Собственно не только WB и Ozon, любой современный маркетплейс - это помойка (уж постоянные покупатели aliexpress это знают, как ни кто лучше). Просто эти два маркетплейса - крупнейшие на территории России. Пока вы покупаете в них и у вас все хорошо - все хорошо, уж простите за тавтологию. Как только у вас возникает любая проблема будь то проблемный или бракованный (технический) товар, отмена товара, техническая ошибка на стороне маркетплейса и так далее - все идет по звезде и (почти) все издержки платформы ложатся на ваши плечи вне зависимости от того, кто и в чем оказался неправ. А все потому, что хотелки маркетплейсов стоят несоизмеримо выше федеральных законов. И вообще, маркетплейс - это не магазин, это - агрегатор, а список возможных претензий к агрегатору минимален. Вспомним наш горячо любимый сервис яндекс-такси и дело Елены Гращенко, а также все отмазки и нарушения агрегатора до и даже после решения суда в пользу потерпевшей. У многих хватит смелости\сил\времени\денег судиться с компанией с многомиллиардными оборотами и имеющих толпу изворотливых юристов? Тем более, когда дело касается не полученной на всю жизнь травмы или ситуации опасной для вашей жизни и здоровья, а, например, отмененного в одностороннем порядке заказа и того, что вы вынуждены оформлять новый такой же на 100 рублей дороже, поскольку цена на товар успела подняться, и потратили неделю ожидания впустую. Современные маркетплейсы напоминают блошиные рынки из 90х годов, на которых продавали различные шмотки от таких именитых брендов, как Abibas, Mike, Fuma и многие другие, которые тебе от чистого сердца продавали добродушные (и не очень) продавцы со скидкой в 50%, как родному. И при этом после покупки ты никому и ничего уже не докажешь, по крайней мере если вопрос касается именно и в первую очередь финансов. Но не смотря на все эти проблемы, они так и будут пользоваться огромным спросом и не прогорят потому, что на маркетплейсах можно купить очень много нужных вещей, не выходя из дома, не тратя время на поездки и поиски нужных вещей в десятках разных магазинов (особенно, когда речь идет о различных мелочевках, которые в офлайн магазинах еще муторнее искать, чем, скажем, какую-нибудь зимнюю обувь или сковородку). И именно поэтому им абсолютно плевать на такие понятия, как клиентская лояльность и клиентоориентированность. И даже имея печальный или откровенно негативный опыт обращения с нами, как с клиентами, нарушающий все наши права, мы все равно будем продолжать пользоваться тем или иным маркетплейсом. Но это не значит, что надо молча глотать всю эту несправедливость. На абсолютно каждое нарушение со стороны агрегаторов бомбите в роспотребнадзор отдельным заявлением, благо ходить куда-то и стоять в очередях сейчас нет никакой необходимости, все можно сделать в электронном виде, потратив буквально 5 минут своего времени. Большое количество запросов в адрес маркетплейсов рано или поздно сподвигнет РПН к проверке, это может повлиять на ускорение ужесточения законов в отношении сетевых предпринимателей и маркетплейсов.
Каждый случай, когда у вас возникает конфликтная ситуация с поддержкой маркетплейса, тщательно все документируйте, описывайте и публикуйте на таких ресурсах, как Приемная vc.ru, habr, группы vk. И не забывайте призывать других людей бомбить РПН заявлениями по каждой конфликтной ситуации! Удивительно, но в случаях, когда в поддержке вам отказывают в соблюдении ваших прав, вынесенная в публичное поле претензия не редко рассматривается в пользу потребителя. Видимо отфутболивать всех подряд в поддержке и оплачивать работу мониторщиков различных ресурсов, которые решают вопрос в пользу потребителя, гораздо выгоднее, чем просто работать по-человечески, ведь не все бросаются писать о возникших спорных ситуациях.
Наиболее часто встречающиеся примеры нарушения ваших потребительских прав:
1. Несоответствие цены на странице товара и в корзине.
2. Отмена оплаченного заказа в одностороннем порядке.
3. Скрытые условия, прописанные не в явном виде (например, отображаются только в корзине).
4. Любые данные, влияющие на правильность выбора нужного вам товара (например, насквозь лживая история цен на WB, "оригинальная" цена в 80 000р и цена "по скидке" в 500р).
5. Отказ заменить\продать товар по той же цене, по какой был куплен, либо компенсировать разницу.
Зарабатывают на нас сверхприбыли и нам же в лицо плюют. Хотя... зарабатывали бы они эти сверхприбыли, если не поплевывали на нас?
Здравствуйте, уважаемый Владислав.
Неплохая по сути статья с наглядной подборкой различных потребительских ситуаций и их анализом, но, на мой взгляд, желательно немного ее отформатировать в сторону чуть большей читабельности 🙂 Особенно тяжело с текстовыми, а не кликабельными ссылками на скриншоты...
Спасибо. Первый раз тут пишу, не подумал, что ссылки не кликабельные будут. Исправил, как смог.
Да, вот это особенно эпический ответ выше поддержки - ржу до сих пор 🤣
Вот это просто шедевральная цитата от оператора, спасибо! 😂
В этом случае продавец не был виноват в том, что заказ был отменен. Он напрямую не воздействовал и не отменял заказ. Во время доставки возникли сложности и заказ не смог доехать до вас. Эта ситуация независящих от продавца и покупателя причин, и вины продавца в этом случае тоже нету.
