Факторы успеха современного руководителя или какие «мягкие» навыки требуют развития

Факторы успеха современного руководителя или какие «мягкие» навыки требуют развития

Введение

Современный подход к развитию бизнеса диктует новые требования к управлению. Акционеров интересует экспоненциальный рост, тиражирование, вывод новых продуктов и выход на рынок свободного капитала. В этих условиях менеджмент не может больше оставаться «линейным»: ставить цели, контролировать, поощрять, наказывать, корректировать, увольнять и подбирать новых людей.

Менеджмент переходит на новый уровень продвинутых «мягких» навыков. Теперь важно работать в условиях неопределенности, владеть коммуникационными навыками, быстро адаптироваться, внедрять изменения, проводить командные сессии, формировать команды и работать в нескольких командах, а также передавать знания и выращивать последователей.

Последние исследования Гарвардского университета (см. Приложение 1. Harvard University’s list of skills that make an educated person), предлагают список навыков образованного человека. Этот список — серьезный вызов для людей, которые посвящают себя управлению и работе с людьми.

Эта статья о 6-ти базовых факторах успеха руководителя:

  • Работа в условиях неопределенности;
  • Формирование команды;
  • Построение коммуникации;
  • Обучение других;
  • Управление исполнением;
  • Решение конфликтов.

Разберем каждый фактор подробнее. В конце статьи предлагается опросник, который поможет самостоятельно определить области развития руководителя.

Работа в условиях неопределенности

Каждый день руководитель сталкивается с неопределенностью: с одной стороны нужно принять решение при недостатке времени и информации, а с другой — организовать работу в условиях хаоса и многозадачности.

Сложность в том, чтобы ориентироваться и переключаться между 2 направлениями работы мозга:

  • Генерировать идеи, искать и предлагать решения в условиях недостатка и дефицита информации;
  • Расставлять приоритеты и отказываться от второстепенного в условиях хаоса и многозадачности.

Соответственно, чтобы организовать работу в неопределенности важно овладеть следующими навыками:

  • Инновационное мышление. Способность нестандартно мыслить, выходить за рамки привычного, привносить свежий взгляд на решение проблемы. Инновационное мышление позволяет не только находить новые подходы, но и перестраивать привычную модель работы. Одна из особенностей навыка это организация продуктивного группового обсуждения.
  • Системное мышление. Способность организовывать последовательную работу в условиях цейтнота, сохранять фокус и сокращать количество срочных дел. Развитие навыка связано с умением фильтровать информацию, которое помогает систематизировать задачи. Одна из особенностей навыка это еще и управление стрессом как собственным, так и окружающих.

После освоения навыков, руководитель будет планировать и организовывать работу вне зависимости от изменений во внешней среде.

Формирование команды

Для формирования команды руководителю нужно отобрать правильных людей и организовать слаженную совместную работу. От этого зависит результат выполнения целей и задач.

Сложность заключается в том, что на формирование команды у современного менеджера мало времени. Важно приступать к решению задач. В результате команда остается не до конца сформированной: люди не сотрудничают, не понимают целей, возникают споры, конфликты. Руководитель переживает, что команда не действует так как он хочет.

Для формирования команды менеджеру необходимо освоить следующие навыки:

  • Оценка и отбор. Руководителю важно научиться оценивать способности и таланты и подбирать людей под каждый тип задач. При правильном отборе сотрудников не придется мотивировать. Для освоения навыка понадобятся знания психологии в области типологии и мотивации.
  • Создание рабочей среды. Чтобы организовать слаженную работу руководитель должен установить правила, донести требования и поддерживать порядок. От этого зависит дисциплина и уважение к руководителю. Для развития навыка потребуется готовность быть примером для команды и работать над собственным развитием.

После освоения навыков, время на формирование команды сократиться, появится ясность, понимание, дисциплина и готовность совместно решать задачи. Руководитель сможет делегировать большую часть оперативных задач.

Построение коммуникации

Работа руководителя не ограничивается взаимодействием с командой. Он выстраивает «внешние» отношения со стейкхолдерами, заказчиками, руководством.

Если руководитель мало общается и не покидает рабочее место, то подвергает риску команду, функцию, проект, бизнес. Внешние связи помогают получить поддержку от стейкхолдеров, а также лучше понять интересы заказчиков. Не даром правило успешных предпринимателей гласит: «Выйдите из кабинета и общайтесь с клиентами».

Развитию коммуникационных способностей помогут следующие навыки:

  • Формирование восприятия. Это способность корректно представлять себя, проект, команду и формировать правильное восприятие. Важно, чтобы люди понимали, какие задачи вы решаете, какие проекты реализуете. Это поможет привлекать внешний ресурс: информацию, предложения, сотрудничество, инвестиции. Для освоения навыка понадобятся «покинуть скорлупу», развить уверенность в себе.
  • Слушание. При общении люди воспринимают первичную информацию, не дослушивают, игнорируют детали, не задают вопросы. Это приводит к ошибкам, потерям времени, ресурсов, клиентов. Профессиональное слушание основано на полном внимании, фиксации деталей, уточняющих вопросах. В результате понятен запрос, интерес, мотив. Можно сделать предложение, заключить сделку, выиграть переговоры, разработать продукт. Для развития навыка понадобятся способность удерживать внимание и проявлять интерес к «уже понятному, неинтересному, очевидному».

