Стремление компаний перейти от клиентоориентированности к клиентоцентричности вряд ли серьезно улучшит результаты. Почему?

Размышления о словах и их смыслах на примере важных понятий в маркетинге.
Введение.

В повседневной жизни мы часто используем слова, которые на самом деле обозначают совершенно разные вещи.

Например слово "ручка".
Что означает:

  • приспособление на двери для ее открывания
  • то, чем пишем
  • Рука маленького ребенка (уменьшительное значение)

То же самое в бизнесе. Есть уже привычные слова, которые используем не задумываясь о заложенном в них смысле.
Например, привычное слово - "менеджер".
Есть топ-менеджер -руководитель высокого уровня.
В магазинах можно было встретить раньше на карточке продавца тоже самое слово - менеджер. Сейчас уже не попадаются на глаза.
Однако смысл работы руководителя (топ-менеджера) и продавца (менеджера) кардинально разный.
Основной блок. Про маркетинг.
Есть разные слова, которые используются в бизнесе для выделения тех, кто приобретает продукты компании.

  • Потребитель
  • Покупатель
  • Клиент

Чаще всего используют слово "клиент". Откуда взялось это слово?

Клиент (от лат. cliens, множ. clientes) — в Древнем Риме свободный гражданин, отдавшийся под покровительство патрона и находящийся от него в зависимости.
Яндекс сайт Kartaslov.ru

Возможно, что в русский язык оно попало через слово немецкое слов -Klient.

Если отталкиваться от перевода с латинского языка, то клиент это тот, кто зависим от компании.
Так ли это?
В условиях , когда на рынке ограниченное количество товаров и услуг такое может быть.
Однако в ситуации, когда рынок предлагает огромное количество продуктов, вряд ли можно говорить о зависимости клиента.
Однако обозначение покупателя словом -"клиент"- сыграло злую шутку.
Как покупатель, я периодически сталкиваюсь с ситуацией, когда поведение компании говорит мне о том, что они считают, что я зависим от нее.
Дальше это слово стало составной частью для других важных понятий маркетинга.
Появились клиентоориентированность и клиентоцентричность.
То есть фокус на тех, кто зависит от компании? Получается странно)
На мой взгляд, новые термины, которые по идее должны фокусировать внимание на покупателях ,только запутывают ситуацию.
Потому что есть еще одна трудность.
Допустим, что компания решила стать клиентоцентричной.
Что это означает, если размышлять "на пальцах"?
Нужно сначала ответить на два вопроса:

  1. Кто они такие, кого мы поставим в центр компании?
  2. Кто будет реализовать концепцию клиентоцентричности на практике?

Допустим, что с первым вопросом мы справимся и опишем портрет своей целевой аудитории. Даже найдем соответствующие архетипы.
Возникает второй вопрос.
Ответ на него формально прост: это сотрудники, которые находятся во фронт-офисе. То есть контактирую с клиентами.

То, как компания относится сотрудникам , так они и будут относится к клиентам

Если покупатели для компании являются клиентами, то кем для компании являются сотрудники?

На первый взгляд вроде не клиенты.
Проводя тренинги по продажам всегда задаю вопрос:
Что такое продажи?
Очень часто слышу ответ: Обмен товара на деньги.
С этой точки зрения сотрудники продают себя как продукт, получая взамен з/плату, бонусы, комфортные условия работы и тд.
То есть сотрудники являются клиентами компании и тогда внедрение клиентоцентричности должно начинаться с отношений внутри компании?
Чтобы выйти из этой ситуации нужно признать, что:
Объединяет и клиентов, и сотрудников одно - они человеки!


Поэтому может быть вместо клиентоориентированной или клиентоцентричной компании лучше говорить о человекоцентричной компании?
Тогда будет легче найти баланс между интересами покупателей и интересами сотрудников.
В итоге выиграют все, в том числе компания в лице своих собственников.

33
2 комментария

Комментарий удалён модератором

Андрей, вдогонку)
По сути, перед применением модели или инструмента необходимо понять его ограничения и заложенные смыслы.
На решение каких задач он направлен и какие могут быть подводные камни.
А потом применять)

1

Андрей, я согласен, что многие инструменты и концепции придуманы консультантами и консалтинговыми компаниями.
Я хотел показать в статье, что важно стараться понять смысл модели/инструмента, а потом использовать.
А не хвататься сразу)