{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Жизнь в Зазеркалье: как мифы о ДЦП перевернули все с ног на голову

Миф хорош в качестве литературного произведения, но, когда речь идет о здоровье, его существование может иметь крайне негативные последствия. Благотворительный фонд «Мои друзья» обратился к практикующим врачам, чтобы развеять основные мифы и предубеждения о таком сложном явлении как ДЦП.

Детский церебральный паралич– это комплекс специфических двигательных нарушений, возникших в результате поражения центральной нервной системы. Сегодня на каждую тысячу новорожденных приходится в среднем от двух до семи малышей с ДЦП.

Врожденный диагноз

Одним из самых опасных заблуждений является то, что ребенок рождается с ДЦП, считает заместитель заведующего центром медицинской реабилитации НМИЦ ДГОИ им. Д. Рогачева, врач ЛФК и спортивной медицины, сертифицированный Войта-терапевт Алексей Корочкин.

«Мифов о церебральном параличе действительно много. Я стараюсь заострять внимание на том, что это – не врожденное заболевание. Люди не понимают, что ребенок рождается с поражением центральной нервной системы, которое может приводить к двигательным нарушениям, а может не приводить. Это концептуально очень важно», – уверен Корочкин.

Чтобы развенчать этот миф, достаточно вспомнить, что малыш двигается внутри мамы. «Сейчас на скринингах можно увидеть, какая разнообразная у детей моторика. Потом ребенок рождается у него резко меняются условия», - напомнил врач.

Ошибки врачей и маргинальные семьи

Определить точную причину развития патологии современная медицина все еще не в силах. Существует консенсусное мнение, что этому чаще всего способствует влияние сразу нескольких факторов. Причем уровень благополучия семьи, вопреки расхожему мнению, будет играть далеко не самую первую роль.

«Главной причиной выделяют нехватку кислорода у ребенка во время беременности, во время родов или вскоре после них. Она может быть вызвана родовой травмой, ускорением родов различными препаратами, осложнениями. Также риск ДЦП очень высок, если ребенок рождается недоношенным. Употребление алкоголя и табака во время беременности (либо в качестве пассивного курильщика, когда курит не мама, а другой член семьи) может привести к появлению осложнений при родах, рождению недоношенных детей, что как раз повышает риск детского церебрального паралича», - рассуждает логопед-дефектолог, олигофренопедагог Детской клиники РЖД-Медицина Екатерина Шаронова.

Ошибка врачей, как причина развития нарушений, конечно, имеет место, но ребенок с таким диагнозом может родиться в абсолютно любой семье, даже если ни у кого нет вредных привычек, а при родах не было каких-либо трудностей и осложнений, добавила эксперт.

Волшебная пилюля

Опускать руки при выявлении нарушений нельзя, но какие шаги предпринимать? В случае с ДЦП критически важным фактором является время, подчеркивают специалисты. Чем раньше выявлен диагноз, тем больше шансов минимизировать последствий.

«Все относятся так, что вот – ДЦП, все, диагноз стоит… Если есть показания, мы должны начать с ними работу как можно раньше. Это как снежный ком - если на первом году мы многое не успели, потом проявлений становится все больше – развитие идет неправильно. Когда есть субстрат поражения нервной системы, время имеет большее значение, потому что в случае с ДЦП мы говорим не о восстановлении функций, а о абилитации (формирование отсутствующих способностей). Если ребенок уже научился что-то делать, но научился это делать неправильно, нам нужного этот навык разрушить, вернуться на предыдущий этап и попытаться построить правильный», - объясняет врач.

Здесь эксперт напомнил еще об одном вредном мифе: многие думают, что пассивные методы и медикаментозное лечение могут улучшить движения ребенка с ДЦП. «В природе так не бывает. Люди пытаются найти какие-то альтернативы, думают, что вот массаж ребенку сделают и все будет нормально. Активно эти мифы подпитываются. Зачастую это коммерческие интересы, а иногда непонимание, граничащее с невежеством. Построить правильные двигательные навыки невозможно без большого количества повторений», – подчеркивает специалист.

Родительская небрежность

Но важно помнить, что и потерянное время, и не сразу подобранное лечение не должны восприниматься как ошибки со стороны родителей. «Родители находятся в сложной ситуации. Когда рождается ребенок с какими-то проблемами, они не могут понять, что конкретно в их ситуации нарушено и правильно не формируется. Поэтому они начинают делать «что-то». Интернет на помощь приходит, какие-то знакомые с советами. Как это можно назвать ошибкой? Люди искренне пытаются что-то сделать, но уходят в заблуждение. Иногда они просто не знают, что нужно вовремя обратить на что-то внимание», - считает Алексей Корочкин.