Заказ был отменен, но никто на заказ "напрямую не воздействовал". Взял и сам отменился! Просто во время доставки возникли сложности. Сами по себе. Эдакие Сложности с большой буквы вдруг взяли и ВОЗНИКЛИ. Прямо во время доставки. И Заказ (тоже с большой буквы) не смог доехать до вас. Заказ очень старался, но по не зависящим ни от кого причинам у него так и не получилось... А Заказ ведь очень старался до вас доехать, но во время пути возникли Сложности. Ни от кого не зависящие и без прямых воздействий продавца. Так что вины продавца в этом случае нету: во всем виноват Заказ, который не смог доехать, и Сложности, которые сами по себе возникли во время доставки. Предъявляйте претензии именно им. А продавца не трогайте - он ведь напрямую на Заказ не воздействовал и вины продавца в этом случае нету!
По поводу ч. 1 ст. 416 ГК РФ цензурных слов лично у меня уже давно нет - одни многоточия 😁
Озон все-таки заставили убрать из оферты пункт о праве Озона на одностороннюю отмену любого заказа в любой момент без объяснения причин. Так они и из этого выкрутились: теперь на 416 статью начали ссылаться, продолжая вводить в заблуждение подавляющее большинство клиентов!
Смотрим Постановление Пленума:
Прекращение обязательства невозможностью исполнения
36. В соответствии с пунктом 1 статьи 416 ГК РФ обязанность стороны прекращается в силу объективной невозможности исполнения, наступившей после возникновения обязательства и имеющей неустранимый (постоянный) характер, если эта сторона не несет риск наступления таких обстоятельств.
37. По смыслу статьи 416 ГК РФ невозможность исполнения является объективной, когда по обстоятельствам, не зависящим от воли или действий должника, у него отсутствует возможность в соответствии с законом или договором исполнить обязательство как лично, так и с привлечением к исполнению третьих лиц.
38. Наступление обстоятельств непреодолимой силы само по себе не прекращает обязательство должника, если исполнение остается возможным после того, как они отпали. Сторона освобождается от возмещения убытков или уплаты другой стороне неустойки и иных санкций, вызванных просрочкой исполнения обязательства ввиду непреодолимой силы (статьи 401, 405, 406, 417 ГК РФ).
Договор может предусматривать специальные правила о прекращении обязательств на случай возникновения обстоятельств непреодолимой силы, например об автоматическом прекращении договорных отношений при наличии указанных обстоятельств либо о прекращении договорных отношений по истечении определенного срока с момента возникновения указанных обстоятельств (статья 421 ГК РФ).
39. По общему правилу, если обязанность одной стороны прекратилась невозможностью исполнения согласно пункту 1 статьи 416 ГК РФ, то прекращается и встречная обязанность другой стороны (пункт 1 статьи 328 ГК РФ). Исключения составляют случаи, когда на стороне лежит риск наступления невозможности исполнения в виде сохранения ее обязанности, несмотря на то, что встречная обязанность прекратилась (риск неполучения встречного предоставления), и (или) в виде наступления обязанности возместить убытки (риск убытков).
40. По общему правилу, риск наступления невозможности исполнения несет сторона обязательства, находящаяся в просрочке (статьи 405, 406 ГК РФ). В этом случае правоотношения сторон не прекращаются, и наступление невозможности исполнения обязательства в натуре не исключает обязанности стороны, находящейся в просрочке, возместить причиненные убытки (риск убытков).
В силу статей 405, 1064 ГК РФ причинитель вреда несет риск наступления невозможности возместить вред в натуре с момента совершения правонарушения и остается обязанным возместить убытки.
Положениями об отдельных видах договоров, например статьями 459 и 705 ГК РФ, могут быть предусмотрены специальные правила о последствиях невозможности исполнения обязательства и о моменте перехода рисков ее наступления.
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_355061/93e2b5c4f32197c414d55c733c4ad51ecb99e9ac/#dst100074
Смотрим конкретно п. 37: "невозможность исполнения является ОБЪЕКТИВНОЙ, когда по обстоятельствам, НЕ ЗАВИСЯЩИМ от воли или действий должника, у него ОТСУТСТВУЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ в соответствии с законом или договором исполнить обязательство как ЛИЧНО, так и с привлечением к исполнению ТРЕТЬИХ ЛИЦ.
Учитывая, что в случае Озона они любят ссылаться на "проблемы с доставкой", "отсутствие товара в наличии" и "внезапно обнаруженный брак", ни одна из этих причин не подходит под п. 37.
То есть признать ОБЪЕКТИВНОЙ невозможность исполнения Озоном и (или) продавцом обязательства по передаче товара потребителю можно только если:
1. Недоставленный товар снят с производства и отсутствует в продаже по всему миру.
2. По выбранному потребителем адресу доставки не работает ни одна служба доставки и физически невозможна доставка недоставленного товара.
Очевидно, что в 99% случаев подобное сочетание обстоятельств просто невозможно, и Озон просто ОТКРОВЕННО вводит потребителей в заблуждение, прикрываясь "умной" юридической формулировкой.
Очередной нищеброд задрот
рот заткни маминой пиздой, щенок