Ведение профессионального блога: что нужно знать, прежде чем начать

На примере личных ошибок

Я занимаюсь PR и коммуникациями более 10 лет, мое агентство выстраивает личные бренды, о наших клиентах пишут крупные российские и зарубежные СМИ, мы ведем социальные сети. За свою профессиональную жизнь я написала сотни тысяч текстов, я знаю все про важность и пользу ведения профессиональных блогов, при этом я сама три раза начинала и оставляла ведение своего Телеграм-канала PR Consultant.

Происходило это по разным причинам: нехватка времени, разочарование в формате и прочее. Я проанализировала и собрала в этот материал весь свой опыт ведения блога, чтобы вы могли избежать моих ошибок и заранее подготовиться к тем сложностям, которые, вероятно, встретятся на пути, если вы решите вести блог на любой из возможных платформ.

1. Держите фокус на вашей аудитории

Стоит сразу ответить себе на вопрос, с какой целью вы ведете ваш профессиональный блог. Для того, чтобы привлекать клиентов? Расширить круг профессиональных знакомств? (Можно добавить свой вариант).

Когда я только начала вести телеграм-канал, моя прямая цель была — собрать пул потенциальных клиентов, косвенная — развить личный бренд. Я начала писать о PR так, чтобы было понятно клиентам, которые чаще всего мало что знают про коммуникации, — буквально на пальцах рассказывала, что такое public relations.

Но подписывались на меня, в первую очередь, коллеги или люди, которые хотели построить карьеру в коммуникациях, для них мой контент уже не подходил, потому что он был про самые основы профессии.

В подобных ситуациях важно держать фокус, помня о том, на какую аудиторию вы работаете и для кого пишите. В попытке угодить сразу всем вашим читателям, вы быстро разочаруетесь в идее ведения канала и, как принято говорить, выгорите.

2. Выбирайте тему шире вашей специализации

Я планировала вести блог о PR и рассказывать исключительно о том, что связано с моей профессией. Но довольно быстро я поняла, что список тем узок, а рассказывать очевидные вещи — мне скучно. В PR хотят глубоко погружаться только очень узкий круг людей и найти эту аудиторию в массе соц сетей довольно сложно, а клиентам детали работы специалиста по коммуникациям не нужны, им интересен конечный результат.

Поэтому я расширила тематику канала, и кроме PR стала рассказывать о коммуникациях в целом, а это включает в себя уже очень многое — и классные рекламные кампании (например, я писала о том, как искусственный интеллект используется в рекламе), и новости, связанные с медиа (противостояние американских СМИ и ТикТок), и какие-то громкие публичные высказывания ньюсмейкеров и все, что привлекает внимание в информационном поле.

Ведение профессионального блога: что нужно знать, прежде чем начать

3. Цель — создавать интересный контент

Частая ошибка начинающих авторов — они сами ставят себе ограничения по тому, о чем можно и нельзя писать, застревают в одних и тех же форматах. Я вижу, как мои коллеги переписывают скучные исследования крупных компаний, которые мало кому интересны в соц сетях, особенно если они написаны строгим сухим языком.

В блог приходят за другим — за личным мнением, новостями, о которых не напишут СМИ, интересным общением. За два года ведения канала я поняла, что главное — создавать интересный контент. Например, я стала добавлять в юмор (Лучший адвент-календарь), и сразу увидела, как выросла активность моих подписчиков, увеличилось число репостов и комментариев.

Ведение профессионального блога: что нужно знать, прежде чем начать

То же касается и подачи материала, не стоит бояться ярких фраз, юмора, в текстах должна чувствоваться жизнь. В этом отличие и привлекательность личных аккаунтов.

4. Создание контента требует времени

Это действительно отдельная работа, для которой необходимы дисциплина и время. Много времени. Особенно в начале.

Может показаться, да что там, я все знаю про свою сферу, могу в ночи рассказать все последние новости и кейсы, но нет, для ведения блога на регулярной основе стоит запастись терпением. Даже профессионалу с многолетним опытом придется искать информацию, проверять источники, писать и переписывать тексты, тратить часы на поиски подходящих изображений.

