Вычисляем digital-мошенника: 6 признаков афериста и 13 сценариев, по которым вас могут обмануть

Думаете, все мошенники остались где-то в 2007-м? Скажите это тем, кто потерял деньги и репутацию, доверившись подрядчикам-аферистам. Собрали для вас 6 признаков digital-обманщиков и расписали, как они конкретно могут обмануть.

Вычисляем digital-мошенника: 6 признаков афериста и 13 сценариев, по которым вас могут обмануть

Привет! Я Анна, менеджер проекта Workspace и координатор премии Workspace Digital Awards. Сейчас выведем всех мошенников на чистую воду!

Признак мошенника 1: отсутствие публичных данных

Если вы не можете найти никаких данных о специалисте или организации, скорее всего это мошенники. Исполнители с хорошей репутацией стараются везде «засветиться», чтобы приводить клиентов из разных источников и усилить свою медийность.

Сомнительный специалист не укажет личную информацию на профессиональных площадках или соцсетях. Мошенники захотят скрыть свою личность, чтобы завести новые аккаунты, когда текущие попадут в черные списки отраслевых сообществ. Напротив, специалисты с хорошей репутацией зачастую не просто стараются быть публичными, а еще и работают над личным брендом, чтобы находить больше клиентов и повышать стоимость своих услуг.

На сайте сомнительного агентства не будет юридических данных об организации. Сюда же можно отнести адрес офиса, контактный телефон и список сотрудников, но это уже не так подозрительно. Агентство с хорошей репутацией постарается дать максимум информации о себе, чтобы укрепить доверие клиентов. Службы безопасности компаний проверяют организации в качестве контрагента, поэтому не указывать юридические данные на сайте – моветон.

На всякий случай контрагентов лучше проверять
На всякий случай контрагентов лучше проверять

Признак 2: негативные отзывы

О качестве работы digital-подрядчика можно узнать по отзывам в сети. Их нужно изучать: положительные отзывы мог накрутить сам подрядчик, а отрицательные – его конкуренты. Хорошо, если есть возможность связаться с бывшим клиентом исполнителя, чтобы задать ему вопросы напрямую.

Как правило, существуют отраслевые «черные списки», в которые заносят имена и организации недобросовестных исполнителей. Например, есть черный список копирайтеров в сообществе ВКонтакте «Подслушано Копирайтинг». Подобные площадки найдутся и для специалистов других digital-профессий.

Часто отзывы публикуют не только на профессиональных площадках, но и на агрегаторах отзывов: «Отзовик», IRecommend, Zoon и др. Если у агентства есть офис, можно посмотреть отзывы по его адресу на картографических сервисах: «Яндекс.Карты», «Google Карты» и «2ГИС».

Но и здесь стоит проявлять осторожность. Стоит учитывать, что существуют компании, которые в рамках услуг по формированию репутации в интернете, предлагают своим клиентам не только публикацию положительных отзывов на таких площадках, но и удаление негативных.

Еще изучите раздел с отзывами о digital-агентствах на Workspace. Им можно доверять: заказчик может оставить отзыв, только если он опубликовал у нас тендер и выбрал его победителя.

<p>Отзывы на Workspace можно отсортировать по типу услуг</p>

Отзывы на Workspace можно отсортировать по типу услуг

Признак 3: работа без договора

Мы рекомендуем никогда не работать без договора. Мы даже подготовили для вас бесплатные шаблоны договоров для digital-услуг. В их создании нам помогли специалисты Runetlex – юридической фирмы, которая специализируется на сопровождении цифрового бизнеса. Если подрядчик отказывается от работы по договору – незамедлительно ищите другого.

Признак 4: подозрительно низкая цена

Если специалист не является новичком или вашим хорошим знакомым, низкая цена за его услуги – тревожный сигнал. Профессионалы мотивированы поднимать цены на свою работу. Если вам обещают выполнение KPI и работу по договору за цену значительно ниже рыночной – что-то пойдет не так.

