Кто такой "локальный HR" и зачем он нужен

В этой статье я расскажу о такой специфической роли в управлении персоналом, как локальный HR, поделюсь некоторым накопленным опытом и инсайтами, которые могут иметь ценность как для HRов, так и для широкого круга читателей.

Не лишним будет уточнить на берегу, что я работаю в сфере ИТ, штат компании около 250 человек, а структура HR подразделения достаточно развита по количеству и качеству реализуемых функций.

Самоидентификация

Судя по фидбэкам с моего собеседования в эту компанию, мой HRD (директор по персоналу) взяла меня тогда на эту работу только за адекватность и умение задавать "противно-конкретные" вопросы. Которые я успешно задаю в этой компании по сей день, уже три года. Ни опыт предыдущей работы (разношерстный набор HR ролей в разных сферах от завода до кинотеатра), ни образование (филолог) не сыграли большой роли. Тогда я имела очень слабое представление о том, чем и для чего занимается локальный HR, но очень нравилась перспектива участвовать в "разного уровня коммуникациях".

Локальный HR во многих компаниях носит имя HR BP (бизнес-партнер); функции этих ролей могут существенно отличаться: от уровня ответственности до наполнения конкретными задачами, но все они будут строиться вокруг коммуникаций между бизнесом и сотрудниками.

Мой HRD на вопрос о моей функции ответила бы так: определение форматов и каналов эффективного взаимодействия на уровне сотрудник — компания; обеспечение качественного уровня коммуникаций сверху вниз (от топ-менеджмента к сотрудникам, на понятном им языке) и снизу вверх (запросы сотрудников, требования и проблемы, которые необходимо решить менеджменту).

Но лучше всех на вопрос, а для чего я в компании, ответил мне один из сотрудников: "Чтобы нам было хорошо…" Мой вольный перевод этой фразы звучит примерно так: чтобы было понятно, прозрачно, доступно, комфортно и просто.

Если говорить о роли локального HR в структуре нашего HR подразделения, то выглядит это следующим образом.

Функциональная структура HR подразделения
Функциональная структура HR подразделения

Мне нужно прокомментировать эту модель, и сейчас будет немножко душно, но вы справитесь:)

Локальный HR реализует функцию удержания персонала в компании через мотивацию и лояльность. Я считаю, что правильнее говорить не об удержании в чистом виде, а об удлинении "срока жизни" сотрудника в компании. То есть локальный HR у нас работает только с внутренней аудиторией. Для сравнения: HR бренд специалист и частично L&D (обучение и развитие) реализуют функцию продвижения нашего бренда как внутри, так и вовне компании, что отлично работает на привлечение и последующий найм персонала, которым занимаются рекрутеры.

Ну а все вместе мы, таким образом, работаем над ростом хэдкаунта (численности штата), о чем нам часто напоминает наш HRD и ведет нас к этому светлому будущему, где найм настолько эффективен, что почти бесплатен, а turnover* стремится к нулю.

Каждый солдат в нашей армии четко знает, что он делает, зачем, какие ресурсы ему нужны, чтобы выполнять свои цели, каков ожидаемый результат в текущих условиях и ограничениях, а также каковы риски.

Обозначив, таким образом, мое местечко и роль в этой битве за хэдкаунт, я вернусь к тому, чем я занимаюсь каждый день.

Начнем с того, что лежит прямо на поверхности и всем в моей компании вроде бы очевидно:

  • Онбординг новичков
  • Проведение Stay** и Exit Interview ***
  • Трансляция некоторого слоя новостей и изменений в компании
  • Разные истории, связанные с лояльностью и здоровьем (ДМС, прививки и прочее).

*Turnover – не совсем корректное, но принятое в рабочем сленге HR обозначение текучести.

**Stay Interview, или беседа с HR, проводится на периодической основе с каждым сотрудником. Как правило, в рамках часа мы обсуждаем с сотрудником его рабочие задачи, проекты, команду, планы развития, уровень комфорта в компании и пуле, а также пожелания/потребности.

*** Exit Interview – выходное интервью, проводится увольняющемуся сотруднику.

Может показаться, что беседы с сотрудниками – это моя основная работа и загрузка. И да, и нет. На самом деле это та база, на которой я выстраиваю свою дальнейшую работу. Здесь и кроется черный ящик моих бизнес-процессов.

Бесед может быть много или мало – тут все зависит от опыта и квалификации локального HR. Другими словами, в начале своего карьерного пути локальный HR, скорее всего, будет очень много беседовать с людьми (я считаю, что так и должно быть), помогая "словом", а более опытный HR уже помогает "делом", в соотношении 20/80, где 20% – общение с людьми, понимание их проблематики и потребностей, и 80% – работа с проектами развития, оптимизация своих бизнес-процессов и выстраивание новых, и самое сложное – прямое влияние на сквозные бизнес-процессы. Это идеальная картина.

Бизнесовая ценность & ценность для сотрудника: на чьей я стороне?

Резюмируем значение моей роли с разных точек зрения: бизнес и сотрудник.

