Как понять тебя, современное искусство?!

Классная вещь социальные сети – кто-бы что ни говорил. Посмотрела сторис знакомой, в котором она отметила свое посещение выставки «Себе на уме» в арт-пространстве ГЭС 2. В тот же час зарегистрировалась и на следующий день ровно в назначенное время была на месте.

Мне нравится посещать такие мероприятия в целом, а как PR-специалист, я нахожусь в постоянном поиске интересных мест, на территории которых можно предложить клиенту организовать презентацию, устроить фотосъёмку и так далее. И в общем узнать как все устроено, чтобы взять себе на заметку.

В этом посте не буду рассказывать о самом пространстве, скажу так место - классное. Хочу поговорить о выставке и в целом о понимании современного искусства.

Краткое описание:

«Выставка «Себе на уме» о Костроме и её жителях, придуманная и сделанная костромскими кураторами вместе с командой Дома культуры «ГЭС-2». Проект строится вокруг нескольких сюжетных линий, заданных общим культурным контекстом. В экспозиции они соединяются через игру».

Записалась на выставку с медиатором, думая, что это что-то вроде прогулки с экскурсоводом, но оказалось все гораздо интереснее. Нас встретила девушка, мы взяли аудиогиды и складные стульчики, похожие на рыболовные, и сели в уголке на втором этаже. Медиатор начала беседовать с группой, задавала вопросы, подводила к контексту выставки. Было немного волнительно, но интересно.

Спустя время нас проводили в зал, рассказали как здесь все устроено. «Себе на уме» - выставка интерактивная, работы и предметы связаны здесь пятью маршрутами, нужно было выбрать один маршрут и следовать согласно указаниям. Я выбрала, и стала двигаться по пространству экспозиции. Интересно то, что начало пути может быть в одном конце помещения, а следующий экспонат – в другом. Двигаешься по маршруту, останавливаясь у экспоната, нажимаешь указанный номер и слушаешь автора.

Сначала был вход в деревянный портал, потом странные, причудливые картины, Человек в колпаке, Cнегурочка, гриб, но это не точно, из термопласичного полиуретана с названием «Фантом». Минут через двадцать, мой первый маршрут был окончен и нас снова пригласили к обсуждению.

Наша группа состояла из четырёх человек и у большинства сложилось странное впечатление, ясности не было, не было понятно как один экспонат маршрута связан с другим и вообще в чем суть.

Медиатор рассказала, что современное искусство не должно быть понятным – это наши ассоциации, здесь работает воображение, зритель сам делает свой вывод. Во время обсуждения было ощущение, что меня пытаются убедить, что здесь было нечто ТАКОЕ, чего я просто не увидела. И я металась между мыслями, было или не было?!

Кстати, интересно, что профессия арт-медиатора появилась в современном искусстве не так давно, как раз в связи с его появлением. Могу предположить, вопрос неясности данного искусства появился не с моим приходом на выставку 😀.

После обсуждения нас снова пригласили в зал и продемонстрировали, как можно «работать» с объектами современного искусства, например, как из деревянного полена с названием «Жертвоприношение» додумать идею автора или придумать свою. Кто-то в торчащих палочках увидел рога, на другом конце заметили сучок-хвостик, уже получилось нечто живое, дофантазировали огонь – и вуаля, все сложилось).

Но мой вывод, конечно, не утешительный. Если бы я вдохновлялась выставкой сама по себе, я бы ушла с большим вопросом. Когда мы спросили, а в чем суть медиации и почему не освещается идея автора, нам ответили, что в отличии от экскурсовода, который находится сверху и навязывает идею происходящего, медиатор наоборот предлагает участнику разобраться самому и получить свой инсайт.

На мой взгляд, цель не достигнута, и это приводит вот к таким смешным историям. Была я как-то на одной из экскурсий в посёлке Переделкино и группа попросила открыть крыльцо дома писателя, по которому проходила экскурсия. Когда зашли внутрь, мы увидели странную картину: осколки по всему полу, ободранные рамы, грязь и на верёвке висели белые носки, две штуки. Но нас видимо так приучили к современному искусству или мы просто боимся сказать, и прослыть неискусными, что все разом принялись охать и ахать арт-объектам, хотя на лицах читалось некоторое изумление от увиденного.

На это экскурсовод сказала, я вообще не поняла, зачем вам это крыльцо нужно было!? Мы до конца не успели разобрать это помещение, поэтому сюда никого не водим. Занавес)

По моим ощущениям, было бы здорово, на выставках современного искусства давать возможность людям сначала самим составить мнение, поймать свои инсайты, а после обсудить, чем вдохновлялся автор, не с позиции проверь себя правильно или неправильно ты все понял, а какую идею автор вложил в своё произведение. Уверена, дискуссий и озарений будет ещё больше.

Как говорил известный математик и физик Альберт Эйнштейн «Невозможно решить проблему на том же уровне, на котором она возникла». То есть самому можно сделать только свойственные себе выводы и ничего нового, а увидев видение автора, можно расширить восприятие.

Как вы думаете? Как относитесь к современному искусству?

Как понять тебя, современное искусство?!

Подробнее обо мне и моих услугах можно прочитать > taplink. cc/procreative. people или написать мне на почту info@olganoskova. ru

11
2 комментария

Навыка вот такое, например , создать не хватает. Но придумывают сказку о загадочности замысла автора.

Ответить

Сами по себе экспонаты - интересные, но совершенно неясно, в чем суть, почему они здесь, как связаны друг с другом. И если экскурсовод расскажет о символизме, истории арт-объекта, то в случае с современным искусством - все на воображение автора.
И получается, что получается, зашли - пофоткались и вышли.

Ответить