Как понять, что вышел из операционки?

Хочу поделиться своей радостью.

Я вышел из операционки и учусь жить без зоопарка, который 21 год называл бизнесом.

Вот теперь, это — бизнес. Им управляет профессиональная команда ТОПов, и узким местом в моем интернет-агентстве последнее время был я.

Дальше будет текст про то, как это происходило.

Примерно с сентября 2021 года я начал готовить команду управления. Даже особо не понимая этого.

Сначала пришлось сходить в ценность, в продукт, чтобы найти деньги. Деньги для того, чтобы освободить управляющую команду от работы специалистами.

Потом под новый продукт изменить культуру, для этого расстаться с половиной сотрудников, не принимающих изменения.

Опять же пригодились деньги, чтобы набрать с рынка джуниоров и обучить их. К сожалению, готовых специалистов, удовлетворяющих новым культурным требованиям, даже на более высокую оплату труда - найти не удалось.

Раньше культура была — «в комфорт, в индивидуализм». Для нового продукта, масштабирование через продуктовый подход - нужна «в развитие, в команду».

Старым сотрудникам, принявшим изменения — повысил зарплату. А в этом месяце уже новая команда ТОПов всех перевела со сдельной оплаты труда на оклады.

Увеличение расходов на оплату труда потребовало дальнейшего увеличения доходов — пришлось заняться жестким планированием:

  • продаж, они теперь активные, а не "сами придут - сами купят";
  • финансов, занимается выделенный сотрудник;
  • и производства. Директор по производству, по-моему, лучший за все время работы агентства. Кстати, это - самый крепкий орешек. Очень трудно было его убедить перестать программировать. Совсем. Не исключаю, что втихаря кодит и сейчас. :-)

Для того, чтобы самому не сливаться с работы по целям — нанял трекера и нашел ментора.
С ментором, бывшим ТОПом федеральной компании - работаю еженедельно с декабря 2021. С трекером - с марта 2022.

Еще и с психотерапевтом с прошлого июля — чтобы был ресурс на изменения. Самое сложное - научиться перестать «говорить мы, а подразумевать я».

Ограничения бизнеса всегда в голове предпринимателя!

Для преодоления этого ограничения, я, в том числе, стал работать консультантом, трекером. И, начиная с сентября 2022, консалтинг приносит мне больше денег, чем агентство.

Ну, а потом нужен был мощный пинок.

Пинок был такой:

  1. команда ТОПов стала спорить и принимать не те решения, которые я бы принял сам.
    Как итог, я стал им доверять, а они почувствовали уверенность = появилась команда.
  2. в ноябре я помог сделать промышленной группе корпоративную стратегию, и понял, что могу сделать и для себя.

Как известно из нейрофизиологии, мозг начинает работать над достижением цели, как только ты поверил в ее достижимость. 24 часа в сутки, без перерывов.

Так что дальше изменения покатились, как ком с горы.

На неделю погрузился в бизнес-стратегию. Сказался больным и только пару раз заходил в офис - потестить гипотезы на сотрудниках и клиентах, обстучать идеи о команду. Спасибо за поддержку, коллеги! Знаю, что был невыносим.

Под стратегию сформировал окончательно ( кому я вру?😉) организационную структуру, жесткие требования к культуре, отказался от старых продуктов и прописал продуктовую стратегию первого нового.

Одним из ключевых моментов перед тем, как пазл новой бизнес-модели сложился - стал пост в ВК Вадима Митякина, автора книги "Метод параноика", про разницу между продюсерами и продактами.

Я даже не дочитал пост, написал Вадиму в личку и тут же бросился пересобирать бизнес-модель.

История "генеральный директор малого бизнеса навсегда" завершилась. Началась новая - "владелец среднего".

Две недели назад, в четверг, я закрыл интернет-агентство IT-Studio. Виртуально. В четверг всех уволил и уволился сам.