Бизнесовая ценность:

  • формирование лояльности и вовлеченности персонала (= удержание)
  • диагностика мотивации как отдельного сотрудника, так и в разрезе пула, компании
  • "продажа" некоторых решений менеджмента, то есть правильная презентация проводимых изменений
  • прогнозы по рискам (увольнений и не только)
  • картина состояния персонала в разные периоды времени

Ценность для сотрудника:

  • забота со стороны компании, ощущение своей ценности: "мной и моими делами интересуются, пытаются помочь, меня поддерживают"
  • единая точка входа, если не знаешь, к кому обратиться с вопросом
  • совет, поддержка, эмпатия
  • свой вариант:)

Как мы видим, ценность моей роли для сотрудника и бизнеса если и не противоречат друг другу, то явно не сильно синхронны.

Мое же мнение о собственной роли находится где-то посередине. (Примечание: мое сугубо личное профессиональное мнение может не совпадать с официальным мнением компании на этот счет).

И вот что я думаю о своей работе.

Я прихожу на работу каждое утро, как обычный сотрудник. И хочу приходить на работу с удовольствием, а уходить с нее вечером с чувством удовлетворения от результатов своего труда. И это для меня самый чувствительный "градусник", с которым я подхожу к каждой своей задаче, кем бы она ни была инициирована. Сотруднику на работе (в офисе, коллективе и информационном пространстве компании) должно быть комфортно и счастливо, ведь только такой сотрудник может принести бизнесу (и себе) максимальную пользу. Каждый свой отдельно взятый HR бизнес-процесс я оцениваю взглядом сотрудника, его потребностями, его уровнем комфорта, а не так, как было бы удобнее, проще и дешевле для всего остального окружения этого бизнес-процесса. Мои процессы стремятся к полной эгоистичности с точки зрения потребностей их потребителя, и в той точке, где они ее достигнут, будет находиться их абсолютная эффективность.

Таким образом, бизнес (стейкхолдеры и службы) – мой заказчик, а каждый сотрудник – мой внутренний клиент в компании. И в моем понимании, чем счастливее и довольнее мой клиент, тем выше мой заказчик должен оценивать мою работу.

К этому балансу приходишь не сразу, но со временем: как бы ни складывалась ситуация внешняя и внутренняя, ты своего клиента ставишь во главу угла. Да, клиент может быть неадекватно оборзевшим, и иногда ты ему на это мягко указываешь, но ты этого своего внутреннего клиента никому в обиду не дашь, даже если для этого потребуется вступить в драку с самим заказчиком:)

Я адвокат своего клиента. И интерфейс диалога сотрудника с компанией.

Почему я не психолог, или Про истинную эмпатию

Поначалу мне остро не хватало знаний и практики в психологии, что казалось логичным: беседуя с людьми и "диагностируя" их мотивацию, хочется опираться на что-то большее, чем просто субъективные ощущения. Позже, с помощью моего HRD, пришло осознание, что локальный HR и штатный психолог – совершенно разные роли, которые могут даже вступать в конфликт. Психолог "лечит" человека, а я "лечу" коммуникации. Разрешая рабочую ситуацию, я не могу и не имею права погружаться в личностные особенности человека, я должна рассматривать каждый кейс объективно, то есть с учетом участия в нем нескольких сторон (сотрудник, его руководитель, команда и т. д.)

Должна, но так получалось не всегда. Выслушивая "боли" собеседника, ты не можешь не проникаться человеческим сочувствием. И ребята это замечают и ценят, называя это эмпатией. От такой "эмпатии" очень быстро выгораешь, и я это тоже проходила.

Однажды мне порекомендовали книгу "Мотивационное консультирование: как помочь людям измениться" (Уильям Р. Миллер, Стивен Роллник). Прочитав не без труда эти 800 страниц, по итогу я была благодарна книге за самую важную вещь, которую я из нее вынесла, а именно за понимание истинной эмпатии. Эмпатия – это не сочувствие. Эмпатия – это безусловное принятие ценностей собеседника. Вдумайтесь в каждое слово этого простого определения. Именно на этой почве должен начинаться каждый разговор с сотрудником. Без оценки, без осуждения, без сравнения его ценностей со своими личными или ценностями компании на уровне корпоративной культуры. Только так мы можем быть максимально объективны и без предвзятости видеть мотивацию и потребности сотрудника, а значит, можем чем-то помочь.

Вообще же об эмпатии всё чаще говорят как об одной из важнейших управленческих компетенций. Например, вот вам статья на эту тему.

Чтобы подытожить примером разговор об эмпатии, я скажу так. Когда перед тобой начинают рыдать, ты не можешь просто начать рыдать в ответ. Иначе эта лужа слез потопит вас обоих.

Локальный HR должен четко понимать границы своей ответственности. Вычленить проблему из моря эмоций, найти и рекомендовать варианты решений, составить план действий, согласовать его с сотрудником. Или рекомендовать другой вид помощи, но уже за пределами компании.

Да, мои беседы с сотрудниками могут выглядеть как выслушивание их болей и человеческое сочувствие (что, безусловно, есть, и это крайне важно). Но (!) внимательно слушая собеседника, локальный HR в это самое время уже продумывает план действий.