К этому стоит сразу подготовить, определить, в какой момент вы будете писать тексты. Например, часть постов я готовлю заранее на неделю вперед на выходных, когда меньше рабочих задач. По будням я пишу ситуативные посты, связанные со свежими новостями, событиями.

5. Продумайте варианты продвижения

Пункт номер 1 — аудитория сама вас не найдет, сейчас органического трафика нет ни в одной социальной сети.

Пункт номер 2 — аудитория будет вам нужна.

Скорее всего, первый месяц или даже два вы будете на эмоциональном подъеме и вдохновлены идеей, что вы можете писать и публиковать свои мысли, но после того, как азарт поутихнет, вам захочется обратной связи. Это совершенно нормально — желать видеть результат своей деятельности.

Поэтому сразу подумайте, как и где вы будете рекламировать ваш канал. Безусловно, какая-то часть аудитории подпишется на вас, например, из других соц сетей — это будут ваши коллеги, люди, которые вас знают, сестра и мама, дальше круг замкнется, расширение аудитории будет зависеть от рекламной стратегии, поэтому важно спланировать ее заранее.

6. Напишите первые несколько постов, но не публикуйте

Для того, чтобы блог был целостным и интересным, важно выработать свой уникальный формат и язык общения с аудиторией. А это требует практики, нахождения в контексте. Поэтому я рекомендую написать первые 10-20-30 текстов, что называется, в стол, чтобы почувствовать, как именно вам хочется доносить информацию, и какие инфоповоды выбирать.

7. Меньше времени на саморефлексию, больше — на изучение информации

Напоследок хочется пожелать всем нам меньше рефлексировать относительно того, оценят ли блог подписчики и больше внимания уделять самому важному — созданию качественного контента. Ведь именно это и является показателем профессионализма и авторской удачи.

И, конечно, буду рада видеть вас в своем телеграм-канале PR Consultant. Подписывайтесь.

1313
9 комментариев

просто берешь и постишь мемы с котиками

1
Ответить

Иногда можно и их))

1
Ответить

пепси молоко и сливки? мне кажется это так странно, но мне хочется попробовать

1
Ответить

Поделитесь потом впечатлениями))

Ответить

Спасибо за интересную и полезную статью, согласны с вами.
Возник вопрос по легкому креативному контенту.
Ваша цель (как и у многих) — привлечь потенциальных клиентов и в дальнейшем все же конвертировать в сделку. Не мешает ли юмористический контент конверсии?
Ведь высок риск, что придет аудитория, но не та, которая вам нужна в бОльшем количестве. Но при этом понятно, что разные темы отрабатывают разные задачи внутри блога. Юмор широкоохватен, занимает людей и помогает сформировать лояльность читающей аудитории в том числе. Но, опять же, тянет много нецелевых подписчиков.
Как вы сочетаете в блоге экспертность и юмор? В какой пропорции?

Ответить

Хороший вопрос, спасибо за него. Здесь, наверное, стоит обозначить, что мы пониманием под юмором. Я не публикую какие-то мемы или прям откровенные анекдоты)). Но юмор может присутствовать в текстах, придавать им интересность, легкость. Вот к такому формату я прибегаю.

Опять-таки все клиенты — тоже люди. Канал в телеграм — это не научный журнал, каналы листают вечером после работы или с утра за чашкой кофе, они интегрированы в личное пространство сообщений и чатов. Это не научный журнал, который ты вынужден читать по работе, чтобы быть в курсе дел в индустрии. Поэтому юмор в правильном контексте я считаю уместным.

2
Ответить

Спасибо за статью, все верно. Такой вам вопрос как к специалисту. Если вы вдруг заметили, что аудитории гораздо интересен контент, который вам самим не сильно интересен. Стоит ли подстраиваться под аудиторию или все же лучше ориентироваться на себя?

Ответить