В результате «внешний мир» станет доброжелательным, щедрым, поддерживающим. Появятся новые возможности, предложения и перспективы.

Обучение других

В процессе работы у руководителя накапливается экспертиза, опыт и знания. Важно этим делиться с командой, клиентами, руководством для того, чтобы поддерживать единое понятийное поле и совместно развивать экспертизу. Информационный разрыв больно бьет по эффективности работы, сотрудничеству и взаимоотношению с клиентами. Руководителю необходимо стать преподавателем.

Сложность в обучении связана с привычной школьной моделью: учитель говорит правильные вещи, остальные слушают и стараются понять. В результате, появляются «отличники» и «двоечники». Если в школе «двоечники» — проблемы родителей, то в бизнесе — проблема руководителя.Чтобы правильно развивать других и превратить «двоечников» в «отличников» нужны навыки передачи знаний.

  • Структурная речь. Это способность доносить информацию в понятном, последовательном, логичном и лаконичном виде. Важно соблюсти баланс между краткостью, необходимыми деталями и аргументами. Для развития навыка понадобится привычка следовать структуре.
  • Поддержка в развитии. Это способность исключить критику и негативную оценку, а отмечать победы и хвалить за успехи. Если люди чувствуют поддержку и участие, то они не сопротивляются, не чувствуют себя уязвленными, а быстро осваивают знания. Навык поддержки сложный, так как мы привыкли видеть ошибки и указывать на них. В то же время, как только люди чувствуют успех, они начинают учиться сами.

В результате руководитель становится полноценным лидером. У него появляются последователи, носители его знаний и опыта: сильная команды, лояльные клиенты, благосклонные руководители. Лидерство — это создание нового позитивного опыта у других.

Управление исполнением

В процессе работы люди переживают стресс, усталость, разочарование, выгорание. Это снижает вовлеченность и ставит под угрозу исполнение обязательств. Как руководителю управлять исполнением, мотивировать и вовлекать людей?

Чтобы поддерживать командный дух и вовлеченность руководителю необходимо научиться «включать» людей с помощью следующих навыков:

  • Управление сопротивлением (сомнением). Это способность «отключать» сомнения, негативное мышление, справляться с ощущением неверия, безысходности. Навык построен на знаниях психологии и помогает снизить сопротивление и тревожность в коллективе за счет создания ясной картины.
  • Проведение собраний. Это способность руководителя вовлекать команду в обсуждение и принятие решений. Руководитель управляет обсуждением, то есть выступает в роли фасилитатора. Такой подход повышает вовлеченность людей. Для освоения навыка руководителю необходимо отработать правила и алгоритмы проведения собраний.

В результате руководитель управляет вовлеченностью, ответственностью сотрудников и создает смысл их работы. Это снижает риск невыполнения обязательств и задач.

Решение конфликтов

Конфликтные ситуации составляют часть процесса управления. Причины: непонимание, недоговоренности, разница интересов, неоправданные ожидания и обиды.

Сложность проявляется, когда руководитель не решает, а избегает или обостряет конфликты. Это отравляет атмосферу. Люди нервничают, устают, выгорают. Руководитель теряет уважение и авторитет.

Для решения конфликтов и развития авторитета руководителю понадобится научиться следующему:

  • Восприятие критики. Это способность сохранять уверенность и спокойствие при возникновении критики, оценки, недовольства, а также манипуляции. Навык построен на убеждении, что критик не враг, а помощник. Знания психологии в этой области помогают понять мотивы и поведение «токсичных» людей, а также их истинные намерения.
  • Управление агрессией. Это способность управлять как собственным, так и внешним агрессивным поведением. Навык построен на понимании психологии агрессора и его истинных мотивов. Конфронтация и гнев — это результат нереализованного желания. Управление агрессией помогает перевести конфронтацию в конструктивное взаимодействие.

В результате развития навыков руководитель становится уверенным и спокойным. Кризисы, угрозы, конфликтные ситуации не могут выбить его из седла. Атмосфера становится рабочей и конструктивной. Руководитель приобретает доверие и уважение.

Резюме

В качестве резюме предлагаю следующее описание факторов успеха руководителя и соответствующих им навыков.

