WhatsApp: бизнес-модель и SWOT-анализ

WhatsApp: бизнес-модель и SWOT-анализ
WhatsApp: бизнес-модель и SWOT-анализ

Бизнес-модель WhatsApp можно рассматривать как многостороннюю платформу, объединяющую пользователей, желающих бесплатно и безопасно переписываться друг с другом, независимо от операционной системы мобильного телефона. Недавно Whatsapp добавил в число своих клиентов B2B-сектор.

Давайте разберемся, почему! Сегодня это самое используемое в мире приложение для обмена мгновенными сообщениями, угроза конкуренции с которым не видна даже в зеркале заднего вида. В феврале 2020 года у приложения было уже более 2 млрд. пользователей, которые проживали более чем в 180 странах.

Однако самый любопытный вопрос о бизнес-модели WhatsApp заключается именно в том, что это бесплатный сервис и, что еще более удивительно, без рекламы! Но тогда остается вопрос: как WhatsApp зарабатывает деньги?

Краткая история WhatsApp

WhatsApp родился в 2009 году в головах двух бывших сотрудников компании Yahoo, Яна Кума и Брайана Актона. Первоначальная идея заключалась в том, чтобы стать приложением для обновления статуса, так что каламбур с выражением "Как дела?" не прошел даром. Но в версии 2.0 приложение зарекомендовало себя как приложение для обмена мгновенными сообщениями и с тех пор не менялось. В итоге оно заменило SMS. Масштабный рост компании в первые четыре года привлек к ней внимание многих.

Развитие WhatsApp финансировалось за счет инвестиций в размере 250 тыс. долл. от пяти бывших друзей из Yahoo. Однако в дальнейшем было проведено еще два раунда инвестиций, на этот раз от фонда Sequoia Capital, общая сумма которых составила 60 млн. долл. Изначально бизнес-модель WhatsApp была платной и работала по годовой подписке, которая оплачивалась при установке приложения.

В 2013 году годовая плата снизилась до одного доллара, а первый год использования стал полностью бесплатным. В начале следующего года, в феврале 2014 года, WhatsApp был приобретен компанией Facebook примерно за 19 млрд. долларов. Ее основатели вошли в совет директоров организации, возглавляемый Марком Цукербергом. Однако вскоре после этого оба покинули компанию из-за разногласий с владельцем Facebook.

Кроме того, в январе 2016 года модель подписки прекратила свое существование, оставив WhatsApp без видимого источника дохода. Но мы знаем, что ни один бизнес не может держаться только на восхищении пользователей. Итак, давайте рассмотрим схему бизнес-модели WhatsApp.

Кто собственник WhatsApp

Как уже упоминалось, в феврале 2014 года компания Facebook Inc. приобрела WhatsApp за 19 млрд долл. Основатели приложения для обмена сообщениями Брайан Актон и Ян Кум вошли в состав совета директоров Facebook. Однако спустя несколько лет они оба покинули компанию. Если Актон ушел в сентябре 2017 года, то Коум - спустя несколько месяцев, в апреле 2018 года. В октябре 2021 года компания Марка Цукерберга была переименована в Meta Incorporated, в результате чего Meta стала нынешним владельцем WhatsApp, а пост ее генерального директора с 2019 года занимает Уилл Кэткарт.

Миссия WhatsApp

Позволяет людям общаться в любой точке мира без барьеров.

Как зарабатывает WhatsApp

Бизнес WhatsApp

Основное ценностное предложения от Ватсап для бизнеса – это верифицированный аккаунт компании, через который можно общаться с клиентами.

Верификация компании продолжается в связывании профилей организации в Ватсап и Фейсбук, позволяющая настроить автоматические ответы, связать номера городских телефонов и интегрировать WhatsApp Business API. И именно здесь кроются источники дохода сервиса.

