ASO: кому и зачем нужна оптимизация и как с ней работать, чтобы получать больше установок

Если вы хотите получать больше установок приложения, недостаточно использовать платный трафик. По данным Apple, 65% установок идёт из поиска. Пользователи скачивают то, что им нужно через App Store и Google Play. Но чтобы они нашли ваше приложение, его нужно оптимизировать. Зачем нужна оптимизация и как она поможет в продвижении — расскажет ASOdesk.

ASO: кому и зачем нужна оптимизация и как с ней работать, чтобы получать больше установок

Сегодня мы рассмотрим результаты, которых можно достичь с помощью ASO, поговорим о том, кому нужна оптимизация, разберём несколько кейсов и перечислим основные ошибки новичков в ASO.

Зачем нужно ASO

Грамотная работа над ASO позволяет:

1. Увеличить поисковой трафик и вывести приложение в топ App Store и Google Play. Грамотное использование ключевых слов в названии и описании помогает вывести приложение в топ и получать больший трафик. ASO улучшает видимость мобильного приложения в магазине и оптимизирует конверсии из просмотра в установку.

2. Увеличить коэффициент удержания пользователей. По данным Appsflyer, уровень удержания неорганических пользователей снизился в 2019 году более чем на 60%. Тогда как у органических пользователей, по сравнению с неорганическими, на 32% выше коэффициент удержания на 8-й неделе. Те, кто устанавливает приложение из поиска, дольше и чаще используют его.

3. Повысить конкурентоспособность приложения. Если вы посмотрите магазин, то обнаружите, что там огромное количество приложений и постоянно появляются новые. И, к сожалению, очень много мусора. Некоторые выпускают приложения, не занимаясь ими вообще. Поисковая оптимизация — это один из способов выделиться вашему приложению среди посредственных продуктов и начать конкурировать только с лучшими.

4. Снизить стоимость установки. Чем больше пользователей устанавливают приложение, тем выше оно поднимается в рейтинге, и тем чаще его видят другие пользователи. Снижение общего CPI позволяет получать больше недорогих установок из органики.

Глупо не заниматься поисковой оптимизацией, если ваше приложение уже популярно и имеет большое количество установок. По сравнению с тем, сколько вы закупаете рекламы, ASO стоит копейки, но однозначно приносит хороший уровень трафика, который быстро окупается.

Сергей Шаров, Основатель ASOdesk и Angle Connect

5. ASO помогает развивать продукт. Анализируя поисковые запросы в разных странах, вы можете узнать больше о предпочтениях пользователей и понять их потребности.

Когда мы делали ASO на некоторые специфические рынки, вроде Кореи или Ирана, то находили конкурентов, не представленных на других рынках. Довольно сильно различались и потребности пользователей. Например, в одних странах по трафику выигрывала одна категория ключевых слов, а в других — совсем другая.

Если бы мы не занимались ASO, вряд ли смогли бы увидеть эти особенности. Получается, оптимизация помогала нам не только в плане роста органического трафика, но и в развитии продукта, а также повлияла на стратегию разработки. Это позволило нам занять лидирующие позиции в некоторых геолокациях с довольно серьёзными конкурентами, например, в Германии и Японии.

Андрей Мороз, CEO Aloha Mobile

Каким приложениям нужна и каким не нужна поисковая оптимизация

Базовая оптимизация необходима практически всем приложениям

Издатели приложений уже занимаются оптимизацией. Просто некоторые заполняют описание и выбирают визуал, не опираясь на принципы ASO. Другие же анализируют конкурентов, меняют визуалы в зависимости от сезона, вставляют ключевые слова в название и описание.

Даже изменения иконки и добавление ключевых слов в название может увеличить количество установок. Об этом говорит пример Анны Бенкис. На графике с декабря по январь мы видим рост числа взаимодействий (Impressions) на 25%, рост новых загрузок (App Units) на 9,3% и рост конверсии (CVR) на 32,3%.

Рост числа взаимодействий, установок, конверсий после ASO
Рост числа взаимодействий, установок, конверсий после ASO

Подробнее об этом Анна рассказала в своей статье.

В том или ином виде ASO нужно всем приложениям. Оптимизация тегов и заголовков, классное превью, качественные скрины и видеоролик — это база для продвижения любого приложения.

Всеволод Новоженов, SEO / ASO manager Libertex

Если не заниматься поисковой оптимизацией вообще, у вас не будет того объёма трафика, который можно было бы получать с поиска. Особенно с long-tail (длинных) и низкоконкурентных запросов. Пользователи не найдут ваше приложение по релевантным запросам, зато найдут и установят приложение ваших конкурентов.