Пример: заказчик обратился к таргетологу с недорогими услугами, чтобы генерировать продажи через соцсети. Они договорились о KPI в 100 обращений от клиентов и заключили договор. Вместо того, чтобы тратить время на сегментирование аудиторий, тестирование гипотез и проработку креативов, недобросовестный специалист разместил задания на «буксах» – сайтах для заработка в интернете, таких как Socpublic. В качестве задания таргетолог указал обращение в сообщество под видом потенциального клиента и непродолжительный диалог.

<p>Так выглядят задания на «буксах»</p>

Так выглядят задания на «буксах»

В итоге KPI выполнен, но бизнес от этого только потерял деньги. Если заказчик неопытный, вместо доступа к рекламному кабинету ему можно предоставить нарисованные скриншоты в отчетности. Заказчику можно рассказать, что у конкурентов лучше продукт или такая рекламная связка в принципе не подходит для продажи продукта – не вышло и не вышло.

Так обманывать клиентов можно в любых других отраслях digital – чуть ниже расскажем про каждую.

Признак 5: профессиональная некомпетентность

Аферисты не будут глубоко разбираться в своей «профессиональной» деятельности, потому что у них нет мотивации повышать экспертность. Они не работали с разными клиентами, не проверяли возможные гипотезы на практике: их немногочисленные знания не могли кристаллизоваться в настоящую экспертизу. В переговорах с клиентом такие подрядчики будут рассуждать поверхностно и могут предлагать быстрые, но опасные решения: например, накрутку поведенческих факторов в SEO.

У заказчика не будет достаточно экспертизы, чтобы выявить некомпетентного подрядчика. Единственный способ перестраховаться – обратиться за консультацией к другому специалисту, чтобы проверить идеи первого.

Признак 6: краденые или ненастоящие кейсы и портфолио

Чтобы работать с клиентами, Артемий Лебедев создал портфолио из вымышленных работ. Для дизайнера это позволительно, потому что такое портфолио покажет уровень навыков специалиста. Если вымышленные кейсы показывает какой-нибудь контекстолог – это плохо. Такой специалист не работал с аудиторией проекта, поэтому все показатели будут лишь его фантазией. Относитесь с осторожностью к кейсам с обезличенными данными, в которых исполнитель прикрывается NDA.

Еще хуже, если исполнитель не нарисовал, а украл кейс у настоящего специалиста. Заказчик может отметить ход мысли специалиста и довериться ему. В итоге неопытный специалист скорее всего не сможет повторить успех и сольет бюджет.

Совет: если сомневаетесь, что кейс принадлежит специалисту, попробуйте взять абзац из этого кейса и загуглить его. Также можно проверить его уникальность с помощью специальных текстовых сервисов, таких как Text.ru и др.

Как происходит обман в различных сферах digital

Далее разберем, как недобросовестные подрядчики обманывают в разных сферах digital.

Что делают мошенники в SMM и таргетированной рекламе

  • Крадут рекламный бюджет.

Недобросовестные SMM-специалисты могут тратить рекламные бюджеты заказчика на рекламу других проектов или вообще не пополнять баланс рекламного кабинета. Чтобы обезопаситься, нужно прописать в договоре на SMM, что специалист обязан предоставить вам доступ к рекламному кабинету.

  • Публикуют неуникальный контент.

Подрядчик может воровать контент из других сообществ схожей тематики, не тратя ресурсы на подготовку собственного контента. В первую очередь это касается текстов – иллюстрации сложнее адаптировать. Если у вас закрались сомнения по поводу работы специалиста, проверьте его тексты в онлайн-сервисах на уникальность. Также пропишите в договоре, что контент должен быть уникальным.

  • Накручивают показатели, отраженные в KPI.

Мошенник может накручивать подписчиков, просмотры, лайки и комментарии на «буксах» и специализированных сервисах для накрутки, таких как TapLike. Это сложно проверить вручную. Остается лишь надеяться, что вы выбрали добросовестного подрядчика. Стоит проверить эту гипотезу, если при работе специалиста показатели растут, но бизнес не получает ощутимой пользы. Для качественного SMM-аудита вам понадобится привлечь стороннего SMM-специалиста.

