Как изменить организационную культуру в интересах бизнеса

Здравствуйте! Меня зовут Дмитрий Карпуничев, co-founder Loyal Gift, и я рад представить вам серию статей, посвященных методологии перевода организации к целостному уровню. Хочу поделиться с вами своим опытом и знаниями за многие годы работы в этой области. В статье вы найдёте подробное описание этой методологии.

Как изменить организационную культуру в интересах бизнеса

Вы, возможно, задаётесь вопросом: кто я и зачем мне нужно писать об этом?

Я учёный, профессиональный исследователь систем управления. В прошлом работал в международной консалтинговой организации, изучил опыт около 80 крупных компаний и имею степень кандидата экономических наук. Кроме того, являюсь предпринимателем, который за 20 лет деятельности организовал 30 стартапов, в том числе лидеров рынка в РФ.

Предлагаю не принимать на веру то, что я пишу, а проверять все на практике. Ко всем теоретическим инструментам я предоставлю конкретный набор практических инструментов, которые вы сможете использовать в своей жизни.

Приглашаю вас присоединиться к прочтению данной серии статей и изучить методологию перевода организации к целостному уровню вместе со мной.

Зачем нужна целостность организации и какие потери связаны с её отсутствием?

В современном бизнесе существует единая тенденция - стремление устранить все возможные виды потерь и прийти к целостности организации.

Чем больше компания отклоняется от целостности, тем значительнее потери которые она несет.

Вот только некоторые примеры сложностей, с которыми сталкивается организация, отклоняющаяся от целостности:

  • Сотрудники не мотивированы на работу, не видят своей заинтересованности в долгосрочной перспективе компании и не стремятся работать на результат. Неэффективная коммуникация между сотрудниками и отделами вызывает потери, препятствует кросс-продажам и реализации новых идей.
  • Низкий уровень личной удовлетворенности сотрудников, отсутствие признания и возможности самореализации приводит к высокой текучести кадров. Это траты на подбор и обучение новых работников, а также потеря жизненного опыта и знаний уходящих сотрудников.
  • Неэффективное управление, невыполнение обязательств перед клиентами, а слабые продажи продукта ведут к угрозе выживания компании на рынке.
  • Для поддержания эффективности работы организации необходим постоянный контроль со стороны владельцев, что вызывает напряжение и риск для долгосрочной устойчивости компании.
  • И это далеко не полный список проблем, с которыми сталкиваются организации, не стремящиеся к целостности.

Движение к целостности помогает компаниям повысить успешность на рынке, за счет раскрытия потенциала сотрудников.

Значит ли это, что если я буду следовать этой методологии, я смогу построить успешную организацию?

Методология описывает каким образом из любой текущей ситуации оптимальным образом двигаться к целостности. Для этого будут предложены готовые системы диагностики, которыми можно будет бесплатно воспользоваться. По итогам диагностики структурируется перечень ограничений. Для каждого ограничения будет представлен алгоритм решения, включающий как бесплатные no code решения, так и платные it-решения. Таким образом, следуя методологии вы без рисков гарантировано придете к целостности.

При этом нужно понимать, что некоторые из алгоритмов значительная часть владельцев или сотрудников не решиться запустить, ввиду внутренней неготовности. Это будет потенциал для развития.

Что это за методология? Насколько это применимо в моей организации?

Методология, о которой идёт речь, основана на пересечении четырёх научных направлений:

  • Теория аутопоэзиса (микробиологии) это научное направление, изучающее самоорганизацию живых систем. Наблюдая на клеточном уровне за поведением клеток разных организмов, были описаны универсальные принципы их взаимодействия.
  • Фреймворк управления социократия (менеджмент) это набор из принципов и паттернов, позволяющий коллегам выстроить эффективно работающую самоорганизованную команду.
  • Модель спиральной динамики (психология) описывает универсальные этапы развития, по которым проходит любой человек в процессе своей жизни, а также человечество в целом.
  • Теория ограничений (математика) базируется на поиске и управлении ключевым ограничением системы, которое предопределяет успех и эффективность всей системы в целом.

Все эти направления объединяются в единую методологию, представляющую из себя набор геймифицированных инструментов (примерно 30% взяты из социократии и 70% собраны с рынка или созданы нашей командой). Методология подходит для любой отрасли и размера организации.

