Жадность фраера сгубила: как сэкономить бюджет на digital так, чтобы не провалить проект

А напишите мне статью за 200 рублей! А сайт сделайте за 10 000! И рекламу на него запустите за пятерку! Да не вопрос, можно найти таких digital-специалистов — только результат будет соответствующий. Рассказываем, как экономить правильно — чтобы и себе денежку сберечь, и проект не угробить.

Жадность фраера сгубила: как сэкономить бюджет на digital так, чтобы не провалить проект

Привет! Я Анна, менеджер проекта Workspace и координатор премии Workspace Digital Awards. Неопытному заказчику digital-услуг часто непонятно: почему у агентства интернет-магазин стоит полмиллиона, а у биржевого фрилансера — в 10 раз дешевле.

В целях экономии клиент может обратиться к специалисту с низкими ценами. Клиент может даже перестраховаться и заказать сайт не за 50, а за 100 или 150 тысяч. Но что толку, если эти цены все равно гораздо ниже рыночных и они невыгодны для хороших специалистов?

Дезориентация в ценах на профессиональные услуги и отсутствие видимых причин заплатить больше приводит к некачественной работе подрядчика и провалу проекта. В худшем случае заказчик не получает вообще ничего, теряя время и деньги.

Расскажем сегодня, когда экономия только вредит, как изначально оценить рыночную стоимость работ над проектом и как реально можно сэкономить, не рискуя качеством.

Чем грозит необдуманная экономия бюджета у проекта

1. Исполнитель сдаст проект, но больше не будет с вами работать

Такое случается, когда заказчик «отжимает» исполнителя: сильно и агрессивно сбивает цену за работу на этапе переговоров. Из-за давления уступчивый специалист может согласиться, но в следующие разы он может отказаться от работы даже за нормальный гонорар.

Качество исполнения проекта тоже будет не на том уровне, что могло бы быть при достойной оплате.

В итоге заказчик экономит средства, но теряет в качестве, а еще теряет время на поиск новых исполнителей и их брифинг. В долгосрочной перспективе вреда от такой экономии точно больше, чем пользы.

<p>Демотивированный специалист не сможет показать отличный результат</p>

Демотивированный специалист не сможет показать отличный результат

2. У специалиста нет достаточного опыта, чтобы оценить стоимость проекта

Неопытные фрилансеры могут браться за невыгодные заказы или самостоятельно демпинговать, потому что они не умеют оценивать трудозатраты. Особенно сильно это искажение работает в проектах, где гонорары кажутся большими.

Пример: молодой специалист взял заказ на разработку сайта за 30 тысяч — вроде хороший гонорар и все вроде бы просто. Но исполнитель еще не догадывается, что переговоры, рутинная работа и неучтенные сложности заберут у него 150 часов рабочего времени. Получится, что стоимость часа работы над проектом — всего лишь 200 рублей. Такие же деньги можно получить на работе, которая не требует изучения специальных навыков.

150 часов — это месяц и неделя работы в адекватном темпе. Можете представить, сколько исполнитель заработает за месяц.

Когда такой исполнитель сталкивается с реальностью, начинаются проблемы. В лучшем случае он берет ответственность на себя и, скрипя зубами, выполняет проект. В худшем случае он бросает проект недоделанным, отняв много времени у заказчика. А может и денег.

<p>Не забывайте, что у специалиста скорее всего в работе не только ваш проект</p>

Не забывайте, что у специалиста скорее всего в работе не только ваш проект

Если вы в поисках опытного исполнителя, изучите рейтинг digital-специалистов на Workspace. В него входят как самостоятельные специалисты, так и представители агентств. Всего существует более 120 рейтинговых списков из разных направлений digital: дизайна, маркетинга и разработки. Верхние места списков занимают высококлассные специалисты, с большим количеством кейсов и победами в престижных digital-премиях.

3. Специалист может оказаться мошенником, которому даже небольшой гонорар будет выгоден

В любой сфере digital можно обмануть: украсть посты, нагнать подписчиков, закупить псевдолидов, украсть чужую айдентику с Behance или выгрузить чужой сайт и продать его под видом своей разработки. Если исполнителю плевать на репутацию и с ним не заключали договор, он может вообще исчезнуть с гонораром.

Если исполнитель просит немного денег за работу и не мотивирует это адекватными причинами — это подозрительно.

Какие причины низких цен на услуги будут адекватными:

  • Специалист молодой и пока работает на портфолио — потом он поднимет цены.
  • У исполнителя есть готовые наработки, которые помогут закрыть работу быстрее. Например, у SEO-специалиста может быть готовое семантическое ядро, потому что он уже работал со схожим бизнесом. У таргетолога могут быть готовые рабочие связки, которые он выявил в работе над схожим проектом. Разработчики тоже могут переиспользовать код из других проектов. Но об этом гораздо чаще молчат, нежели делают скидки. Опытные специалисты понимают, что заказчик платит не за труды, а за эффективность результата.

Как изначально оценить стоимость проекта, чтобы не продешевить

Точность расчета стоимости проекта будет зависеть от сложности и объема работ. Бюджет на небольшой проект, такой как ведение соцсети, легко рассчитать точно. В случае с масштабными проектами итоговая стоимость работ может отличаться в два раза от предварительного расчета.