WhatsApp Business API позволяет компаниям интегрировать свои системы для связи с клиентами посредством уведомлений и обмена сообщениями. Платформа позволяет автоматически планировать отправку сообщений, напоминаний о встречах, приглашений и другие коммуникации.

Однако WhatsApp взимает плату за «медленные ответы». Что это означает? Сообщения, отправленные клиентам в течение первых 24 часов общения, являются бесплатными. Однако все сообщения, отправленные после этого периода, будут платными. Причем плата варьируется в зависимости от страны.

И если вы думаете, что эта бизнес-модель обречена на провал, потому что компаниям достаточно ответить в течение первых 24 часов, подумайте об объеме клиентов, на которых авиакомпании и банки должны реагировать каждый день.

Или даже об акциях, которую компания хочет запустить в течение года ... Стоит помнить, что эта бизнес-модель не нарушает изначального правила против рекламы, поскольку компании не могут обращаться к клиентам первыми, а только отвечать на первоначальные обращения. То есть пользователь будет использовать WhatsApp для общения с организациями, с которыми пользователь хочет взаимодействовать.

Платежный сервис WhatsApp

Недавно запущенный платежный сервис представляет возможность в приложении совершать P2P-платежи. Это функция, позволяющая передавать ценности внутри приложения. При этом бренд взимает комиссию за каждую проведенную транзакцию, как это делают банки.

Стратегии будущих потоков доходов WhatsApp

Марк Цукерберг и компания Мета, конечно же, не намерены останавливаться на достигнутом и продолжают искать способы извлечь выгоду из миллиардов пользователей. Планируется, что компании смогут использовать функцию "статус" (общий доступ к нему предоставляется на 24 часа) для продвижения своего бизнеса. Это, опять же, не ущемляет политику приложения, поскольку ни один пользователь не "обязан" смотреть на статус, а тем более записывать контактные данные компаний на свой смартфон. И снова речь идет о том, чтобы показать клиенту "только то, что он хочет видеть".

Наконец, стоит вспомнить, что когда мы говорим об информационной безопасности, всегда возникает сомнение: а не являются ли данные самым большим активом WhatsApp? В любом случае, размышления на эту тему – всего лишь домыслы. Цукерберг гарантирует, что эти данные никогда не будут использованы в интересах таргетинга клиентов для рекламы в Facebook. Теперь доверие находится в руках каждого из 2 млрд. пользователей.

Канва бизнес-модели WhatsApp

Канва бизнес-модели WhatsApp
Канва бизнес-модели WhatsApp

Бизнес-модель WhatsApp может быть представлена в виде следующей канвы:

[1] Потребительские сегменты WhatsApp

Потребительские сегменты Ватсап:

  • Пользователи. Любой пользователь смартфона - потенциальный клиент WhatsApp. От детей до взрослых, для личных или профессиональных контактов, и с особой ценностью для тех, кому необходимо общаться на большом расстоянии, при небольших затратах или вообще без них.
  • B2B-сегмент.

[2] Ценностные предложения и преимущества WhatsApp

Ценностные предложения и преимущества Ватсап:

  • Удобство. Пользователь может общаться с любым человеком в мире, имеющим доступ к смартфону с Интернетом, с помощью абсолютно простого интерфейса и мгновенного контакта;
  • Низкая стоимость общения. Пользователи могут бесплатно поддерживать связь с помощью текстовых и голосовых сообщений, звонков через Интернет и даже обмениваться файлами. Стоимость связи зависит от тарифа доступа к интернету;
  • Безопасность. Все сообщения, передаваемые через WhatsApp, шифруются. Это предотвращает утечку информации, передаваемой в частном порядке;
  • Новые функции. На протяжении многих лет WhatsApp включает в себя новые функции, которые имеют смысл для его аудитории, такие как встроенная камера, групповой чат до 256 человек, обмен статусами и отправка файлов размером до 100 МБ;
  • Для бизнеса – доступ к аудитории 1,5 млрд. человек по всему миру. Продвижение бизнеса через рекламы компании среди внушительного объема аудитории.

