Не сжигаем мосты: как уволить сотрудника, не испортив с ним отношений?

Увольнение – стресс не только для того, кого увольняют, но и для тех, кто непосредственно участвует в этой процедуре на стороне работодателя. Неформальные отношения, которые годами складываются в трудовом коллективе, часто становятся непреодолимой психологической преградой для отдела кадров и менеджмента при расторжении трудового контракта со своим бывшим коллегой. С другой стороны, бизнес не может себе позволить держать некомпетентного работника, и увольнение в ряде случаев становится для компании единственным выходом для увеличения эффективности своей работы. Как сгладить противоречия и избежать когнитивного диссонанса при увольнении симпатичного вам, но непрофессионального сотрудника – расскажем в этой статье.

В этой ситуации я советую придерживаться нескольких правил, которые помогут пережить период расставания с максимальным комфортом для обеих сторон.

· Не следует нарушать Трудовой кодекс РФ, пытаясь сэкономить на полагающихся выплатах по увольнению. Ничто не помешает человеку обратиться в трудовую инспекцию, если он посчитает, что его права при увольнении были нарушены;

· Избегайте неэтичных способов давления на работника, чтобы вынудить его уйти из компании «по собственному желанию». Сила действия по-прежнему равна силе противодействия и в эпоху социальных сетей мстительность человека может быть ограничена только его фантазией;

· Не лишайте человека, с которым вы решили расстаться, права на обратную связь. Вам обоим необходимо понять почему ситуация привела к увольнению: сотруднику – что не устроило в нем работодателя, руководству компании – как избежать повторения подобных вещей в будущем;

· Предложите увольняемому сотруднику посильную помощь в поиске нового места работы. Это могут быть рекомендации с указанием его сильных сторон и компетенций, корректные формулировки при объяснении причин его увольнения в его аттестации или возможность вернуться к сотрудничеству на других условиях.

Не менее важны и психологические установки, с которыми работодателю следует подходить к процессу увольнения своих сотрудников. Это необходимо сделать для сохранения положительного климата в коллективе, чтобы оставшиеся члены команды четко понимали причины, по которым руководство компании расстается с тем или иным работником.

· Хороший человек – не профессия. Если вы будете оправдывать непрофессионализм сотрудника наличием у него личных проблем, и по этой причине постараетесь сохранить за ним рабочее место – это снизит мотивацию к эффективной работе у остальных членов трудового коллектива. Не забывайте, что у всех, в той или иной степени, существуют проблемы вне рабочих обязанностей и ранжирование сотрудников по тяжести их материального положения или проблем в семье демотивирует к развитию остальную часть команды;

· Не перекладывайте на себя вину за недостаточно эффективную работу сотрудника, если это привело к его увольнению. Безусловно, человеку всегда надо дать несколько шансов исправиться. Но если после 2-3 предупреждений изменений не происходит – лучше на этом этапе с ним расстаться;

· Не демонстрируйте свою неуверенность перед сотрудником при разговоре об увольнении. Дайте ему понять, что решение принято и осталось обсудить лишь детали. Это исключит возможность манипуляции с его стороны в отношении изменения принятого вами решения и, как следствие, избавит вас от чувства ложной вины за случившееся. В конце концов, за ваши кадровые ошибки придется платить вам как руководителю и ваше решение – зона вашей ответственности.

Главное правило поведения руководителя при увольнении сотрудника можно описать законом бумеранга: никогда не делай того, чтобы ты не хотел, чтобы сделали с тобой. Поставьте себя на место увольняемого подчиненного и постарайтесь избежать со своей стороны тех действий и слов, которые были бы неприятны вам самим. Подумайте, как бы вы могли помочь бывшему коллеге при личной встрече честно расскажите, что именно вас не устроило в его работе. Не ищите себе оправдания, а наоборот подчеркните, что случившееся – результат недоработки с обеих сторон. Это поможет продемонстрировать уважение и открытость в словах и действиях, что рано или поздно найдет отклик у увольняемого сотрудника и позволит вам расстаться, сохранив уважение друг к другу.

Хотите узнать больше, запишитесь на консультацию – gleb@metodbelavina.com

22
1 комментарий

первый пункт уже делает невозможным увольнение сотрудника который не опаздывает.
как его уволить никак, сократить должность официально, но как только ее откроете опять он может через суд восстановится и еще денег получить за прогул.
тут как-бы работает правило что если во время испыталки не выявил дефектов, то все, в дальнейшем если кажется что чел не справляется из-за того что все новую и новую работу накидывают уже проблемы работодателя.

Ответить