Работа в условиях неопределенности:

  • Инновационное мышление → Способность принимать решения в условиях постоянных изменений, находить решения для «нерешаемых» задач, планировать при недостатке информации
  • Системное мышление → Способность организовать системную работу в ситуации цейтнота, работать при большом объеме и давлении со стороны, расставлять приоритеты

Формирование команды:

  • Оценка и отбор → Способность определять талант человека, отбирать правильных людей в команду, расставлять людей по задачам, управлять людьми без дополнительной мотивации
  • Создание рабочей среды → Способность организовать слаженную работу команды, поддерживать порядок и дисциплину, повышать результативность при минимальном контроле

Построение коммуникации:

  • Формирование восприятия → Способность формировать правильное первое впечатление, открыто рассказывать о себе, своих задачах и проектах, вовлекать людей в новые проекты
  • Слушание → Способность быть внимательным и понимать собеседника, воспринимать чувства, состояние, правильно управлять беседой, сформировать доверие

Обучение других:

  • Передача знаний → Способность кратко и структурно доносить мысль, понятно объяснять, убедительно отвечать на вопросы
  • Поддержка в развитии → Способность повысить интерес сотрудников к развитию, формировать положительный опыт, отмечать успехи, выращивать успешных последователей

Управление исполнением:

  • Управление сопротивлением → Способность справляться с сопротивлением, сомнениями, выводить себя и окружающих из путаницы, ступора, быстро принимать решения
  • Проведение собраний → Способность организовывать и проводить непродолжительные, продуктивные собрания, вовлекать сотрудников в обсуждение вопросов

Решение конфликтов:

  • Восприятие критики → Способность противостоять критике, нападкам, манипуляции, воспринимать критику с юмором, быть независимым от мнения других
  • Управление агрессией → Способность противостоять давлению, агрессии, хамству, управлять собственной агрессией, формировать свой авторитет как руководителя

Чтобы проверить собственную потребность в развитии факторов успеха заполните чек-лист (Приложение 2. Чек-лист «Факторы успеха руководителя»).

Желаю Вам удачи!

Приложение 1. Harvard University’s list of skills that make an educated person

  • The ability to define problems without a guide (Способность самостоятельно находить проблему)
  • The ability to ask hard questions which challenge prevailing assumptions (Способность задавать неудобные вопросы)
  • The ability to quickly assimilate needed data from masses of irrelevant information (Способность быстро находить и обобщать нужную информацию из различных источников)
  • The ability to work in teams without guidance (Способность работать в различных командах)
  • The ability to workabsolutelyalone(Способность работать в полном одиночестве)
  • The ability to persuade others that your course is the right one (Способность убеждать других людеи в правильности своих деиствии)
  • The ability to conceptualize and reorganize information into new patterns (Способность концептуализировать информацию и создавать системы)
  • The ability to discuss ideas with an eye toward application (Способность обсуждать идеи и находить области их применения)
  • The ability to think inductively, deductively and dialectically (Способность думать индуктивно, дедуктивно и диалектически)
  • The ability to attack problems heuristically (Способность решать проблему интуитивно (эвристически))

Приложение 2. Чек-лист «Факторы успеха руководителя»

Пожалуйста, прочитайте и выберите вопросы, которые являются актуальными/ важными при реализации ваших задач как руководителя:

Работа в условиях неопределенности

1. Как принимать решения в условиях постоянных изменений?

2. Как планировать деятельность при недостатке информации?

3. Как находить решения для «нерешаемых» задач?

4. Как организовать системную работу в ситуации цейтнота?

5. Как все успевать при большом объеме и давлении со стороны руководства?

Итого: ___ из 5

Формирование команды

1. Как определить талант человека?

2. Как перестать мотивировать сотрудников?

3. Как навести порядок и дисциплину в коллективе?

4. Как повысить ответственность сотрудников за результат?

5. Как больше делегировать и меньше контролировать?

Итого: ___ из 5

Построение коммуникации

1. Как сформировать правильное первое впечатление?

2. Как вовлекать людей в новые проекты?

3. Как правильно управлять беседой?

4. Как лучше понять, что хочет собеседник?

5. Как сформировать доверие у собеседника?

Итого: ___ из 5

Обучение других

1. Как объяснять так, чтобы было всем понятно?

2. Как стать более убедительным?

3. Как повысить интерес сотрудников к развитию?

4. Как вырастить успешных последователей?

5. Как правильно отмечать успехи других?

Итого: ___ из 5

Управление исполнением

1. Как управлять сопротивлением людей?

2. Как вывести себя и других из путаницы, ступора?

3. Как повысить продуктивность собраний?

4. Как вовлечь сотрудников в обсуждение вопросов?

5. Как сделать так, чтобы люди готовились к собраниям?

Итого: ___ из 5

Решение конфликтов

1. Как противостоять критике, нападкам?

2. Как перестать зависеть от мнения других?

3. Как противостоять давлению/ агрессии/ хамству?

4. Как укрепить свой авторитет как руководителя?

5. Как развить уверенность в себе и своих силах?

Итого: ___ из 5

22
Начать дискуссию