[3] Каналы сбыта WhatsApp

Основным каналом является:

  • Мобильное приложение;
  • Магазины приложений Google Play Store, Apple App Store;
  • Браузеры для доступа в Интернет;
  • Социальные сети;
  • Настольные приложения для компьютеров и ноутбуков.

[4] Взаимоотношения с клиентами WhatsApp

Отношение к клиентам WhatsApp включает в себя:

  • Автоматизация взаимодействия с клиентами через политику отсутствия рекламы и бесплатной оплаты, сквозное шифрование и удобный сервис;
  • Сетевой эффект за счет удобного сервиса;

[5] Потоки поступления доходов WhatsApp

Потоки доходов Ватсап состоят из:

  • От пользователей – бесплатное использование без рекламы;
  • От B2B – Оплата за использование API для бизнеса

[6] Ключевые ресурсы WhatsApp

Ключевыми ресурсами Ватсап является:

  • Платформа и инфраструктура самого приложения;
  • Персонал (инженеры, программисты, разработчики, дизайнеры, маркетологи и т.д.);
  • Бренд WhatsApp заложил свой фундамент на концепции нулевой рекламы;
  • База данных пользователей.

[7] Ключевые виды деятельности WhatsApp

Основные направления деятельности приложения направлены на:

  • Обеспечение наилучшего опыта для пользователя;
  • Исследования и разработка программного обеспечения;
  • Развитие и обслуживание платформы;
  • Поддержка b2b клиентов;
  • Обеспечение безопасности данных и конфиденциальности информации.

[8] Ключевые партнеры WhatsApp

Крупными партнерами по разработке WhatsApp, являются:

  • ИТ-компании: Sequoia Capital, Facebook;
  • Мобильные компании;
  • Интернет-провайдеры;
  • Интеграторы операционных систем;
  • Магазины приложений и др.

[9] Структура издержек WhatsApp

Структура затрат Ватсап следующая:

  • Разработка и сопровождение платформы;
  • Персонал.

Конкуренты WhatsApp

  • Мессенджер Telegram. Telegram – это самая известная альтернатива WhatsApp, позволяющая создавать неограниченные по количеству каналы (то, что в Ватсап только начинаю внедрять), группы до 200 000 человек, обмениваться файлами объемом до 1,5 ГБ, самоуничтожающимися сообщениями и др. Доступен для Android, iOS, Windows Phone, Windows, macOS, Linux и Web;
  • Signal. Signal Private Messenger – это приложение для обмена сообщениями от компании Signal Foundation, которая предоставляет технологию сквозного шифрования, используемую в WhatsApp и Facebook Messenger. Оно имеет больше возможностей для обеспечения безопасности, например самоуничтожение сообщений и защита экрана (предотвращает создание скриншотов), а также шифрует все данные, от резервных копий до общих файлов. Кроме того, оно не связывает никакие данные с вашей личностью. Доступно для Android и iOS;
  • Discord. Discord – помимо обмена сообщениями, можно совершать голосовые и видеозвонки и даже делиться экраном. Имеет несколько отличных интеграций с Spotify, YouTube, Reddit, Twitter, Facebook, GitHub и т.д. В групповых чатах могут участвовать до 10 человек, но если нужно больше, можно создать сервер. Приложение доступно для Android, iOS, Windows, macOS, Linux и Web;
  • Bridgefy. Bridgefy – этот автономный вариант не нуждается в мобильной сети или подключении к Интернету – связь может осуществляться через Bluetooth-соединение или базу Wi-Fi direct. Также можно использовать пользователей в качестве узлов для передачи сообщений на большие расстояния. Доступно для Android и iOS;
  • Kik. Kik – используется для работы не используется ваш номер. Вы регистрируетесь, используя свой идентификатор электронной почты, и Kik создает для вас имя пользователя. Также поддерживаются боты, поэтому вы можете играть в викторины, узнавать последние новости и т.д. Доступно для Android и iOS;
  • Snapchat. Snapchat – это не только приложение для обмена сообщениями, но и социальная сеть. Но если оно предлагает самоуничтожающиеся сообщения, уведомляет, когда кто-то делает скриншот, позволяет групповые чаты, голосовые звонки, групповые голосовые звонки, а также является очень инновационным и часто копируется своими конкурентами. Доступно для Android и iOS;
  • Skype. Skype – одно из лучших приложений для тех, кто часто совершает видео- и голосовые звонки, с точки зрения качества связи, особенно при групповых видеозвонках. Благодаря мощной поддержке Microsoft Skype является одним из лучших приложений для бизнес-чатов на рынке. Приложение доступно для Android, iOS, macOS, Windows и Web.