Кто оценивает бюджет? Однозначно исполнитель — у заказчика на это просто не хватит экспертизы, а исполнитель знает все тонкости и подводные камни. Например, даже две отдельные статьи могут сильно отличаться в трудозатратах из-за формата материала, сложности темы, доступности экспертизы и прочего.

Лучшее, что может сделать заказчик — обратиться к нескольким подрядчикам, рассказать им о своей задаче и узнать у них стоимость работ. Чтобы точно сверить цены от разных подрядчиков, у заказчика уже должно быть готовое техническое задание или хотя бы четкое понимание проекта.

Если речь идет о разработке мобильного сайта или приложения, то заказчик не сможет самостоятельно даже составить ТЗ. Поэтому придется сначала обратиться к одному из исполнителей за составлением ТЗ, а уже потом с этим ТЗ пойти к разным подрядчикам, чтобы узнать их стоимость работ. Как правило, цена подробного ТЗ на разработку — 10-15 % от общей стоимости разработки.

Важно: если зрить в корень, цена работы над проектом исчисляется в стоимости рабочих часов. Даже если специалисты не считают трудочасы и не знают стоимость своего рабочего часа, они оценивают задачи интуитивно, руководствуясь тем же подсчетом ресурсозатрат.

Для более точного сравнения стоимости работ у разных подрядчиков рекомендуем запрашивать не только цену, но и смету с оценкой временных затрат, а также стоимостью рабочего часа. Так вы сможете более точно сравнить разных подрядчиков, но дополнительно учитывайте профессионализм каждого из них, ведь главное — результат.

Есть еще один быстрый способ узнать стоимость работы над проектом — воспользоваться калькулятором стоимости digital-работ на Workspace. Также на нашем сайте есть инструмент «Сколько стоила разработка этого сайта?» — введите в него доменное имя интересующего сайта, вам высветится цена.

А портрет агентства, вызывающего доверие, мы составили в этой статье:

Что делать, если бюджета не хватает на названную стоимость работ?

Расскажем, как правильно сэкономить бюджет проекта - урезать функциональность или объем работ.

В Бюро Горбунова такой способ экономии называется «флекс». «Флексить проект» — это значит упростить его, урезать функционал, но оставить нетронутыми бюджет, сроки и качество. В случае с ограниченным бюджетом это лучший способ экономии.

Вспомните себя: вас ведь раздражают «глючные» приложения, медленные сайты и прочее в таком духе? Речь идет не только о разработке: например, какой смысл в информационных статьях блога, если они состоят из поверхностной, очевидной информации? Какой смысл в запуске контекстной рекламы, если трафик-менеджер не сегментировал ЦА и не создал достаточно рекламных креативов для тестирования гипотез?

Просадка в качестве может сделать любой проект нерентабельным и бессмысленным — тогда выгоднее не делать ничего.

Поэтому существует такое понятие, как MVP (Minimal Viable Product) — минимально жизнеспособный продукт.

Так называют продукты, которые ограничены в функционале по сравнению с изначальным концептом, но выполняют основные задуманные задачи. Например, онлайн-витрина без возможности оплатить товар на сайте вместо интернет-магазина. Или 5 качественных статей в блоге вместо 15 посредственных — это уже нельзя назвать MVP, но принцип тот же.

Между прочим, в начале первой части фильма «Железный Человек» Тони Старк сделал MVP своего костюма. Все что происходило в следующих частях — итерации минимально жизнеспособного продукта.

Жадность фраера сгубила: как сэкономить бюджет на digital так, чтобы не провалить проект

Если на изначальный замысел не хватает бюджета, спросите у исполнителя: чем можно пожертвовать. Специалист знает лучше, где можно сэкономить без сильной потери эффективности.

А как вы решали проблему экономии? Делитесь своими историями в комментариях!

5959
89 комментариев

А напишите мне статью за 200 рублей! А сайт сделайте за 10 000! И рекламу на него запустите за пятерку!

а еще добавляют "а чё там делать, взял написал/три кнопки нажал и всё"

12
Ответить

Ахаха
А у меня друг говорил, че ты там работаешь, поклацал 1 час, 100ку заработал 😂😂😂

5
Ответить

А че там делать если мне нужна сео на инфо трафик с частность 50, которая даже в карте сайта не будет отображаться. За 50 000р статью заказать?

2
Ответить

Да-да) Так и хочется сказать - так напишите, кнопки нажмите сами, раз это так просто.

2
Ответить

Кстати как правило, клиент, который платит меньше всех, самый требовательный :)))

9
Ответить

Есть такое, да!

1
Ответить

Опять про то, что предприниматели идиоты, а исполнители сплошь Эйнштейне. Любой нормальный предприниматель, знает чем отличается сайт за 10Р от сайта за лям. Весь интернет разъяснениями завялен. Или вы правда думаете, что предприниматели не читать не умеют, ни интернетом пользоваться?

К примеру:
"1. Исполнитель сдаст проект, но больше не будет с вами работать"
А нахер он мне сдался если это разовая работа? Если бы это, был постоянный бизнес процесс, у меня бы давно был штатный специалист.

Не читайте других идиотами, и люди к вам потянуться...

6
Ответить