Что это вообще означает - “целостная организация”?

Это организация, обладающая культурой и продуктом, которые созданы из состояния целостности. В такой организации нет ощущения разделенности между владельцами, менеджментом, отделами, специалистами, клиентами, партнёрами, поставщиками и прочими заинтересованными сторонами. Важным является само состояние, ощущения всех участников, а также чувства, которые они испытывают, а не только формальная разделённость.

Целостная организация - это организация второго порядка по спиральной динамике. Там сейчас известны желтый, бирюзовый, коралловый цвета. Различия между ними будут описаны в одной из статей.

В целостной организации взаимоотношения строятся на основе принципов природообразных систем (взятых из аутопоэзиса и социократии). Поэтому в такой организации все произрастает из принципов прозрачности, равноценности, создания смыслов и ряда других, о чем будет подробно описано.

Насколько все это подтверждено реальной практикой, несмотря на привлекательность теории?

Организации, которые придерживаются более высоких уровней мировоззрения, развиваются быстрее и меняют рынок под себя. Очень полезно ознакомиться с книгой Фредерика Лалу “Открывая организации будущего”, содержащей несколько конкретных представлений на эту тему. В России есть ряд успешных организаций, которые применяют бирюзовое управление. Привожу ниже список организаций в России, заявивших о таком управлении.

Как изменить организационную культуру в интересах бизнеса

Фредерик Лалу в своей книге популяризировал термин “бирюзовые” организации, но мы будем более точны и опишем разницу между цветами второго уровня. По моему мнению, большая часть организаций на картинки относится к желтому уровню по спиральной динамике. Понимание отличий позволяет видеть, в чем состоит развитие на втором уровне, а также понимать, готовы ли мы к нему.

Каким образом будет представлена данная серия статей?

Информация представлена в четырёх частях с различным количеством публикаций в каждой из них. Для облегчения навигации пользователю каждая статья включает ссылку на главную структуру, позволяющую обзорно охватить всю тему и выбрать подходящую часть.

Первая часть охватывает вопросы, связанные с личным мировоззрением. Она позволяет увидеть, как я смотрю на мир, какой следующий шаг в развитии, что я не вижу или не признаю.

Вторая часть касается культуры организации, где мы представим методики диагностики культуры. Покажем, что требуется изменить для эволюционного развития, а также подсветим с какими рисками можно столкнуться.

Третья часть описывает продукт организации. Методика оценки целостности существующего продукта и подход, позволяющий создать идеальный целостный продукт.

Четвертая часть исследует понимание успеха и успешности. Описывает что вы получите в результате создания целостной организации и поможет понять, насколько вы в действительности заинтересованы в подобном результате.

Кому будет интересно ознакомиться с методологией?

Данная методология будет полезна любому человеку, кто заинтересован в эффективном развитии своей организации, независимо от его должности и роли в организации. Однако наибольшую пользу извлекут топ-менеджеры и владельцы компаний.

Заключение

Для того чтобы не упустить возможность получить информацию о выходе предстоящих серий и оставаться в курсе последних новостей и трендов, подписывайтесь на наш канал

Дмитрий Карпуничев
co-founder Loyal Gift
55
3 комментария

Здорово!
А как ставите и контролируете задачи в команде? Используете таск-трекер?

Да, мы используем таск-трекер Monday (до этого использовали Asana). Но мы видим у всех существующих таск-трекеров ограничения:
- они не позволяют объединить множество разрозненных задач в единое целое, ведущее к реализации миссии организации
- они не содержат в себе алгоритмов вознаграждения

Поэтому мы разрабатываем свое решение, которое будет уметь интегрироваться с таск-трекерами. В нашем решении центром является карта организации (миссия ради которой существует организация; домены, которые нужны в организации, для реализации миссии; индикаторы здоровья доменов, позволяющие видеть картину целиком). Есть отдельный блок который связывает карту организации с таск-трекером. Он содержит в себе драйверы (или проекты, которые нужно реализовать, для того, чтобы прийти к здоровому виду). В результате возникает каскад между миссией - доменами - драйверами - конкретными задачами, который можно собирать вместе. Сотрудники видят как работа над конкретной задачей в Monday влияет на организацию целиком.

1