Как резать косты и не зарезать весь проект: 4 совета по экономии бюджета

Режем косты — эта фраза приводит в уныние любого подрядчика, да и заказчику ничего хорошего не сулит. Как запустить digital-проект, если бюджет на проект ограничен? Как правильно урезать косты, чтобы не пострадало качество и сама идея проекта? Какие работы можно взять на себя, а на каких точно не надо экономить?

Как резать косты и не зарезать весь проект: 4 совета по экономии бюджета

Привет! Я Анна, менеджер проекта Workspace и координатор премии Workspace Digital Awards. Дам 4 рабочих совета по экономии бюджета проекта. Материал будет полезен и заказчикам, и молодым digital-специалистам.

Совет 1. Убедитесь, что запуск проекта оправдан

Прежде чем думать о запуске низкобюджетного проекта, убедитесь в его целесообразности. Спросите себя: «А зачем мне вообще это нужно?» Вы делаете сайт для решения конкретных бизнес-задач или просто чтобы был? Вы уверены в рентабельности вложений в дизайн, нужны ли они вашему бизнесу прямо сейчас?

Вы должны ясно видеть цель: еще лучше, если она будет соответствовать критериям SMART. В противном случае проект лучше не запускать вообще или перенести запуск до лучших времен.

Если вы не до конца понимаете цель запуска вашего проекта, изучите рейтинговый список digital-специалистов на Workspace, чтобы проконсультироваться с экспертом. У нас представлено более 140 рейтингов разных digital-профессий.

Лучше потратить часть средств на консультацию и получить стратегическое видение работы над проектом, чем вложить все в неудачный запуск.

На нашей площадке зарегистрированы тысячи первоклассных профи: как представителей агентств, так и самозанятых. Workspace – это тендерная площадка № 1 в сфере digital.

Если цель оправдана, убедитесь, что вы выбрали лучший способ для ее достижения. Например, вы решили запустить соцсети, но фактически для вас выгоднее настроить контекстную рекламу. Пообщайтесь с разными исполнителями, чтоб хотя бы представить: сколько средств у вас уйдет на те или иные работы и какую пользу они вам принесут.

<p> Если сама идея проекта обречена на провал, в этом виноват только руководитель</p>

Если сама идея проекта обречена на провал, в этом виноват только руководитель

Совет 2. Уменьшите объем работ над проектом

Допустим, с целеполаганием у вас все в порядке, но на полноценный запуск проекта не хватает средств. Самый разумный вариант в этом случае – сократить объем работ. Урезанная версия проекта может быть не такой эффективной, как полноценная – не беда. Главное, чтобы польза от такого проекта для бизнеса превышала издержки. Если проект оправдается, его можно будет масштабировать, чтобы нарастить его полезный эффект.

Наиболее яркий пример проекта с ограниченным функционалом – MVP (Minimum Viable Product), минимально жизнеспособная версия продукта. Например, это может быть лендинг с минимумом информации для проверки конверсии и привлечения потенциальных клиентов.

<p> Если вы выпускаете MVP, это не означает, что нужно экономить на качестве. Нужно урезать второстепенный функционал</p>

Если вы выпускаете MVP, это не означает, что нужно экономить на качестве. Нужно урезать второстепенный функционал

Таким же образом можно сократить работы над любым digital-проектом, оставив только те функции, что будут выполнять ключевые задачи.

От чего отказаться в работе над digital-проектом, если бюджет ограничен:

  • SMM. Если ключевая задача SMM – лидогенерация, можно сэкономить на производстве контента. Например, сократить количество публикаций в месяц, сосредоточившись на таргетированной рекламе и посевах.
  • Дизайн. Тратить последние деньги на дизайн – плохая идея. Но если он нужен стратегически — например, единый фирменный стиль, можно договориться с дизайнером, чтобы он придумал экономное решение задачи.Например, сделал несложную айдентику за одну итерацию, не вкладывая в работу много сил.
  • Мобильная и веб-разработка. Бизнес может отказаться от части функционала в своем сервисе. Например, на сайте можно отказаться от возможности оплаты онлайн, чтобы не подключать эквайринг, но сохранить возможность заказа товара с доставкой. Вместо сайта с уникальным дизайном можно разработать сайт на готовом шаблоне для CMS.
  • Контекстная реклама. Стоит отказаться от охватной рекламы, сосредоточившись на показах по целевым запросам. Также можно не продвигаться по ключевым словам, у которых высокая цена клика из-за конкуренции. Если у бизнеса дорогой продукт, необязательно размещаться на первых местах выдачи – пользователи будут открывать несколько вкладок, сравнивая предложения.
  • SEO. Ключевая задача SEO-продвижения – занять верхние позиции в поисковой выдаче по целевым поисковым запросам. Но сместить лидеров с верхних позиций выдачи тяжело и дорого. Если бюджет на SEO ограничен, нужно собрать пул низкочастотных запросов с низкой конкурентностью и продвигаться по ним.
  • Контент-маркетинг. Если задача – вести коммерческий SEO-блог с ограниченным бюджетом, можно сократить количество выпускаемых статей в месяц. И подбирать темы исходя из их популярности и конверсионности.

