А куда лучше писать такие статьи, кстати?)
Сорян, я не в курсе просто(
В следующей статье все будет как надо!
Ну вот я и говорю:
1. Изучаем работу и все, что с ней связано
2. Изучаем профиль по каким-нибудь дополнительным релевантным параметрам
3. Упаковываем все в персону для удобства дальнейшей работы
4. ???
5. Profit!
Одно другому не мешает :)
И еще (простите, но у вас грубая ошибка в переводе статьи Клемента).
Вы пишите, что синтез JTBD состоит из желаний, катализаторов, ограничений и энергии(настроя):
"Синтез происходит, когда желания, ограничения и катализаторы (событие, которое вызывает желание) соединяются с энергией. Что значит энергия? Это настрой пользователя, когда он решается выйти из зоны комфорта и понять, что ему необходимо для осуществления прогресса. Так появляется Jobs to be Done."
На самом же деле у Клемента этот синтез состоит из желаний, катализаторов, ограничений и список/набор выбора (список того, что пользователи могут использовать для преодоления барьеров и удовлетворения желаний). Именно поэтому на следующий стадиях в его модели появлятеся переосмысление и оценка компромисов.
Вот как он описывает набор выбора:
"Choice Set — What Consumers Consider Hiring to Overcome Their Constraints, and Make Progress Towards Their Desired State."
Что касается энергии, то она не является элементом, который смешивается с другими элементами (как описываете вы). Клемент пишет, что энергия возникает тогда, когда все четыре элемента на столько сильны, что человек решает "пора изменить это" и начинает действовать.
То есть настрой, о котором пишете вы, возникает лишь после того, как все элементы сошлись, а не является предпосылкой для возникновения JTBD.
Уже в который раз натыкаюсь на противопоставление персоны и Job to be Done.
Каждый раз встречаю два противоречия:
1. За персону выдают то, что ей не является.
"Настя, ей 27 лет, она учится в институте культуры и активно ведёт Instagram."
Такое описание не является персоной (окей, оно может быть подробнее). А считать, что персоны "выдумываются", значит противоречить основным принципам их создания.
2. Противопоставляют сущности абсолютно разных категорий.
Персона - это артефакт. JTBD - это теория.
Персоны - это способ (или формат) описания людей. Они используются командами разработчиков (чего-либо).
JTBD - это инструмент для понимания людей. Он используется для изучения.
(Сам Клемент неоднократно подчеркивал в своей статье "The JTBD Data Model", что это в первую очередь теория.
Так вот возникает вопрос. Почему бы не комбинировать способ изучения потребителей с формой их описания? В Персону отлично встроятся все пункты из модели Клемента: желания, ограничения, катализаторы, доступный список выбора. JTBD и персоны это одинакого полезные методы (об этом есть несколько материалов у Nielsen Norman Group).
А с содержанием персоны, которые ничего не говорят нам о потребностях человека и причинах его поведения (мотивы, барьеры, драйверы) и вообще о том, что нам делать с этим человеком, следует поступить следующим образом - выкинуть нахрен.
Ибо зачем создавать бесполезные персоны, а потом доказывать, что они не работают?
Спасибо :)