Сергей Шаров, Основатель ASOdesk и Angle Connect

То, насколько глубоко стоит заниматься поисковой оптимизацией, зависит от специфики вашего приложения.

В меньшей степени ASO нужно приложениям для внутреннего пользования

Если вы разрабатываете приложение уже для существующих клиентов и не планируете выкладывать его в App Store и Google Play, то можно обойтись без ASO.

У меня есть одно приложение, которому не нужно ASO. Люди скачивают приложение по прямой ссылке, так как в нём доступ по логину и паролю и без регистрации. Доступы назначаются через сайт администратором. Таким приложениям для внутреннего использования ASO не требуется.

Александр Алексеев, Инди-разработчик

Ниши, которым не обойтись без ASO

Чтобы понять, нужно ли вам заниматься ASO сейчас, используйте небольшую инструкцию:

1. Посмотрите, ищут ли пользователи приложение из вашей категории в App Store и Google Play. Нужно убедиться, что приложение будет полезно тому, кто ещё не стал вашим клиентом. Если ваше приложение подходит только для клиентов сервиса, то ASO не нужно.

2. Оцените количество брендового трафика. Например, в сфере навигации лидирующие места в России занимают Яндекс.Карты, Google Maps и 2Gis. Чтобы бороться за установки с такими гигантами, поисковой оптимизации будет недостаточно. Чаще всего люди уже ищут навигатор по запросам «Яндекс.Карты», «2Gis» и т.д.

Поэтому вам нужно создать навигатор, который будет выгодно отличаться от остальных и прокачивать его как бренд. ASO в данном случае принесёт дополнительный трафик. Но пока ваш бренд слабее, чем другие навигаторы, вы не сможете обойти конкурентов.

3. Посмотрите соотношение органического и неорганического трафика в вашей нише. Так вы сможете понять, как часто пользователи устанавливают приложение из поиска и с рекламы.

Мы проанализировали приложения в App Store со всего мира, чтобы посмотреть соотношение неорганического и органического трафика в разных категориях. Результаты вы можете видеть в таблице.

Соотношение органического и неорганического трафика в приложениях
Соотношение органического и неорганического трафика в приложениях

Search — поисковой трафик, browse — органический трафик не из поиска (приложения из категорий, фичеринга и подборок). К неорганическому трафику относятся установки с контекстной рекламы и рекламы в приложениях.

Зелёным отмечены категории, в которых процент органического трафика очень большой. Приложениям из этих ниш однозначно необходимо ASO. Например, 81,8% трафика в категории «музыка» приходит именно из поиска.

ASO необходимо приложениям из категорий: книги, бизнес, каталоги, доставки еды, образование, финансы, музыка, новости, продуктивность, справочники, социальный сети, утилиты, погода.

Другим приложениям поисковой трафик также необходим, просто он имеет чуть меньший удельный вес, относительно неорганических установок.

Стоит отдельно сказать про мобильные игры, поскольку это одна из самых популярных ниш в магазинах приложений. По данным Tech Crunch, в 2019 году на них приходилось 33% всех загрузок приложений. Более 50% пользователей мобильных приложений играют в игры. По данным Adjust, в марте 2020 количество установок гипер-казуальных игр увеличилось на 103% по сравнению с декабрём того же года.

Однако количество платных установок таких игр наоборот упало на 26% в марте по сравнению с октябрём. Следовательно, выиграли те приложения, которые делали упор на ASO. Мы проанализировали мобильные игры со всего мира.

Соотношение органического и неорганического трафика в играх
Соотношение органического и неорганического трафика в играх

Зеленым цветом мы отметили категории игр, которым необходимо ASO: экшн, аркады, казуальные игры, образовательные игры, гонки, спорт, викторины. Обратите внимание на категории «казино» и «пазлы».

Процент поискового трафика здесь ниже, поскольку в этих категориях гораздо активнее закупают платный трафик. Однако это не значит, что органического трафика мало, просто его меньше в процентном соотношении. Поэтому приложения категорий «казино» и «пазлы» также нуждаются в поисковой оптимизации.

Что включает в себя ASO

ASO можно поделить на 8 блоков:

  1. Сбор семантического ядра.
  2. Сбор семантического ядра на новые языки.
  3. Подготовка метаданных.
  4. Измерение эффективности ASO.
  5. Работа с итерациями ASO.
  6. Работа с управлением поисковыми запросами.
  7. Мониторинг поисковых запросов.
  8. Анализ ASO-стратегии конкурентов.

Подробнее про каждый блок вы можете прочитать в нашей статье «Из чего состоит ASO. Полный цикл оптимизации приложения».