Совет 3. Наймите недорогого исполнителя

Если в бюджетные рамки не получается вписаться даже с отказом от дополнительных функций, придется искать недорогого исполнителя.

Искать нужно с умом, потому что можно нарваться на неопытного новичка или на мошенника. Поделимся личным опытом поиска недорогих подрядчиков — через нишевые Telegram-чаты, в которых обитают потенциальные исполнители. В таких чатах много молодых специалистов, которые только зарабатывают опыт и репутацию и готовы работать по цене ниже рыночной.

Допустим, нам нужно найти веб-дизайнера, чтобы он создал макет в Figma для посадочной страницы под контекстную рекламу. Для этого можно посмотреть выдачу в поисковиках по запросу «Телеграм чаты дизайнеров». Параллельно можно поискать чаты в самом Telegram по запросу «чат дизайн». Так можно собрать список из чатов со специалистами, в которые получится опубликовать свое задание.

<p>В самом Telegram легко нашлось несколько чатов с дизайнерами. В половине из этих чатов находится по нескольку тысяч человек</p>

В самом Telegram легко нашлось несколько чатов с дизайнерами. В половине из этих чатов находится по нескольку тысяч человек

После этого надо подготовить текст сообщения для рассылки по чатам — объяснить условия задачи и попросить, чтобы вместе с откликом люди отправляли свое портфолио и цену за работу. В сообщении важно составить ясное техническое описание задачи, чтобы специалист воспринял вас серьезно и понял, справится ли он или нет.

Если объем работ большой, можно проверить навыки специалиста с помощью тестового задания. Не делайте его большим, чтобы потенциальный исполнитель не делал много бесплатной работы и укажите, что результаты тестового задания не будут использоваться в вашем проекте.

Совет 4. Возьмите часть задач на себя

Если вы так и не смогли найти исполнителя с подходящими ценами и качеством, за работу придется браться самому. Лучшее, что вы можете сделать в этой ситуации – спросить у специалиста, какие работы вы сможете качественно выполнить со своей стороны. Если вам попался хороший подрядчик, он подскажет.

  • SMM. У SMM-специалиста можно заказать SMM-стратегию и разработку контент-плана. Это позволит своими силами готовить публикации. Если вы не уверены в качестве вашего контента, можно договориться со специалистом, чтобы он оценил их качество. Еще можно попросить специалиста написать пару-тройку публикаций, чтобы был ориентир.

Теперь о таргетированной рекламе. Вместо того, чтобы подключить таргетолога, можно взять платную консультацию у специалиста и научиться самому настраивать рекламу.

  • Дизайн. Вы можете обратиться к дизайнеру за разработкой шаблона для ваших креативов. После выделить час на просмотр YouTube, чтобы освоить Adobe Photoshop и правила композиции на базовом уровне. А затем сможете сами готовить иллюстрации на основе шаблона от дизайнера.
  • Веб-разработка. Если сайт сделан на основе конструктора или CMS, вы можете взять на себя задачи по наполнению сайта контентом. Работе с конструктором легко научиться самостоятельно – можно будет самому верстать страницы с уникальным дизайном. К слову, CMS Wordpress уже тоже обладает встроенным конструктором страниц. У нас есть подробное руководство про то, как работать с этой CMS: «Как создать сайт на WordPress с нуля новичкам».
  • Контекстная реклама. Здесь как и в случае с таргетированной рекламой – вы можете обратиться за платной консультацией к нишевому специалисту, чтобы он показал вам рабочие связки. Еще у него нужно заказать платный аудит вашего сайта – если сайт плохой, реклама работать не будет.
  • SEO. В SEO на себя можно взять рутинные задачи: подготовку контента по ТЗ SEO-специалиста и исправление метатегов в административной части сайта. Другие работы потребуют от вас более глубокого погружения в профессию.
  • Контент-маркетинг. Если вы ведете корпоративный блог или бренд-медиа, вы можете привлечь авторов со своей стороны, а со стороны подрядчика оставить выпускающего редактора и главреда. Благодаря этому контент будет сохранять вашу экспертизу, а еще он будет соответствовать стратегии и критериям качества подрядчика. Также если вы работаете над SEO-оптимизированным блогом, можно научиться самостоятельно готовить SEO-ТЗ.

Надеемся, эта статья спасет вас от неудачного запуска. Если у вас остались какие-либо вопросы по теме – пишите их в комментарии!

1717
26 комментариев

эх, вот сейчас занимаюсь этой историей. и только сейчас понимаю насколько бездумно я раздул свой бюджет на старте

2
Ответить

Поделитесь, какие последствия были? И почему так получилось?

1
Ответить

Наймите недорогого исполнителя

вот тоже не простая задача, мягко говоря. Спасибо за материал, тема точно актуальная

1
Ответить

Ну вот научиться настраивать самому рекламу идея так себе. Лучше наверное сделать упор на поиск клиентов или на доппродажи старым)

1
Ответить

Это конечно. Но поиск клиентов как раз можно вести через рекламу :)

1
Ответить

резать косты - редкая боль!)

1
Ответить