«Мозговой штурм» для компании: как его провести

«Мозговой штурм» для компании: как его провести

Можно ли организовать мероприятие, сочетающее в себе активную командную работу сотрудников, конференцию с ключевыми заказчиками и тимбилдинг? Да, мы попробовали и у нас получилось! В «мозговом штурме» Brain Marathon приняли участие 200+ человек. HR-директор 1221Systems Ирина Лутохина рассказывает, почему такой формат лучше, чем стандартные тренинги или семинары и что нужно учесть при организации.

Сама идея проведения мозгового штурма родилась в тот момент, когда у 1221Systems возникла необходимость определить: какой цифровой продукт актуальнее всего будет для наших главных заказчиков — компаний из сферы ритейла и HoReCa. Требовалось совместное обсуждение, но хотелось сделать это обсуждение продуктивным для всех сторон.

Подготовка

Подготовку начали примерно за месяц до события.

  • Определили количество команд и то, что в их составе должны быть представители различных подразделений: отделов закупок, IT-отделов клиентских компаний из разных городов России, специалистов 1221Systems. Каждую из команд должен возглавлять эксперт, обладающий авторитетом — директор по IT или закупкам. Выполнять роль модераторов групп поручили HR-менеджерам.

  • Подготовили описание нескольких реально существующих проблем/бизнес-ситуаций — по мониторингу конкурентов, централизации работы с поставщиками, проведению промоакций и т.д. Постарались сформулировать проблемы предельно детально и четко, чтобы и работе задать соответствующий тон.

  • Выбрали просторный и вместительный зал технопарка для того, чтобы физически 200+ сотрудников могли удобно разместиться как в процессе работы, так и во время подведения итогов.
  • Пригласили топ-менеджеров для того, чтобы вдохновить участников в начале, а также подвести итоги мероприятия и выбрать наиболее перспективные идеи для реализации в конце. Это помогло удержать высокий эмоциональный настрой, придало статусность новому событию в глазах сотрудников, стимулировало их быть действительно активными в течение всего дня.
  • Выбрали, по какому принципу будет происходить генерация и отсеивание идей внутри команд (есть несколько методологий — например, Stepladder, Round-Robin, метод Дельфи, «обратный метод»). Мы использовали элементы трех методов брейнсторминга — «штурм с предварительной экспертной оценкой идей», «мозговая осада» и «мировое кафе».

«Мозговой штурм» для компании: как его провести

Суть метода «Штурм с предварительной экспертной оценкой идей»


Метод задает высокие требования к участникам, которые должны обладать профессиональной экспертизой в своей сфере, а также иметь опыт мозгового штурма в группе.

Проводится в несколько этапов:

1. каждый из участников заранее готовится и самостоятельно генерирует идеи.

Мы ответственно подошли к этому этапу, реально опрашивали заказчиков, прописывали те процессы, которыми они сейчас пользуются и собирали мнения, что бы им хотелось изменить. Потом систематизировали эту информацию и заранее отправили ее участникам мозгового штурма, поэтому большинство вопросов не были неожиданностью и многие участники уже пришли на событие с готовыми идеями и решениями.

2. далее группа собирается для ознакомления с озвученными идеями, выбирает несколько лучших вариантов, обсуждает их плюсы и минусы;

3. затем еще один раунд брейнсторминга с обсуждением каждой идеи, чтобы в итоге прийти к финальному отбору наиболее приоритетных вариантов.

«Мозговой штурм» для компании: как его провести

Суть метода «Мозговая осада»


Эта техника предполагает тщательное и глубокое обсуждение каждой из выдвинутых идей. Такой метод снижает вероятность, что потенциально неплохую идея раскритикую и отбросят на самом раннем этапе. Все предложения участников рассматривают отдельно, доводят до ума и выбирают лучший.

Мы старались записать каждую идею, которая возникала в рабочей группе, чтобы ничего не упустить, а на следующем этапе объединить похожие идеи в одну, находя между ними компромисс.

«Мозговой штурм» для компании: как его провести

Процесс: генерация идей

Это ключевой этап, и здесь важно учесть:

  • поток идей желательно ничем не ограничивать — пусть высказываются и самые банальные, и фантастические. Чем больше идей — тем больше шансов, что будет придумано что-то принципиально новое и стоящее.