Результаты, которых не видно, или Чем я горжусь

Признаюсь, что эффективность моей работы – это вопрос, которым я задавалась с самого начала, и не находила удовлетворяющего меня ответа. Как оценить результаты? Каковы показатели эффективности моих процессов? Какие цифры я могу показать бизнесу? И на что я на самом деле влияю не косвенно, а прямо?

Предполагаю, что HR директору некой компании будет весьма непросто обосновать для собственника необходимость введения роли локального HR, если не показать на цифрах, а что изменится, сколько мы заработаем или сэкономим. Спойлер: цифр не будет.

Вы можете опираться на turnover, на средний стаж работы сотрудников в компании, на различные опросы/анкетирования по проводимым мероприятиям, на показатели удовлетворенности/лояльности типа eNPS. Последнее, пожалуй, будет ближе всего к истине. Но и на этот показатель влияет не одна роль в компании, а также множество факторов.

Работа локального HR по большей части процессная, и результаты ее очень отсрочены во времени. Я регулярно возвращаюсь к потребностям моего внутреннего клиента, провожу ревизию своих процессов и оцениваю, насколько они "работают" на моего клиента, насколько реже мне нужно вмешиваться "ручным методом", насколько самостоятелен в компании становится сотрудник. А когда я читаю или слышу отзывы примерно такого содержания: "это самое комфортное место работы в моем опыте", "здесь прекрасная рабочая атмосфера" и главное – "все хорошо, мне даже нечего пожелать" – я чувствую удовлетворение от результатов своей работы, работы своей команды и всей компании в целом.

Если мне кажется, что в моей работе всё достигло своего совершенства, то я себе лгу. Хороший локальный HR всегда может копнуть глубже и найти проблему, а значит – новый фронт работ. Если локальный HR не видит проблем – это не его работа.

Я бы хотела завершить эту статью "Кодексом чести локального HR", как рекомендацией или напутствием для тех, кто решил стать локальным HR или уже делает свои первые шаги на этом поприще. Когда-нибудь я точно напишу этот Кодекс, а пока только тезисы:

  • Конфиденциальность! Это наше всё. Через нас проходят тонны информации со всех сторон, и у каждой – свой гриф секретности.
  • Максимально возможная объективность. Очень просто быть для своего клиента добрым полицейским, или своим парнем, заслужить популярность таким способом очень легко. Но это скользкая дорожка, не ведущая к профессионализму.
  • Честность. Не ври, не приукрашивай, не подтасовывай фактов для необходимых тебе картинок.
  • Не будь со своим клиентом менеджером или училкой. Будь партнером.
  • А я уже говорила про конфиденциальность? Ну так я повторюсь.
  • Люби свою работу. Как бы банально это ни звучало. Ты можешь даже недолюбливать своего заказчика, но любить клиента ты обязан как самого себя.

На этом пока всё. Я попыталась уместить в этой статье физику и лирику своего ежедневного труда, выдав в итоге нечто неприкладное, но рефлексивное. На самом же деле цель этой статьи – верхнеуровневое знакомство со спецификой моей работы, для того чтобы заинтересованные в развитии своей компании люди (любых ролей и должностей, а особенно – HR) могли посмотреть на управление персоналом под чуточку новым углом, и, может быть, даже привнести какие-то позитивные изменения в свои подходы.

66
8 комментариев

Еще не все поняли зачем нужен обычный HR, а вы говорите про локальный

Ответить

Работаем на опережение:)) Когда все поймут, что такое локальный HR, статьи об этом писать будет уже неактуально:)

Ответить

обожаю на vc 2 категории авторов: маркетологи и hr. только у них настолько птичий язык - от онбординга и hrbp до "Вы можете опираться на turnover" и хедкаунт

Ответить

На дворе кризис, найм на паузе, HR придумывают сотню причин почему их не надо сокращать.

Ответить

К счастью, нам даже не приходится обосновывать причины, нашу ценность бизнес осознает:)

Ответить

Благодарю автора за подробную статью, мне кажется, вообще важно создавать комфорт и удобство для сотрудников или как сказали ваши коллеги «чтобы им было хорошо». Тут просто загвоздка возникает, когда ты сталкиваешься с реальным рынком в РФ, сейчас не у все есть финансовые возможности и силы, чтобы эту комфортную среду создавать, поэтому думаю, часто в компания на это, откровенно говоря, и «забивают».

Ответить

Мне кажется, если будет сильное желание- будет и действие. Извините, но думаю все перекладывать на российский рынок и финансовые трудности тоже нельзя. Если нет возможности нанять отдельного человека, подключите специализированный сервис. Оптимальное решение, на мой взгляд, в случае если нанимать отдельного человека не вариант. Просто у нас такая же ситуация была, либо нанимать отдельного человека, либо вообще ничего, поэтому решили, как оптимальный для нас вариант поток опросы подключить, где коллеги могут высказать свое мнение, где мы можем отследить динамику удовлетворенности сотрудников и бонусом будет для вас то, что вручную ничего обрабатывать не надо, весь отчет формируется автоматом. Выход при желании можно найти всегда)

Ответить