Всё о самозанятых: интервью с CEO Robokassa Дмитрием Поликарповым

Самозанятость – это особый налоговый режим для физических лиц, позволяющий получать доход. С ним не нужны трудовые книжки, соблюдение правил трудовой дисциплины и прочие сложности. Заключив простые коммерческие договоры, предприниматель может в удобном режиме законно вести свою деятельность. Как стать самозанятым? Какие возможности и ограничения есть у такого статуса? На эти и другие вопросы ответит CEO Robokassa Дмитрий Поликарпов.

Всё о самозанятых: интервью с CEO Robokassa Дмитрием Поликарповым

Здравствуйте, Дмитрий! Начнём с главного: не так давно ваш платёжный сервис начал работать с самозанятыми, а к ним применяется особый налоговый режим. А кто все эти люди? Кто вообще может работать в статусе самозанятого?

Направления работы у самозанятых очень разные. В числе наших клиентов предприниматели, которые продают онлайн-уроки по маникюру, обучение программированию, дизайн одежды. Есть массажисты, диетологи. Есть даже специальные программы для автоматизации рутинной работы в сети: и такое бывает! :) В общем, люди приходят разные.

А зачем людям получать такой статус? Что он даёт полезного?

Во-первых, «заплати налоги и спи спокойно», причём, налоги невысокие — самозанятый уплачивает налог только с дохода 4%. Это существенно меньше, чем ставки налогов на прибыль и НДС, которые применяются к юридическим лицам.

Во-вторых, не нужно платить страховые взносы в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования. Что составляет существенную сумму, особенно, если бизнес не очень стабильно приносит прибыль (а у ИП это частое явление).

В-третьих, не требуется вести сложную бухгалтерию, как у юридических лиц. Это снижает нагрузку на предпринимателей и позволяет им сосредоточиться на самом бизнесе.

И вишенкой на торте – очень простая регистрация: через приложение «Мой налог» или «Госуслуги». Можно начать свой бизнес быстро и без больших административных затрат.

Но есть же и ограничения? Не всё же идеально?

Конечно, у каждого статуса свои нюансы. Например, вы не сможете зарабатывать больше 2,4 миллиона рублей в год. Вернее, в этом случае придётся перейти на ИП: мы всегда подчёркиваем этот момент, об этом важно помнить. Кроме того, самозанятые обязаны работать самостоятельно, без наёмных сотрудников.

А ещё самозанятые ограничены в ведении некоторых видов деятельности. Впрочем, разрешённый список немаленький: можно работать программистом, бухгалтером, копирайтером, электриком, тренером, консультантом… В начале я приводил живые примеры. Вариантов очень много.

А вот что самозанятым делать нельзя указано вполне чётко в Федеральном законе № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход». Например, запрещено перепродавать товары не своего производства или торговать подакцизными товарами. Есть ограничения и для государственных и муниципальных служащих: им разрешается применять новый режим только для доходов от сдачи в аренду жилых помещений.

Допустим, человек зарегистрировался в качестве самозанятого и начинает работу. Как он может принимать оплату за свои товары и услуги?

Ну, здесь вполне удобные варианты. Способов оплаты, конечно, поменьше, чем у ИП и юридических лиц. Но большинству самозанятых их хватает: это переводы на карту, наличные (главное – не забывать вносить все данные в приложении «Мой налог» и отправлять сформированный чек покупателю), онлайн-оплата.

В последнем случае удобно подключиться к агрегатору приёма платежей. Именно поэтому мы добавили возможность работы с самозанятыми.

Во-первых, в таком случае можно принимать оплату не только с банковских карт, но и Pay-методами (без ввода данных банковской карты). Во-вторых, агрегатор может обеспечить более высокую надёжность при проведении платежа. Работая с несколькими банками, сервис всегда проведёт оплату, даже если у одного из них произойдёт технический сбой. Такая защита возможна, если агрегатор (как мы) поддерживает механизм мультибанка.

В заключении хотелось бы попросить несколько советов предпринимателям. Когда удобно стартовать в статусе самозанятого и что делать дальше?

Если у вас небольшой собственный бизнес, вы работаете один и не ожидаете большого оборота на первом этапе, то проще и быстрее стартовать в качестве самозанятого. Это поможет не заморачиваться на бюрократии и отчётности тогда, когда надо вкладываться в стабильность и рост. Мы всегда помогаем своим клиентам масштабировать бизнес. А затем – быстро и «бесшовно» перейти на ИП, открыть расчётный счёт и продолжить совместную работу. Мне известно немало случаев, когда люди начинали в качестве самозанятых, а потом переходили на работу в качестве ИП. Известны и другие – когда статуса самозанятого оказывалось достаточно.

22
Начать дискуссию