  • поэтому неконструктивная критика — под строгим запретом, и за этим отдельно следит модератор! Дает возможность высказаться всем, подбадривает, помогает удержать темп.

  • нужно успевать фиксировать высказанные идеи на бумаге (у нас были флипчарты, листы которых после мероприятия были бережно собраны для дальнейшей аналитики).

  • последующие классификация и приоритезация (важно-неважно, срочно-несрочно) помогают выделить главные и второстепенные идеи.
  • модераторы должны следить за тем, чтобы в дискуссии успевали участвовать все, привлекать к обсуждению самых скромных, обязательно давать высказаться по одному вопросу разным сторонам команд — как айтишникам, так и сотрудникам отделов закупок.

«Мозговой штурм» для компании: как его провести

На этом этапе мы использовали методику группового обсуждения «Мировое кафе».

Суть группового обсуждения «Мировое кафе»


The world café — эффективный метод проведения групповых дискуссий, где основным принципом является активное общение между участниками и стимулирование появления новых идей и точек зрения.

В классическом понимании, чтобы его реализовать, большую группу людей делят на подгруппы по 3-4 человека (подобно «столикам» в кафе). В идеале таких групп должно быть столько, сколько вопросов запланировано для обсуждения. За каждым «столиком» закрепляется «хозяин» — остальные играют роль «гостей» и перемещаются за другой стол по истечении 7-10 минут обсуждения вопроса.

После чего «хозяин» рассказывает новой группе о сути вопроса, кратко пересказывает идеи, которые уже были высказаны и выслушивает новые мнения от новых участников, собирая таким образом палитру разнообразных взглядов и точек зрения.

Поскольку у нас было 200+ участников и цель задействовать каждого по-максимуму, в нашем случае получилось чуть иначе: сначала мы всех разделили на 12 групп, потом объединили группы по тематикам, а затем каждая группа после коллективного обсуждения сформулировала общее решение и презентовала его всем собравшимся.

Экспертное жюри из топ-менеджеров компаний-участниц
Экспертное жюри из топ-менеджеров компаний-участниц

Итог: веб-сервис для работы с поставщиками… и не только!

Главным итогом «мозгового штурма» для нашей IT-компании стала новая задача, новый вызов — проект, который был признан самым желанным и актуальным. Его выбрало экспертное жюри из числа топ-менеджеров компаний-участниц — это веб-сервис для автоматизации работы с поставщиками. Он востребован прежде всего группой компаний, в которую входят как магазины, так и предприятия из сферы HoReCa, с большим количеством пересекающихся поставщиков, но без инструмента для системной и прозрачной работы с ними. Новый сервис должен повысить производительность труда сотрудников и дать возможность маркетологам разрабатывать более качественные предложения для покупателей и клиентов.

Проект запустили, работы в активной стадии, релиз базовой версии намечен на весну 2024 года. А кроме нового проекта, из явных плюсов как HR-директор могу отметить заметное упрощение коммуникации между нашими IT-специалистами и непосредственными заказчиками, специалистами отделов закупок.

В качестве иллюстрации — несколько отзывов участников:

Очень благодарен специалистам отдела закупок за то, что они погрузили нас в оперативные моменты своей работы — я на многие процессы теперь смотрю иначе.

Было ценно увидеть, что даже люди, работающие вместе, видят один и тот же вопрос под разным углом.

«Оказывается, у нас много людей, которые готовы взять проблемы в работу и найти выход».

Команда организаторов. Крайняя слева - Ирина Лутохина, автор статьи
Команда организаторов. Крайняя слева - Ирина Лутохина, автор статьи

Вывод

Как HR могу сказать: один из наиболее важных плюсов обсуждений в формате «мозгового штурма» — это возможность вовлечь в решение задач специалистов, которые смотрят на проблему с разных сторон: одни — с позиции создания инструмента для ее решения, другие — с позиции последующего использования этого инструмента.

То, что наши партнеры, компании-участники штурма взяли подобный формат на вооружение и уже проводили подобные мероприятия внутри своих коллективов — признак того, что Brain Marathon — классная площадка для эффективной совместной работы. Пользуйтесь!

55
Начать дискуссию