Что делают мошенники в SEO

  • Не выполняют KPI и не отражают это в отчете.

В SEO это обычно рост трафика, позиций, конверсий, улучшение поведенческих метрик посетителей сайта. Мошенники или вовсе не обещают этого, или не выполняют, а в отчетах не отражают. Хороший отчет по SEO — где измеримые показатели выражены в динамике в сравнении с одним или несколькими отчетными периодами, внедрение изменений на сайте подтверждено доказательствами: скриншотами, исходными документами и показателями из аналитических сервисов, изменения показателей подкреплены гипотезами и выводами, а на основании показателей в отчете отражен план работ на будущий отчетный период.

  • Используют «черные» методы продвижения.

SEO-мошенники часто применяют «черные» методы продвижения для быстрого, но кратковременного результата. Ваш сайт может пропасть из поисковой выдачи, получить фильтр, в результате чего снизятся позиции и трафик.

Что делают мошенники в разработке

  • Продают шаблон на CMS под видом самописной разработки.

Некоторые из заказчиков до сих пор не подозревают о том, что у многих CMS есть маркетплейсы, в которых можно приобрести готовые шаблоны. Еще абсурднее, если разработчики используют бесплатный шаблон, но берут с заказчика столько же денег, как при самостоятельной разработке фронтенда. Чтобы не попасться на обман, нужно хотя бы поверхностно разбираться в технологиях и проконтролировать процесс разработки.

  • Накручивают дополнительные рабочие часы.

Недобросовестные digital-агентства грешат тем, что преувеличивают время, которое по факту ушло на задачу. Например, заказчик попросил внедрить на сайт дополнительную функцию. Агентство, которое занимается техподдержкой сайта, справилось с задачей за три часа, но заказчику выставили счет, в котором указано шесть часов рабочего времени.

Если у вас есть сомнения касаемо вашей техподдержки, попросите ее прислать предварительный расчет трудочасов по вашему ТЗ. С этим расчетом можно обратиться к другим специалистам, чтобы узнать, врут вам или нет.

  • Создают сайт на собственной CMS или другом уникальном решении.

Нечестные разработчики могут продать неопытному заказчику идею, что нужно делать сайт на их уникальной CMS. Мол, популярные CMS содержат дефекты, которые они устранили в своем решении. Так разработчики закрепляют за собой техподдержку: мало кто из других специалистов захочет иметь дело с незнакомой CMS, либо это будет стоить дорого. Фактически такие CMS, как «1С-Битрикс» регулярно обновляются и поддерживаются целым штатом высококлассных специалистов.

Также аферисты могут «развести» заказчика на лишние рабочие часы вместо того, чтобы сэкономить его бюджет, используя готовые решения популярной CMS.

<p>Даже опытный разработчик не сможет сходу разобраться в чужом коде</p>

Даже опытный разработчик не сможет сходу разобраться в чужом коде

  • Делают размытое ТЗ, чтобы заработать больше денег.

Исполнитель может специально сделать ТЗ неконкретным, чтобы в нем допускались разночтения. За счет этого на первой итерации заказчик может получить не то, что ожидал, а исполнитель возьмет с него деньги за дополнительные переделки. Это будет промотивировано тем, что заказчик согласовал ТЗ и правки возникли из-за его невнимательности.

  • Содержат сайт на своем хостинге за дорогую цену.

Наши коллеги сталкивались с такой ситуацией, когда техподдержка сайта держала сайт на своем сервере и ежемесячно присылала счет на оплату в 10 000 ₽. Сторонний хостинг с аналогичными техническими характеристиками стоил 4 000 ₽.

Что делают мошенники в контекстной и таргетированной рекламе

Аферист может накручивать KPI и воровать деньги, предназначенные для рекламного бюджета. Чтобы этого избежать, обязательно требуйте доступ к рекламному кабинету и постарайтесь найти добросовестного подрядчика.

