7.6 Тревога (3 часть)

Существует колоссальное противоречие между представлением о том, что каждый человек, опираясь лишь на собственные усилия и способности, может добиться экономического успеха, и реальностью, где человек в огромной степени зависит от безличных технических сил (например, от состояния рынка), находящихся вне его контроля.

По сути дела, человеку навязываются заведомо недостижимые цели. А поскольку человек подсознательно понимает недостижимость этих целей, возникает непреходящий внутренний конфликт, т.к. внутреннее планирование всегда оказывается сопряженным с принципиально неконтролируемыми «рисками».

Для наглядности перечислим это по пунктам.

1) Цели и критерии достижения цели задаются внешними, по отношению к человеку, факторами, которые человек чисто физически не может контролировать; в результате планирование начинает носить изначально труднопредсказуемый характер.

2) Цели и критерии достижения цели ставятся безо всякого учета способностей, стартовых возможностей и внутренних склонностей конкретного человека; потому сам «план» как таковой уже воспринимается как нечто навязанное насильно.

3) Цели и критерии достижения цели, привязанные к внешним параметрам, вообще практически недостижимы, т.к. в пространстве всегда найдется кто-то богаче, сильнее, удачливей, популярней; человек становится похож на ослика, бегущего за морковкой, которая привязана к шесту, лежащему на спине самого ослика.

4) В конкурентной борьбе «успех» - удел меньшинства; все не могут возвышаться над всеми; подсознание всегда помнит об этом и выдает соответствующий сигнал.

Другим противоречием является всеобщая вера в разум ("каждый человек может принимать решение, опираясь на реальные факты"), которая не согласуется с реальностью, поскольку большинство решений строятся на мотивах, не имеющих отношения к сознательной оценке ситуации. Психологическая беспомощность, порождаемая этим противоречием, часто заставляет людей цепляться за иллюзорный разум в виде "общественного мнения", "науки", «экспертов», «рейтингов» и т.д.

Иллюзия рациональности на время уменьшает чувство тревоги, скрывая противоречия. Эта иллюзия имеет к проблеме тревоги самое непосредственное отношение, поскольку люди часто не хотят иметь дело с тревогой из-за ее "иррациональной" природы. В нашей культуре существует тенденция подвергать тревогу рационализации, то есть сводить ее к конкретным страхам, с которыми, как думают люди, можно справиться с помощью разума. Но это приводит к самообману, поскольку человек не способен увидеть реальный источник своей тревоги, а иллюзорные построения рано или поздно разваливаются.

Когда культура противоречива, члены общества, без сомнения, в большей мере подвержены тревоге, поскольку человеку в таком обществе чаще приходится сталкиваться с ситуациями, где вообще невозможно выбрать правильный образ действий. Когда цели человека поставлены под угрозу, он лишен возможности опереться на последовательную систему ценностей своей культуры. Поэтому угроза, которую ощущает человек, не только касается возможности достичь поставленной цели, но и порождает сомнения в том, следует ли вообще стремиться к ее достижению. – Таким образом, опасность угрожает самой цели. Поэтому незначительная – с объективной точки зрения – угроза ценностям может вызвать в нашей культуре состояние паники и полной дезориентации.

Основы культуры, оказавшиеся под угрозой в современном обществе, связаны с индивидуализмом и стремлением к конкуренции. Индивидуализм оказался под угрозой по той причине, что на данном этапе социального развития он разрушает взаимоотношения между людьми. Т.н. «тоталитаризм» следует рассматривать как «невротический симптом» культуры, который свидетельствует о потребности людей во взаимоотношениях. Симптом - в том смысле, что он представляет собой средство для снижения тревоги, порождаемой ощущением бессилия и беспомощности одинокого отчужденного человека в обществе, где основной ценностью является индивидуализм, соединенный с конкуренцией. «Тоталитаризм» генерирует поле «общих целей» и «общих ценностей» и как бы подменяет подлинные взаимоотношения людей коллективизмом.

А между тем потребность человека быть ответственным социальным существом не менее важна, чем потребность выражать свои индивидуальные эгоистичные стремления. Это не должно казаться голым морализаторством и абстрактным гуманизмом: каждый человек при рождении находился в состоянии связи со своей матерью, а до этого плод формировался в утробе в течение девяти месяцев. Индивидуализм, физическая и психическая обособленность появляются как раз после опыта единения и взаимоотношений. Каждый человек соединен социальными связями с другими изначально, и не так важно, в каком возрасте он осознает эту связь и ее смысл.

Человеку нужно что-то большее, чем он сам, - нужно объединение других людей, общение с ними. Общение искреннее и эмпатическое, в котором большую роль играют невербальные компоненты взаимодействия. Общение как необходимый вид человеческой деятельности, без которого жизнь человека просто-напросто невозможна. Общение, протекающее именно в группе, которая выступает при этом как коллективный психотерапевт.

Каждому жизненно необходимо чувствовать, что он не одинок, что он нужен другим и в некотором смысле (пусть даже безвестно, заочно, анонимно) любим, и тем самым буквально почувствовать, что живет он не напрасно. Чувствовать то общее, что объединяет человека с себе подобными.

Полностью согласимся с мыслью, что для конструктивного преодоления тревоги в наши дни необходимо развивать нормальные формы сообщества людей. Слово "сообщество" в данном контексте предполагает позитивное качество взаимоотношений человека с окружающими его людьми в социальной среде. Это слово имеет несколько иной оттенок, чем нейтральный термин "общество". Членом общества является каждый человек – хочет он того или нет, участвует ли он конструктивно в его созидании или же разрушает его. Сообщество же предполагает, что человек хочет строить взаимоотношения с другими и чувствует свою ответственность за это. В экономическом смысле слово "сообщество" подчеркивает социальную ценность труда. В психологическом смысле сообщество предполагает отношения любви и раскрытие творческих способностей человека.

Начать дискуссию