Мы всегда говорим, что ASO — это не rocket science. При желании и упорстве научиться ASO может большинство специалистов. Все процессы поисковой оптимизации можно задокументировать, расписать и планомерно двигаться к достижению результата согласно чётким инструкциям и правилам.

Сергей Шаров, Основатель ASOdesk и Angle Connect

Как увеличились загрузки после ASO

Чтобы показать, как повлияло ASO на трафик, загрузки и прибыль, приведём кейсы наших клиентов и учеников.

Я занимаюсь ASO-продвижением приложения Love Planet и других приложений для знакомств: Siren, WOW, Chance. Рынок мобильных знакомств очень насыщенный. Все время нужно быть начеку и следить за тем, как меняется структура запросов и расклад позиций.

В среднем мы делаем апдейт метаданных раз в пару месяцев, за этот срок мы видим ощутимые изменения структуры запросов, требующие скорректировать ASO.

Уровень органических загрузок приложения Siren iOS в США после работы над ASO вырос более чем в 4 раза.

Юлия Барнова, Head of ASO Department, Love Planet

Я и моя команда делаем приложения и собираем хороший органический трафик. Изначально ASO делали только по анализу подсказок в Play Market, анализу конкурентов, знаниям из SEO и полагаясь на интуицию.

После обучения в Академии и применения инструментов АSOdesk установки заметно увеличились. У нас уже были определённые успехи, но когда мы начали заниматься ASO серьёзно, стали получить в 3-4 раза больше выручки.

Особенно впечатляющие результаты заметны в одной из детских игр. В процессе поискового продвижения мы переписали текстовые метаданные, основываясь на анализе трафика по ключевым словам в ASOdesk. Использовали низкочастотные, среднечастотные и высокочастотные ключи, в том числе и брендовые: из известных сериалов и книг.

До ASO у нас было 200 установок в неделю, сейчас стало около 8000 в день. Количество установок возросло примерно в 285 раз.

Виталий Иванчиков, инди-разработчик
Результат ASO — рост установок в 285 раз
Результат ASO — рост установок в 285 раз

C февраля я стал более подробно изучать ASO и думать, как мне продвинуть своё новое приложение. Я читал статьи и искал подходящие сервисы, в итоге остановил свой выбор на ASOdesk. Мне понравился его UI и то, как он показывал трафик, помогал искать ключевые слова.

Я начал оптимизировать приложение: расширять локализации, искать новые ключи, по которым есть трафик. Сейчас основной трафик получаю из России и Вьетнама. Если хорошо поработать, то трафик можно получить с любой страны.

Количество загрузок значительно увеличилось с весны. И сейчас доход от приложения растет. Я постоянно добавляю новые локализации, чтобы привлекать новые аудитории. Собираю новое ядро и улучшаю свои позиции в процентном соотношении.

В начале лета 2020 года было 1400 установок в неделю, а в конце лета — уже 3800 установок.

Александр Алексеев, Инди-разработчик
Динамика установок с 1 июня по 30 августа
Динамика установок с 1 июня по 30 августа

Мы продвигаем Aloha — мобильный браузер с упором на приватность и безопасность. В частности, в браузер встроен бесплатный и безлимитный VPN, помогающий обходить блокировки.

С того момента, как мы стали планомерно заниматься ASO, органический трафик вырос в 4 раза в App Store и в 2,5-3 раза в Google Play. Это далеко не предел, мы планируем увеличить органику ещё в 2 раза.

Андрей Мороз, CEO, Aloha Mobile
Рост установок в процессе ASO
Рост установок в процессе ASO

Каких ошибок важно избежать на старте оптимизации

Ошибка 1: заниматься ASO без изменений в приложении

ASO работает только при условии постоянного развития продукта. Как минимум ваше приложение должно быть качественным и полезным для пользователей. Иначе рейтинг будет ползти вниз, а количество негативных отзывов — увеличиваться. Тогда любые усилия по продвижению будут бессильны.

Поэтому продуктовая команда должна понимать необходимость изменений согласно ASO-стратегии. Например, не препятствовать добавлению ключевых слов в название приложения, не цепляться за старый креатив. Иконки и скриншоты можно и нужно менять в зависимости от сезона и трендов. А негативные отзывы нужно учитывать и стараться решить проблему.

Ошибка 2: ждать быстрого результата

ASO — долгосрочный процесс, который не даст ошеломительных результатов после первой же оптимизации. Необходимо выдвигать и тестировать гипотезы, анализировать конкурентов, следить за позициями приложения по определённым запросам. С первого раза вы даже не сможете найти все поисковые запросы, для этого требуется минимум 3 итерации. Подробнее об итерациях в ASO читайте в нашей статье.

