Примерно через 100 лет после Пифагора родился итальянский теоретик музыки, оказавший влияние на теорию и применение музыки от Птолемея, Боэция, Авиценны до Янниса Ксенакиса и современных композиторов-экспериментаторов. Так кто же был этот человек и почему он важен для этой дискуссии? Аристоксен был выходцем из греческой колонии Тарент в Италии в 4 веке до нашей эры. В начале своей жизни он был связан с пифагорейцами, но позже переехал в Афины, чтобы учиться у Аристотеля. Он был сыном известного музыканта и поэта Спинтароса, который научил его музыкальным традициям греческих колоний. «Новая музыкальная теория, которую Аристоксен создал в около 320 г. до н. э., радикально отличалась от теории пифагорейских арифметиков. Вместо измерения интервалов дискретными отношениями Аристоксен использовал непрерывно изменяющиеся величины». [1] Он был противником исчисления и считал, что тренированный слух музыканта достаточно точен. Он также считал, что «греческая музыка была в основном монофонической, с гетерофонными, а не гармоническими структурами». [2] Его отклонение от преобладающих пифагорейских формул было революционным для того времени. Глядя на наше понимание древних греков сегодня, можно сделать вывод, что «нынешнее знание акустики еще больше подтверждает пифагорейскую формулу, показывая, что отношения, обратные гармоническим отношениям, появляются среди частот вибрации музыкальных тонов, а также среди естественных гармонических составляющих составных тонов.