Что делают мошенники в дизайне

Недобросовестные дизайнеры могут украсть чужую идею из Pinterest или Behance. Только сделать это не как художники, а слизать все подчистую. Пострадать может все что угодно: от айдентики и логотипа до дизайна лендинга. Проверить дизайн на плагиат можно, используя поиск по картинкам в Google и «Яндекс».

Что делают мошенники в копирайтинге

Самое страшное, что могут сделать копирайтеры – предоставить неуникальный контент. Благо тексты легко проверяются на антиплагиат.

Если говорить о более серьезных редакциях, недобросовестные подрядчики могут брать деньги за редактуру, корректуру и составление SEO-ТЗ, но фактически не оказывать эти услуги. Чтобы это перепроверить, нужно запросить у подрядчика факты проведения таких работ: например, файлы «Google Документов» с историей изменений статей и документы с SEO-ТЗ.

Лучшая защита возможного мошенничества в digital – поиск подрядчика с хорошей репутацией и грамотное составление договора. А вы сталкивались с недобросовестными подрядчиками? Расскажите в комментариях, как разрулили ситуацию!

5858
88 комментариев

Комментарий недоступен

18
Ответить

это вы про гребенюка я так понял? поглядываю периодически, но не углублялся. Тоже фейкомёт?

2
Ответить

первое тоже согласен, не все специалисты приверженцы публичности

4
Ответить

Но самое главное, что этих ноунеймов просто куча, и ещё главнее- люди покупают у ноунеймов с липовыми регалиями и скринами дохода из ЛК налогоплательщика) Институт репутации у нас отсутствует.

3
Ответить

Илья, спасибо за развернутый ответ! Да, вы правы, но мы не могли не осветить эти два пункта. Хотя бы потому, что есть еще мошенники, которые орудуют топорно: те самые, у которых на сайте ноль информации, которые не научились обелять репутацию. От них тоже нужно предостерегать людей.

А чтобы защититься от хитровыделанных и опытных мошенников, про которых вы говорите - лучше проверять по ВСЕМ признакам, подстраховаться.

2
Ответить

В точку!

1
Ответить

Так, уважаемые, отдельно про площадку Zoon Вам расскажу. Уберите ее кстати из статьи.

На этой плащадке сама же компания накручиваем всем негативный рейтинг. Мы это проверяли, так как пытаемся достучаться до их юридического отдела, по поводу несуществующих отзывов на их площадке.

Вводная:

На гугле, отзовике, яндекс картах и других явно известных площадках, у нашей молодой компании еще нет отзывов. Вообще нет.
На Zoon у нас 14 (а может уже больше) отзывов (как они утверждают), но сами отзывы посмотреть невозможно ни с публичной части сайта, ни из личного кабинета компании. При этих фантомных 14 отзывах у нас рейтинг 3.7

Когда мы спросили поддержку, откуда у нас там 14 отзывов, при том, что у нас всего 8 клиентов постоянных за все время существования, они отписались какой-то шаблонной фишней. Когда мы попросили связать на с их юридическим отделом, поддержка просто перестала отвечать. На почту они тоже не отвечают.

Мы пошли смотреть другие компании на их площадке. История аналогичная. На Zoon +-10 невидимых отзывов, на более популярных площадках в лучшем случае 1 отзыв, либо вообще пусто. Когда я опросил всех наших клиентов, знают ли они, что такое Zoon? Они просто пожали плечами. Да и мои коллеги про эту площадку ничего не слышали.

Думаю, выводы можно сделать однозначные. Ребята просто самостоятельно занижают рейтинг всем, кого смогли спарсить в свою базу, чтобы потом продавать свои никому ненужные сервисы под предлогом улучшения рейтинга.

Если кто-то столкнулся с такой же ситуацией, пишите в личку. Наш юрист в радостью составит им групповой иск.

10
Ответить