Мы провели опрос в Telegram-канале ASO & ASA Channel и выяснили, что у большинства ASO-специалистов результаты оптимизации заметны только через 2-3 месяца. Однако 17% специалистов видят результат уже через месяц работ. В любом случае не ждите мгновенного взлета. Запаситесь терпением, изучайте конкурентов, отслеживайте позиции, тестируйте гипотезы. Только регулярная работа принесёт значительные изменения.

Опрос о результатах ASO
Опрос о результатах ASO

Ошибка 3: не учиться ASO

Даже у ASO-специалистов знания бывают достаточно поверхностными. Многие специалисты считают, что достаточно знать базу, и выполняют действия автоматически, без глубокого анализа ситуации. На самом же деле ASO — это целый комплекс знаний и навыков. Нужно не только разбираться в инструментах, но и иметь стратегическое мышление, постоянно отслеживать изменения и тренды, предлагать новые идеи, тестировать гипотезы. Без комплексных знаний вы рискуете допускать банальные ошибки и терять трафик.

Ошибка 4: не изучать поисковые подсказки

Пользователи ленятся и предпочитают не вбивать запрос целиком, а нажимать на автоматические подсказки App Store и Google Play. Если подсказки появляются автоматически, значит по таким запросам уже есть трафик. Важно включить эти запросы в семантическое ядро. Иначе вы рискуете потерять большую часть трафика.

Поисковые подсказки (Store Suggestions) в App Store с iPhone в России по запросу «авиабилеты» в Keyword Explorer в ASOdesk
Поисковые подсказки (Store Suggestions) в App Store с iPhone в России по запросу «авиабилеты» в Keyword Explorer в ASOdesk

Ошибка 5: не анализировать конкурентов

В 2020 году ASO уже не является новой сферой. Практически в каждой нише найдутся сильные конкуренты, которые грамотно выстроили работу с ASO. Конкурентный анализ позволяет находить поисковые запросы, по которым уже продвигаются наши конкуренты, отслеживать свои позиции и смотреть, по каким запросам вы можете получить больше трафика.

Ошибка 6: не использовать дополнительные локализации в App Store

В каждой стране есть основная и дополнительные локализации. Например, в России основная — Russian, дополнительные — English и Ukranian. Важно использовать не только основную, но и дополнительные локализации, это позволит вам уместить больше запросов из семантики.

Например, если в России использовать только главную локализацию, у вас будет только 160 символов: Name(30) + Subtitle(30) + Keywords(100). Если использовать 3 локализации, то вам будет доступно уже 480 символов.

Данные из App Store Connect
Данные из App Store Connect

Ошибка 7: не локализировать приложение на иностранные языки

Выход приложения на иностранные рынки может увеличить количество скачиваний и выручку приложений в сотни раз. Современные инструменты соберут семантическое ядро на любом неизвестном для вас языке. Например, инструмент Keyword Manager в ASOdesk предлагает автоматические подсказки на локальном языке. Подробнее о сборе семантического ядра на иностранном языке можно прочитать в статье.

Keyword Manager на японском языке
Keyword Manager на японском языке

Выводы

1. ASO позволяет увеличить поисковой трафик и коэффициент удержания пользователей, снизить стоимость установки, повысить конкурентоспособность и понять потребности вашей целевой аудитории.

2. Чтобы понять, нужно ли ASO вашему приложению:

  • Посмотрите, ищут ли пользователи похожие приложения в App Store и Google Play.
  • Оцените количество брендового трафика. Посмотрите количество сильных брендов в вашей нише.
  • Проверьте соотношение органического и неорганического трафика в вашей нише.

3. Анализ опыта наших учеников и клиентов показал, что ASO увеличивает количество установок и доход приложения в 3-4 раза. Иногда с помощью ASO можно добиться более значительных результатов и даже увеличить количество установок в 285 раз. Поисковое продвижение не только способствует росту органического трафика, но также помогает в развитии продукта и влияет на стратегию разработки.

4. Банальные ошибки в ASO приведут к потере трафика и выручки. Чем лучше вы знаете ASO-инструменты и понимаете принципы оптимизации, тем больше установок приложения вы получите. Базовые и профессиональные инструменты ASO можно освоить за 2 месяца. Для этого мы создали ASOdesk Академию — комплексный курс, который поможет вам правильно выстроить работу в ASO и избежать множества ошибок. Обучение включает в себя теоретические и практические занятия, персональные консультации с экспертами и сертификацию.

77
Начать дискуссию