«Хочу запатентовать название и логотип своей компании». Алгоритм действий от юриста

Часто владельцы бизнеса считают, что для правовой защиты необходимо запатентовать название и логотип, однако это не совсем точная формулировка. Сейчас объясним, почему.

Директор Z&G.Patent, патентный поверенный РФ - Мария Гаврилова 
Директор Z&G.Patent, патентный поверенный РФ - Мария Гаврилова 

Патент обеспечивает государственную защиту и закрепляет право на разработку, дизайн или устройство. Для каждой разработки есть своя категория патентования:

  • Патент на промышленный образец – это внешний вид изделия (например, форма продукта, этикетки, форма и цветовое решение упаковки)
  • Патент на полезную модель – это технологии в виде различных устройств бытового и промышленного назначения, выраженные в материальном виде
  • Патент на изобретение – это методики, технологии производства, сложные устройства, а также составы веществ

Как можно увидеть, логотип и название компании не подходят к этим категориям. Но зато подходят к категории товарных знаков.

Товарный знак — это средство индивидуализации организации, разрабатываемое для привлечения потребителя, охраняемое законом. Для узнаваемости на рынке и увеличения продаж компании создают бренды – в дальнейшем ваш товарный знак может стать ценным активом фирмы.

Какие товарные знаки могут быть?

  • Словесное обозначение. Вы можете зарегистрировать название компании, название продукта, серии продуктов, слоган и т.п.

Опыт Z&G. Patent: в нашей практике есть примеры регистрации словесного обозначения в качестве товарного знака: «BURDATA», «FORMULASPORT», «DETALINADOM.COM», «AVERSFIT», «VITAMUESLI», «ГРИГОРЬЕВСКИЕ САДЫ», «СЕРГЕЙ СВЕТЛАКОВ» и др.

Не получится зарегистрировать в качестве товарного знака:

  • Указание на доменное имя («.ru», «.com» и т.п.).
  • Указание на организационно-правовую форму («ООО», «ИП»), а также слова «Фирма», «Компания», «Busines» и т.д.
  • Описательные обозначения, указывающего сферу деятельности, вид товаров, место производства («Коровье молоко» для молочной продукции).
  • Общепринятые термины и сокращения («Вольт» для электроники, «Нота» для музыкальных изделий, «ЖБИ» для железобетонных изделий).

Например, в товарном знаке «chaibuket.ru» не охраняемый элемент «.ru», т.к. это указание на доменное имя. В товарном знаке «ХОУМ ПИЦЦА» не охраняется слово «пицца», т.к. описывает вид товара. «MKBusiness» имеет неохраняемый элемент «business». Следует учитывать это при создании словесного обозначения вашего ТЗ.

  • Фамилия как товарный знак.

Зарегистрировать можно не все фамилии. Некоторые довольно распространены и не имеют различительной способности. Перед регистрацией такого товарного знака тоже необходимо пройти этап проверки обозначения. Возможно, товарный знак с такой фамилией уже зарегистрирован. Если ваша фамилия совпадает с фамилией известного человека, то, возможно, придется просить у него согласие на регистрацию товарного знака.

  • Графический элемент. Ваш логотип – это может быть сочетание графики и слова, а может быть только графика.

Опыт наших клиентов:

«Хочу запатентовать название и логотип своей компании». Алгоритм действий от юриста

Про виды классов МКТУ вы можете прочитать здесь.

Этапы регистрации товарного знака

Прежде, чем подать заявку на регистрацию товарного знака в Роспатент мы советуем провести предварительную проверку вашего обозначения. Так как уже достаточно много обозначений зарегистрировано – без предварительной проверки сложно определить, удастся ли зарегистрировать ваш товарный знак или нет. Проверка также показывает, насколько ваше обозначение соответствует критериям для регистрации.

В ходе проверки обозначение проверяется на тождество и сходство с зарегистрированными товарными знаками, а также с обозначениями, которые находятся в процессе регистрации. Если будут выявлены риски, то наши специалисты порекомендуют вам доработать название или выбрать другое обозначение.