В пятницу уже новый генеральный директор принял уволенных сотрудников через фильтр культурных требований в маркетинговое агентство LOSI. Два старичка, очень влиятельных крутых спеца — не прошли.
Один не хочет в развитие: «пусть будет как раньше».
Другой не хочет в команду: «не могу ходить строем».

Меня новый гендир принял на работу уже линейным менеджером, и.о. руководителя отдела рекламы. Уйду, как только подготовлю себе замену.

Oops 🙊, я еще не до конца вышел из операционки.

Первые результаты:

  • оборот за 9 месяцев 2022 года вырос по сравнению с 2021 годом на 190%;
  • команда работает без меня, и уже работает лучше, чем со мной. По метрикам и в планирование.
  • я еще рвусь поработать руками в проектах, подрулить. Была пара попыток сорваться в мой излюбленный стиль управления «чайка-менеджмент»: прилетели-на$рали-и улетели», но коллеги меня мягко прогнали.
    Это - один из признаков сложившей продуктовой команды: даже очень влиятельные ребята не могут внести изменения в текущий спринт.
  • как итог, уехал в другой город, думаю про новый бизнес, продюсерское агентство для ИТ-продуктов, делаю CustDev, общаюсь с инвесторами, гуляю, провожу время с семьей.
  • еще, кстати, встретился с Вадимом Митякиным. У него был запрос: учиться или не учиться на трекера.
    Ответ - не учиться. Продюсер ИТ-продуктов, а Вадим и ввел этот термин - уже трекер. Насколько знаю, на следующий день он провел первую трекшн-сессию.

В моем новом мире все очень стремительные. 🦏

Основная метрика продуктового маркетингового агентства - скорость проверки гипотез. Приходится спускать принятие решений на уровень специалистов, отказываться от микроменеджмента и излишнего контроля. Собственно, это и есть главная причина жестких требований к командной работе.

Надо признать, что закрытие интернет-агентства - утрата для меня, да, и для части сотрудников. Чтобы перевернуть эту страницу, в прошлую пятницу мы провели тематический корпоратив: "Поминки по IT-Studio". 🥲

Это - тема для отдельной истории.

Понимаю, что предстоит еще много работы. Вижу, что новые механизмы принятия решений пробуксовывают. Работаю трекером с гендиром, чтобы это быстрее преодолеть .

Но главное, что хочу сказать, как бы это не звучало, в команде и с ясными целями — каждый день в радость!

Как говорит одна сотрудница: "когда я теперь иду на работу - мой шарик надувается!"

Требования и инфографику к культурному коду, чтобы работать «в развитие, в команду» и фактуру — вышлю всем, кто оставит свои комментарии к статье.

1414
14 комментариев

Показательный кейс для тех, кто сомневается) - особенно в части работы с убеждениями владельца по поводу собственной незаменимости.

4
Ответить

Сложно для понимания. Мало физически практичных советов. Все в общих обтекаемых фразах. Как руководство к действию не сомненно полезно. По стилю изложения очень позитивно изложено.

2
Ответить

Согласен, надо больше фактуры.
Работаю сейчас над серией вебинаров по выходу из операционки для руководителей малого бизнеса. Инфографику по построению команды в личку выслал.

2
Ответить

Добрый день, очень актуальные вопросы подняты. Стараюсь повернуть текущий бизнес в правильную сторону. Но, есть сопротивляющиеся. Как и всегда, видимо. Спасибо за положительный опыт. ( Буду признателен за материалы ojal@mail.ru)

2
Ответить

Спасибо за отклик. Отправил

1
Ответить

Спасибо за подробный рассказ. Я тоже проходила этот путь, но в ИТ-бизнесе. Правда я не описывала свой путь и ваша статья стала поводом задуматься. Ну и конечно, ваш опыт уникален, спасибо что включили полный спектр всех ресурсов, которые вы привлекали. (Буду благодарна за материалы litl.maria@gmail.com)

2
Ответить

Спасибо. Отправил.

1
Ответить