Виной здесь скорее является недостаток информации. «Есть школы для беременных, там рассказывают про грудное вскармливание, безусловно это важные вещи, но вот как происходит формирование моторики –этого родителям не объясняют. Если им довелось побывать на приеме у специалиста, который все расскажет, тогда все неплохо может сложиться. Но важно понимать, что возможности двигательной терапии небеспредельны, к сожалению, нет гарантий, что если мы все вовремя и правильно начали делать, то ребенок точно нормально разовьется. При этом, что это не очень зависит от тяжести нарушения. Просто разные ситуации бывают», - сказал врач.

Ошибка родителя может быть только одна: ему все рассказали, объяснили показали, а он послушал мнение стороны и сделал все наоборот. «Но можно ли за это осуждать, как узнать, как правильно? Один специалист говорит одно, другой другое. Поэтому это не ошибки, а проблемы связанные с системой оказания помощи таким детям», - полагает Алексей Корочкин.

Екатерина Шаронова советует посетить самых разных врачей: неврологов, терапевтов, хирургов и т.д. «Не всегда в обычных городских и районных больницах могут помочь, ведь на прием пациента отводится всего лишь 15-20 минут и далеко не все можно определить за столь малое время. Либо в той или иной больнице может не быть нужного диагностического оборудования. Я ни в коем случае не критикую больницы или каких-либо врачей, но обследовать ребенка всегда лучше у разных врачей, в разных медицинских центрах», - считает она.

НЕ миф

Говорить о «приговоре» в случае с ДЦП в корне неверно. «ДЦП – это результат того, что уже случилось с мозгом, и в этом смысле хуже уже не будет. Поэтому сам по себе диагноз так и будет фигурировать в медкарте ребенка. Но кричать «Все пропало!» еще рано — можно восстановить функции организма, сделав так, чтобы другие, здоровые участки мозга начали восполнять поврежденные. К тому же есть множество случаев, доказывающих, что ДЦП вполне поддается коррекции. Сам диагноз может иметь место как факт – возникли какие-то изменения в мозге. Но это не значит, что ребенок инвалид. Порой поражение незначительно и никакой инвалидности не назначают, а сам ребенок практически ничем не отличается от своих сверстников. Даже при ДЦП бывают случаи, когда у ребенка нет каких-либо ограничений по здоровью. Например, при легкой степени церебральный паралич может проявляться только в некоторой странности движений или особенностях походки. Причем эти особенности могут быть даже незаметны для окружающих, а если и заметны, то их можно устранить физическими упражнениями, укреплением и развитием мышц», – объясняет Екатерина Шаронова.

Даже неглубокое погружение в специфику ДЦП показывает, что сейчас общество смотрит на проблему как в кривом зеркале. Вокруг диагноза существует масса заблуждений, а вот реальные успешные истории воспринимаются как сказка.

«Смотрели сериал «Во все тяжкие»? У одного из главных героев, Ар-Джея Митта, был ДЦП и теперь он играет в фильмах, снимается в качестве фотомодели. Причем, это далеко не единственный актер с ДЦП. А любите Comedy-Club? Помните Сергея Кутергина? У него ДЦП и это не помешало ему стать резидентом юмористического шоу. Бывает, что восстановить все функции организма не получается, но и это не повод ставить крест на будущем. Например, блогер и программист Иван Бакаидов, несмотря на тяжелую форму ДЦП, стал разрабатывать программы для планшета, чтобы облегчить жизнь и общение особенным детям. К слову, даже в самых сложных случаях есть выход! Андрей Крылков и вовсе доказал, что невозможное возможно: в 18 лет он был инвалидом 1 группы и весил 38 кг, а теперь он чемпион по бодибилдингу», - рассказывает Екатерина Шаронова.

Эти примеры показывают, что людям, столкнувшимся с ДЦП, есть во что верить и на что опираться. Деструктивное восприятие ДЦП – в большей степени социальная проблема, считает Алексей Корочкин. «Если ребенок как-то не так двигается и на него все косо смотрят, для него закрыты все двери, то конечно, это будет восприниматься как приговор. И сами родители начинают относиться так. И это касается не только ДЦП, но и любого серьезного заболевания. Но по сути, это вопрос условной нормы. Чтобы изменить это, нужно работать с мышлением. Смысл в том, чтобы научиться максимально эффективно взаимодействовать», - уверен он.

Каждый человек умеет и может деть что-то то лучше других. Наша с вами задача – создать условия, чтобы каждый мог развивать свои навыки.

Помочь детям и взрослым с диагнозом ДЦП очень просто, переходите на наш сайт и делайте добрые дела вместе с нами

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда