Выбить долги с дебиторов стало сложнее. Как изменят ситуацию нововведения в закон о банкротстве?

29 мая 2024 года вступил в силу Федеральный закон N 107-ФЗ . С одной стороны направление законодателя понятно: снизить огромную нагрузку на суды и на всю судебную систему в целом. Но они не совсем удачные. Почему?

Выбить долги с дебиторов стало сложнее. Как изменят ситуацию нововведения в закон о банкротстве?

Дисклеймер: данная информация — исключительно моё личное мотивированное мнение. Я не претендую на истину в последней инстанции)

Всем привет! Меня зовут Денис Терентьев, я специализируюсь на защите и юридическом сопровождении бизнеса. Управляющий партнер компании ПРАВОВЕДОФФ.

Сразу к изменениям.

Первое

Повышение порога суммы, с которой можно возбудить дело о банкротстве.

Раньше эта сумма ограничивалась 300 000 рублями. Сейчас она выросла до 2 000 000 ₽. Для некоторых специальных категорий предприятий также увеличились суммы. Это сельхозорганизации, стратегические предприятия и субъекты естественных монополий. Ранее от 500 000 до 1 000 000 ₽. Сейчас — 3 000 000 ₽.

Моё отношение к этому негативное. Грубо говоря, если мне контрагент должен 300 000 ₽ и определенное время не исполняет свои обязательства, то я могу спокойно подавать заявление о его банкротстве. Сейчас эта сумма увеличилось почти в 7 раз.

Введение процедуры банкротства являлось таким эффективным средством борьбы с должниками. Когда у компании нормальный бизнес, и она понимает, что в любом случае такая мизерная сумма в 300 000 ₽, может послужить основанием для ее банкротства, — это серьёзный риск и стимул все-таки свои долги возвращать,

С нововведениями и увеличением суммы много проблем, на мой взгляд, начнется у микробизнеса. Сумма долга 300 000 ₽ для микробизнеса — серьёзные деньги. А если мы представим, что таких дебиторов, которые должны по 300 000 рублей – 10. Это получается, 3 млн . Каждого нужно обанкротить, подать заявление или хотя бы простимулировать его вышеописанным способом к погашению задолженности.

Микробизнес будет испытывать трудности: тратить деньги на юристов, время и нервы на суды. Даже если все суммы взыщет и получит судебное решение. То потом, как в том мультике: “ты ещё полдня будет бегать за ним, чтобы фотографию отдать”. Реально придется побегать с приставами, чтобы арестовывать имущество, потому что у компании счета, о которых кредитор знает, могут быть неактивными. Придётся налагать взыскание на их имущество и так далее.

Второе

Решение вопроса о направлении в суд требований кредиторов для включения в реестр только в электронном виде.

Мне немного больно это читать. Сразу вспомнился случай, когда мы направляли в Питер документы о включении требований в реестр кредиторов на 20 000 000 ₽.

По объёму это был комплект документов, который еле упаковывался в картонну коробку от офисной бумаги. В такой коробке помещается 5 пачек. Все это сканировать практически нереально. Или реально, но займет кучу времени.

Одно дело, когда в компании документооборот построен, так что каждый документ автоматически сканируется и хранится в электронном виде. Но если такого в компании нет, то у неё большие проблемы.

В том числе подгружать через электронную систему каждый документ нужно по правилам: он должен быть подписан, в нём должно быть указано количество листов и тд. Подгружают каждый документ по отдельности, не “пачкой”.

Также бывают такие ситуации, когда заходят в суд реально с чемоданами документов. Представители стороны в количестве 3-5 человек и у них с собой у каждого по 1 по 2 чемодана документов. Представляете, да?

Третье

По новым правилам, судья единолично, без вызова сторон, только на основании изучения документов, может решить как распределить судебные расходы и издержки на вознаграждение арбитражных управляющих.

Поскольку вознаграждение их определяется как процент от суммы денежных средств, возвращенных в конкурсную массу, то здесь могут быть спорные вопросы. И их много. По практике, бывает, что арбитражный управляющий, условно говоря, просит 1 000 000, а по факту сделал на 200 000. Было бы неплохо иметь возможность предъявить действительно весомые аргументы и доказательства того, что вознаграждение должно быть сокращено. Поэтому новшество спорное, на мой взгляд.

Четвертое

Также судья единолично рассматривает вопрос об истребовании документов и ценностей от должника.

По факту того, что должник ранее какие-то документы и ценности уже передавал, обычно возникает так же много споров. Ведь это достаточно важный фактор при банкротстве. Почему? У меня есть кейс, описанный тут.

Генерального директора обвиняли в процессе банкротства, в том, что он не передал добровольно документы по компании арбитражному управляющему. Это является основанием для привлечения его к субсидиарной ответственности. Нюанс в том, что директор документы предал, но никак не задокументировал передачу.

В данном случае было откровенное злоупотребление арбитражным управляющим своими полномочиями. Но в такой ситуации доказать априорно было ничего нельзя.

И теперь мы понимаем, что когда у нас висит вот такой дамоклов меч над директором о субсидиарной ответственности за непередачу документов по компании и еще вдобавок этот вопрос судья рассматривает единолично.

Пятое

Теперь судья решает единолично еще и вопрос об освобождении арбитражного управляющего от исполнения обязанностей.

Это тоже очень тонкая материя. Бывает, что кредиторам не нравится, как себя ведут конкурсные управляющие и “устанавливают” своего, “поджопного”.

Я считаю, что что здесь также должен присутствовать состязательный процесс, когда одни стороны предоставляют надлежащие доказательства, убеждают суд в том, что его нужно сместить, а другие этому предъявляют свои контрдоводы.

Эпилог

Нововведения о распределении судебных расходов, истребовании документов, освобождении арбитражного управляющего — это одни из ключевых моментов, по которым ведутся достаточно серьезные споры. Сейчас судья эти вопросы решает единолично. То есть самостоятельно. Он может назначить заседание суда либо по своей инициативе, либо по мотивированному ходатайству сторон.

Поскольку эти новшества направлены на уменьшение судебной нагрузки, то, я думаю, судье гораздо проще будет самостоятельно, рассмотрев документы, принять решение. А не назначать заседание, ставить его в график, вызывать стороны. Для судьи это геморрой, по большому счёту.

Усложняется задача и для сторон судебного процесса. Теперь нужно предъявить мотивированное ходатайство. К примеру, мы говорим об освобождении арбитражного управляющего от исполнения обязанностей. У нас есть куча оснований, документов. И нам надо все это изложить так, чтобы убедить суд назначить заседание.

Практика, конечно, покажет, как все это будет работать.

Кстати, есть еще одно заключительное новшество. Связано с тем, что суд после разрешения подобного рода споров изготавливает только резолютивную часть определения.

Для кого это темный лес, разъясню. Судебный акт делится на 2 части.

Резолютивная — это, когда внизу просто пишется, что по итогу рассмотрение такого-то вопроса суд принял такое-то решение.

А мотивировочная часть — это, когда в документе суд расписывает на основе каких доказательств по делу, на какие нормы ссылался и тд.

То есть вот эти все большие, длинные судебные решения, они, как правило, имеют мотивировочную часть. Так вот, сейчас законодатель говорит о том, что суд изготавливает только резолютивную часть.

Что мы имеем? Допустим, судья сам рассмотрел документы и написал, что отказывает в освобождении арбитражного управляющего от исполнения обязанностей. И мы даже не знаем, почему, на каких он фактах основывался.

Мы должны либо подавать апелляционную жалобу на него. В этом случае по новому закону судью все же обязывают составить мотивированную часть этого определения. Только после этого мы уже дополняем свою апелляционную жалобу с учётом того, что суд написал в мотивировочной части.

Это все сильно удлиняет процесс. Зачем это нужно было делать? Непонятно. И опять же, по заявлению дополнительно можно получить мотивированный акт от судьи.

Практика показывает, что в тех вопросах, когда закон позволяет не составлять мотивировочную часть, то так оно и происходит из-за высокой нагрузки.

И, скорее всего, начнется поток дополнительных запросов, ходатайств о составлении мотивировочных частей, чтобы понимать, что легло в основу рассуждения суда и почему он пришёл к таким выводам.

А вы что думаете по поводу изменений?

3030
24 комментария

Согласны со мной?

3
Ответить

Я, в принципе, понимаю какую боль и поддержку хотели решить нововведениями , но, к сожалению, получилось как всегда. Результат: суды, которые и так с большим скрипом вливаются в IT-технологии; судьи, у которых дел целый баул, и им придется тратить время на освоение всех документов, которые будут идти по делу (а чем больше граница банкротства , тем больше успеют наворотить бумажек); увеличение длительности дела; апелляции и жалобы на судий в случае отсутствия «как» и «почему». В результате все может быть поверхностно и длительно, а не быстро и вдумчиво.

3
Ответить

Вы правильно подметили) Хотели как лучше, а получилось как всегда)

3
Ответить

Огненный мем)))

2
Ответить

Старались)

2
Ответить