Разбираемся как маркетологу не поехать кукухой! Психология потребителя: Как понимание психологических факторов помогает в маркетинге
Есть документ, который начинающие маркетологи заполняют формально, а опытные ставят на первое место в каждом проекте – анализ ЦА.
Мы в компании Inten Digital периодически сталкиваемся с такой проблемой, и в качестве примера можем привести ситуацию с одним из клиентов, когда в 2022 году мы столкнулись с изначально успешным проектом, с большим рыночным потенциалом.
Но лицо проекта - эксперт, на чьем личном бренде строилось развитие, имел своё, «единственно правильное» мнение, которое не учитывало интересы целевой аудитории. Это привело к закрытию потенциально прибыльного бизнеса, а человек вернулся в найм.
Но анализ ЦА – еще не всё. Кроме изучения целевой аудитории есть общие особенности разных сегментов, психология потребителя. Если не знать и не учитывать то, как ведут себя люди при покупке, маркетолог действительно, может поехать кукухой.
Вот здесь надо сказать, что все люди разные. Насколько они разные, лучше всего описано в учебнике клинической психиатрии, и это не шутка! В этом учебнике мы нашли самую эффективную классификацию психотипов по мотивации и особенностям принятия решений.
В маркетинге мы учитываем возрастные и национальные особенности, различные психотипы, разные интересы и типы поведения, социальную моду и много еще других факторов, которые в совокупности дают нам глубокое понимание потребностей клиента, особенности интересов, на чем основывается его выбор и как он принимает решение о покупке.
Сейчас в этом посте затронем только верхушку психологии потребителя – особенности работы с различными возрастными сегментами.
Аудитория подростков, 14-17 лет – это люди, которые находятся в кризисе идентичности. Если говорить просто, они ищут образ жизни и своё место в нём. Даже если они говорят, что хотят зарабатывать деньги – это означает, что они хотят чувствовать свою взрослость, независимость. 15 лет, условно, возраст, когда «я ни от кого не хочу зависеть». Продайте им этот образ, даже в лоб, прямолинейно – и они станут вашими покупателями. Подростки не имеют негативного опыта, поэтому им не нужны длинные доказательства или многодневные прогревы. Они доверяют тому, кто им нравиться, принимают решение практически мгновенно.
20-23 года – это кризис входа во взрослую жизнь. Он совпадает с выпуском из ВУЗа, и это сильно заметно. Решается вопрос «чем заниматься, как зарабатывать, какие у меня перспективы в жизни». Это первое серьёзное столкновение «ожидание-реальность». В 22 года человек с радостью покупает перспективы, обещания чего-то большого в будущем. Здесь отлично работает рациональная аргументация, метод калькулятора.
До 35-38 лет потребитель – классический, описанный во всех учебниках маркетинга. Ему нужны доказательства, отзывы, гарантии и аргументы, почему именно ваше предложение самое выгодное на рынке. А еще где-то в глубине души жива вера в «магическую таблетку». Вы понимаете, о чём речь.
На наш взгляд, аудитория 35-45 – самая интересная во всех отношениях. В этом возрасте человек переходит в новое качество – у многих уже дети подросли, карьера в основном состоялась, но ещё всё можно изменить, хватает времени и сил. Начинается поиск смыслов, такой же, как в 22 года, но с другим опытом и гораздо большими возможностями. Вопрос «кто я?» задают не в 22, а в 45.
В этом возрасте люди лишены большинства иллюзий (но всё еще ждут волшебную таблетку), у них гораздо больше осознанных потребностей, которые можно реализовать. Они изучают новые профессии, и лишь 30% думают работать в этом направлении. Люди в 35-45 готовы много вкладывать в себя, в отдых, новый опыт, обучение, развитие – у них есть для этого время, деньги, силы и желания.
Мы в компании Inten Digital пришли к тому, что именно в этом сегменте важнее всего изучение клиентского опыта - и связанного с продуктом, и в целом реальности, в которой живут люди из этого сегмента. У нас есть наработки, с помощью которых мы используем опыт потребителей для увеличения продаж продукта и формирования лояльности к брендам, и это ноу-хау Inten Digital. Благодаря его использованию мы получаем стабильно 25-30% конверсии в воронках продаж.
Не раскрывая тонкостей, подскажем: рациональная аргументация работает, но не так, как отзывы. 40-летние понимают, что вы хотите заработать, что скидки будут всегда, и вот это «последнее самое выгодное предложение» вернётся через неделю. Лучше работают отзывы. Этой категории потребителей важно, что они не первые покупают ваш продукт, что другие покупатели довольны. Используйте это!
55+ лет. Главный движущий мотив – признание. «Я еще нужен», «мой опыт имеет ценность». Есть предубеждение, что предпенсионный и пенсионный сегмент – это в основном бедные люди, которые едва сводят концы с концами. Это не так! Это очень благодарный сегмент потребителей, которые быстро становятся вашими постоянными покупателями и амбассадорами, если вы понимаете их мотивацию. Ваше предложение для них не уникально. Они легко найдут ещё 25 таких же, но купят у вас, если вы докажете, что цените их компанию, их мнение и опыт. Они простят ошибки в контенте, не вовремя отправленное предложение или плохо отработанный скрипт звонка, если получат ощущение собственной значимости в ваших глазах, ценности, и самое главное – заботы!
Друзья, мы затронули только один аспект психологии потребителей. Если вам интересно узнать о нашем опыты с потребителями из различных стран, пишите комментарии. Обещаем, это будет очень интересно!
Эта статья поможет вам, если ведете продажи через личную консультацию. Если у вас дорогой продукт. А также, если вы не засыпаны лидами :)
Поехали!
Ошибка многих предпринимателей — пытаться продать всем. В итоге не покупает никто... Чтобы этого избежать, вот подробный план, который поможет вам определить свою ЦА
Понимание того, почему клиент покупает, — это ключ к их деньгам. Вы сможете:
- 1. Говорить с клиентом на одном языке.
- 2. Давать ответы на их вопросы раньше, чем они их зададут.
- 3. Делать покупки лёгкими, понятными и приятными.
Статья написана по материалам д.б.н, проф. МГУ Дубынина Вячеслава Альбертовича, представленным на ежегодной конференции Яндекс. Материал объемный, со ссылками на источники, не все доберутся до конца :-). Кратко изложена физиология мозга человека и объемно приведены примеры адаптации маркетинга под привычки и особенности мозга. В материале представл…
Селигдар - полиметаллический холдинг, в который входят 2 дивизиона: добыча золота и производство олова. Компания, которая работает с 1975 года, Владеет 7 золодобывающими и 2 оловодобывающими предприятиями в Якутии, Бурятии, Алтайском и Хабаровском краях, Оренбургской области.
На границе Мексики и Техаса живет такая маленькая зеленая ящерица с красным мешком на горле, которую мы сильно зауважали в последнее время. Не знаю, прям, как все, но я точно. Дело в том, что не так давно ученые выяснили, что североамериканский красногорлый анолис (так официально называется зеленая ящерка) может эволюционировать, а точнее изменить…