SWOT-анализ WhatsApp

SWOT-анализ WhatsApp
SWOT-анализ WhatsApp

Ниже приведен подробный swot-анализ компании Whatsapp:

(1) Сильные стороны WhatsApp

  • Клиентская база. Любой бизнес в социальных сетях в значительной степени зависит от количества пользователей, а у WhatsApp их более 700 млн;
  • Высококачественные технологии. WhatsApp основан на мощной технологии, которая обеспечивает высокое качество связи и редко выходит из строя. Сообщений о серьезных ошибках или сбоях не поступало;
  • Бесплатно для пользователей. Приложение полностью бесплатно для пользователей;
  • Бренд. Это самый популярный бренд среди приложений для обмена сообщениями;
  • Доступность на всех платформах. WhatsApp доступен для всех платформ iOS, Windows и Android, что делает его доступным для всех;
  • Без рекламы. Статус платформы, не содержащей рекламы, повышает удовлетворенность клиентов.

(2) Слабые стороны WhatsApp

  • Конфиденциальность данных. Компания не смогла предоставить реальных доказательств конфиденциальности данных для пользователей;
  • Работает только онлайн. Люди, проживающие в районах, где нет Интернета, не могут получить доступ к приложению.

(3) Возможности WhatsApp

  • Проникновение Интернета. Поскольку Интернет продолжает расти, особенно в странах с развивающейся экономикой, в скором времени он может охватить большее число пользователей;
  • Технологическое развитие. Поскольку WhatsApp является одним из самых ранних участников рынка, он может воспользоваться преимуществом предоставления инноваций для своей большой пользовательской базы раньше конкурентов;
  • Распространение смартфонов. Как и в случае с Интернетом, распространение смартфонов во всем мире продолжает расти.

(4) Угрозы WhatsApp

  • Инновации. Никогда не знаешь, какая технология может появиться в следующий раз, поэтому всегда существует вероятность того, что новые идеи будут угрожать WhatsApp;
  • Государственное регулирование. В настоящее время приложение разрешено и используется по всему миру, однако новые нормативные акты могут помешать его полноценной работе в нынешнем виде, что приведет к потере доли рынка;
  • Конкуренция и низкие входные барьеры. В принципе, любой может создать продукт, подобный WhatsApp, что значительно упрощает захват доли новыми участниками.

Заключение

Бизнес-модель WhatsApp может быть сложной и запутанной, поскольку это совершенно бесплатное программное обеспечение, доступное для всех желающих. Тем не менее, интересно понять, какую потребность в общении с помощью этого инструмента испытывают не только люди, но и компании. API WhatsApp позволяет тысячам торговых площадок работать и координировать свой бизнес.

Была статья полезной? 
Да
Нет

Буду рад если вы оставите свой отзыв, комментарии и пожелания.

В случае использования материалов, необходима ссылка на канал и автора)

Присоединяйтесь к телеграмм-каналу, где вы можете найти более 30 примеров бизнес-моделей.

55
Начать дискуссию