статьи Митча Нура

В пределах сообщества звукового исцеления мы находим большое разнообразие протоколов того, как звук работает в терапевтической манере; а иногда он вообще не соблюдается. Тем не менее, в истории мы находим многочисленные убеждения и предположения многих музыкальных философов и теоретиков.

Наиболее знаком жителям Запада Пифагор - греческий философ, тесно связанный с термином «музыка сфер», создатель музыкальной гаммы, отец геометрии и гармонического ряда. До сих пор никто не согласен с тем, где он родился: одни писатели помещают его местом рождения остров Самос, другие настаивают, что он родился в Сидоне (Ливан). Многие писатели осыпают его созданием диатонической музыкальной гаммы, но дальнейшее исследование показывает, что он выучил эту музыкальную гамму у фракийского учителя, у которого он учился в Персии. Он просто принес его грекам. Но что важно, так это пифагорейские интервалы (гармоники) и то, как сегодня они широко используются сообществом звукового целительства.

Например, пифагорейские камертоны, или Планетарные Гонги, отражающие мысль о космической гармонии или музыку сфер. Многое было сказано, написано и представлено о том, почему эти интервалы важны в звуковой целительской работе. Или почему математика является общим правилом, влияющим на звуковую работу.

Примерно через 100 лет после Пифагора родился итальянский теоретик музыки, оказавший влияние на теорию и применение музыки от Птолемея, Боэция, Авиценны до Янниса Ксенакиса и современных композиторов-экспериментаторов. Так кто же был этот человек и почему он важен для этой дискуссии? Аристоксен был выходцем из греческой колонии Тарент в Италии в 4 веке до нашей эры. В начале своей жизни он был связан с пифагорейцами, но позже переехал в Афины, чтобы учиться у Аристотеля. Он был сыном известного музыканта и поэта Спинтароса, который научил его музыкальным традициям греческих колоний. «Новая музыкальная теория, которую Аристоксен создал в около 320 г. до н. э., радикально отличалась от теории пифагорейских арифметиков. Вместо измерения интервалов дискретными отношениями Аристоксен использовал непрерывно изменяющиеся величины». [1] Он был противником исчисления и считал, что тренированный слух музыканта достаточно точен. Он также считал, что «греческая музыка была в основном монофонической, с гетерофонными, а не гармоническими структурами». [2] Его отклонение от преобладающих пифагорейских формул было революционным для того времени. Глядя на наше понимание древних греков сегодня, можно сделать вывод, что «нынешнее знание акустики еще больше подтверждает пифагорейскую формулу, показывая, что отношения, обратные гармоническим отношениям, появляются среди частот вибрации музыкальных тонов, а также среди естественных гармонических составляющих составных тонов.

Таким образом, гармония в музыке рождается в числе, а фундаментальные законы мироздания, выраженные в числе, обретают осязаемую форму через музыкальную гармонию».[3] Или то, что мы сегодня называем гармонией сфер. Но логика Аристоксена не отрицает правомерности этих наблюдаемых отношений. «Он просто отвергает формулу Пифагора и ее метафизические расширения как чуждые музыкальному искусству». [3] Аристоксен говорил: «Простое чувственное различение величин не является частью общего понимания музыки. Простое знание величин не проясняет ни функции тетракорда, ни нот, ни различий родов, ни различий простых и сложных интервалов, ни различия между модуляционными и немодулирующими гаммами, а также способы построения мелодии или вообще что-нибудь в этом роде».[5] Говорят, что Аристоксен был автором 453 книг (одну написал Пифагор)[6], многие из которых посвящены музыке, танцам, музыкальным инструментам и трагедии. Широко известен его монументальный труд «Элементы гармоник», дошедший до наших дней. Это произведение в свое время вдохновило Боэция на создание « De Institutione Musica of the Medievance» .

«Аристоксен изобрел музыковедение как самостоятельную дисциплину, не подчиненную ни космологии, ни этике. Он привнес метод в исследование гармоник и разработал основные понятия, что музыкальный звук — это тот, который происходит посредством ступенчатых высот; это первый элемент мелодии, и то, как он функционирует в гамме, делает его музыкальным; что большие интервалы могут быть составлены из тона, а меньшие интервалы определены как части тона». [7] Нотация тетракорда Аристоксена была принята греческой православной церковью из-за ее литургических ладов и повлияла на исламские трактаты, в частности, на настройку всех ладов

С точки зрения звукотерапии Аристоксен утверждал, что музыкальные интервалы следует классифицировать по их влиянию на слушателей, а не просто исследовать их математические соотношения, что противоречило пифагорейцам. Эта идея Аристоксена привела к научному изучению музыки, за которым последовали первые психофизические эксперименты на заре экспериментальной психологии, которые сопоставили изменения в физическом мире с изменениями в психологическом мире. Он стремился отделить изучение музыки от физики и математики. Он отказался использовать в своем трактате какие-либо отношения, явно противоречащие пифагорейцам, также он говорил о повышении и понижении высоты тона в терминах напряжения и расслабления, которые в его время не допускали точного численного измерения. Аристоксен делал это не с точки зрения длины строки, из которой можно было бы рассчитать отношения.

Он отверг учение пифагорейцев о том, что арифметические правила являются окончательным судьей интервалов и что в каждой системе должно быть найдено математическое совпадение, прежде чем такую систему можно будет назвать гармонической. Он утверждал, что по слуху мы судим о величине интервала, а по пониманию оцениваем его силы. И что природа мелодии лучше всего открывается чувственным восприятием и сохраняется в памяти, что нет другого пути к знанию музыки.

Я вижу, что сегодня эту философию принимают многие звуковые целители, наблюдая и осознавая, как звук воздействует на других, и что точные цифры могут быть не такими важными, как утверждают другие. В настоящий момент это восприятие ведет нас и определяет наши действия разумом или интуицией, позволяя нам выйти за пределы представления о том, что математика является правилом, что более всего нужна другая методология. Мы освобождаемся от неумолимой строгости математического определения.

Комментарий к постскриптуму: Пифагор сказал: «Через Вибрацию приходит Движение, через Движение приходит Цвет, через Цвет приходит Тон». Нет никаких зарегистрированных свидетельств того, что он когда-либо произносил фразу «Музыка сфер». Многие люди также предполагают, что Пифагор также изобрел диатоническую музыкальную гамму, но она уже существовала за 1000 лет до того, как родился Пифагор.

Литература из статьи:

1 & 2 - Divisions of the Tetrachord, John Chalmers, Frog Peak Music

3 & 4 - Pythagoras and Aristoxenos Reconciled, Norman Cazden, Journal of the American Musicological Society Vol. 11

5 - Elements of Harmonics, Aristoxenos - Oxford Press

6 - Sound Therapy Timeline, a private research paper - Mitch Nur, PhD

7 - Aristoxenus of Tarentum and the Birth of Musicology. Studies in Classics, vol. 9 by Sophie Gibson, Rutledge Publishing (reprint from the Bryn Mawr Classical Review)

Второстепенные мысли и взгляд на убеждения в звуковой терапии: применение точки зрения Аристоксена
Начать дискуссию