Помните, что предварительная проверка позволяет экономить денежные средства и время: если экспертом Роспатента будут выявлены препятствия, то в регистрации товарного знака вам будет не только отказано, но и не будет возвращена уплаченная государственная пошлина.

Вот несколько примеров, как в ходе предварительной проверки нами были выявлены проблемы для регистрации ТЗ наших клиентов, и какие ТЗ были зарегистрированы в итоге:

  • Этап 2. Подача заявления на регистрацию в Роспатент и делопроизводство до регистрации.

После того, как станет понятно, что обозначение не имеет препятствий в регистрации, можно подавать заявку в Роспатент. Наши специалисты берут на себя оформление всей заявочной документации и ведение делопроизводства по заявке. Также на этом этапе оплачивается государственная пошлина за подачу заявки.

После получения заявки Роспатент начинает экспертизу: если документация в порядке и обозначение соответствует требованиям законодательства (экспертизе заявленного обозначения), то Роспатент выносит решение о регистрации Вашего товарного знака.

  • Этап 3. Оплата госпошлины за выдачу свидетельства и получение свидетельства о регистрации ТЗ.

Процедура регистрации в среднем занимает 4-6 месяцев. Наш рекорд – 1 месяц. После получения результатов по экспертизе на основании Решения о государственной регистрации товарного знака, оплачивается еще одна госпошлина – на этот раз за выдачу свидетельства на товарный знак.

И вот так вы становитесь обладателем свидетельства на товарный знак – ваш логотип или название (или все вместе) надежно защищены законом.

«Хочу запатентовать название и логотип своей компании». Алгоритм действий от юриста

Коммерческое обозначение и товарный знак: в чём отличия?

Основное отличие между способами защиты в объектах индивидуализации:

  • Товарный знак используется для обозначения товаров и услуг юридического лица, индивидуального предпринимателя и физических лиц (с 29 июня 2023 года).
  • Фирменное наименование – для индивидуализации юридического лица.
  • Коммерческое обозначение – для индивидуализации предприятия.

Цели использования коммерческого обозначения и товарного знака едины. Однако, если кто-то будет использовать ваше коммерческое обозначение без вашего согласия, для защиты своих интересов в суде необходимо будет доказать, что у вас вообще возникло право на это обозначение. Это трудоемкий и длительный процесс.

При использовании товарного знака, доказательством возникновения права является сам факт регистрации товарного знака. Поэтому для защиты вашего обозначения выгоднее и быстрее зарегистрировать товарный знак.

Как передать права на товарный знак?

  • Передать права по договору отчуждения.

При этом сценарии правообладатель в полном объеме передает исключительное право приобретателю за указанную в договоре сумму. После регистрации договора отчуждения, приобретатель товарного знака получает приложение к свидетельству на переданный по договору товарный знак, становясь законным правообладателем товарного знака.

  • Заключить лицензионный договор.

Лицензионный договор закрепляет право использования товарного знака лицензиатом. В договоре обязательно указываются способы использования, территория действия права, срок действия договора.

  • Оформление договора коммерческой концессии.

Правообладатель соглашается передать другому лицу за определенную сумму на установленное время или бессрочно право применения в своей деятельности исключительные права владельца на товарный знак.

Что делать, если подали заявку на товарный знак, а потом сменилось юридическое лицо?

Необходимо оформить передачу прав на заявку в Роспатенте. Внесение изменений в заявку на регистрацию товарного знака занимает до 1 месяца, в то время как на изменение правообладателя для зарегистрированного товарного знака отводится 2-4 месяца.

Стоимость госпошлин тоже разнится: внесение изменений в заявку стоит 2800 руб. (цена со скидкой за электронную подачу заявления, стоимость без скидки: 5000 руб.), а если товарный знак уже зарегистрирован, то пошлина составит 13 500 руб.

В нашей недавней статье мы рассказывали про международную регистрацию ТЗ.

За подробной консультацией вы можете обратиться к юристам Z&G.Patentс нашим 17 летним опытом мы подскажем, что необходимо сделать для защиты конкретно вашего бизнеса.

«Хочу запатентовать название и логотип своей компании». Алгоритм действий от юриста
44
Начать дискуссию