«Курьерам чаще ставят кол, а персонал — благодарят»: как Dodo, Domino's и другие крупные сети справляются с отзывами
Заказ пиццы, поиск скидок, плач по долгой доставке и вялому пепперони — все это происходило и продолжает происходить в онлайне. И пандемия только усилила этот процесс.
Мы в Repometr проанализировали отзывы по четырем крупным сетям за последние 5 лет и узнали, на что люди жалуются, как часто отмечают грязь в заведении, за что благодарят и, главное, насколько охотно пиццерии им отвечают.
Кто ищет и как находит
Самоизоляция еще сильнее укрепила и без того мощный паттерн на выбор еды онлайн. Заказ пиццы из отчасти церемониального — праздник, встреча с друзьями — перешел в разряд рядового приема пищи. Быстро, не надо идти в магазин, принесут все готовое. Посмотрим, как себя при этом ведут себя поисковые системы — точки входа для выбора и заказа доставки.
В поиске заведения для ужина вы с большей вероятностью наткнетесь не на официальный сайт, а на карточки компании на картах Google или «Яндекса» либо на агрегатор ресторанов. Можно годами продвигать сайт по небрендовым запросам, но первое впечатление о ресторане создадут карточки в поисковых сервисах.
Это так называемый Local Pack — блок с ответами поисковых систем на запросы, в которых есть привязка к локации. Он может включать и геосервисы, и различные агрегаторы.
Показателен пример с одним из филиалов «Додо Пиццы»: более полутысячи полученных и обработанных отзывов, лучший рейтинг, первое место в выдаче сервиса, несмотря на самую высокую удаленность точки.
Одно но: несмотря на первое место количество кликов по описанию «Додо пиццы» скорее всего будет ниже, так как в Local Pack подтянулась не самая конвертируемая картинка из отзыва. В то же время «Пицца Сан» загрузила в профиль картинку с акцией, и через Local Pack транслирует данный оффер сразу на первом экране результатов поиска Google.
Какие еще ошибки совершают крупные сети пиццерий, каковы их слабые и сильные стороны при продвижении в геосервисах, разберем на примере исследования.
Исследование: 1300 пиццерий и филиалы-призраки
Для исследования мы выбрали четыре крупных работающих в Москве сети:
- «Папа Джонс»
- «Додо Пицца»
- Pizza Hut
- Domino's pizza
Цель — посмотреть, как меняется объем информации о пиццериях на картах, как растет активность пользователей, как сами сети работают с отзывами.
В автоматическом режиме собрали статистику по количеству полученных и отвеченных отзывов на геосервисах за последние 5 лет. Какие-то филиалы могли быть пропущены, но полученной выборки достаточно для анализа.
Площадки, на которых размещались комментарии пользователей:
- Яндекс.Карты
- Google Maps
- 2GIS
Важно понимать, что месячная аудитория одних только Яндекс.Карт — около 50 млн пользователей. При этом картографические сервисы в России быстро растут. По нашим данным, количество отзывов начало увеличиваться с 2017 года.
Суммарно на картах «Яндекса», Google и 2GIS мы обнаружили 1339 филиалов исследуемых сетей.
Дополнительная ручная проверка показала, что пиццерии представлены на картографических сервисах неравномерно: не для всех точек созданы страницы.
Известно, что «Додо Пицца» занимается продвижением в геосервисах, однако на картах не все филиалы представлены корректно.
Как результат — пиццерия по этому адресу не попадает в Local Pack поисковой выдачи.
Есть и обратная ситуация, когда пиццерия по этому адресу уже не работает, а на картах она отмечена как действующая.
130 000 отзывов за пять лет
Чем больше у компании филиалов, тем выше нагрузке по актуализации карточек и отслеживанию отзывов в геосервисах. Объем последних явно коррелирует с количеством пиццерий.
Отдельно мы собрали упоминания с разбивкой по поставленным в них оценкам — от 0 до 5 звезд. И здесь интересно посмотреть на соотношение благодарных и недовольных клиентов.
«Додо пицца» явно выигрывает и при сравнении оценок: соотношение отзывов с оценкой 4 и 5 к отрицательным у них намного выше, чем у конкурентов. То есть на один негативный комментарий приходится шесть положительных, тогда как у «Папа Джонс» — менее двух. То есть вероятность попасть на негативный отклик и отказаться от покупки гораздо выше.
Можно предположить, что соотношение положительных и отрицательных отзывов растет по мере увеличения объема упоминаний в целом. Но на примере Pizza Hut видно, что этот показатель может быть выше даже при меньшем количество отзывов — если сравнивать с «Папа Джонс».
За что чаще благодарят и ругают
Если смотреть на содержание отзывов, чаще всего максимальные оценки ставят за персонал и обслуживание, а вот «1» получают курьеры. Можно предположить, что эти сотрудники а) могут быть недостаточно опытны, обучены, коммуникативны и б) на их оценку накладываются логистические просчеты — пробки, шлагбаумы, домофоны и как следствие остывшая пицца.
Если объединить все эти данные по категориям, получим сводную таблицу с оценками пользователей:
По каждой сети видны сильные и слабые стороны по мнению пользователей сети. На общем фоне выделяется «Папа Джонс» — у этой сети больше всего проблем с курьерской доставкой и обслуживанием. Отдельно стоит отметить персонал всех пиццерий — сотрудники стабильно получают положительную оценку, но и по этому показателю есть явные лидеры. А вот оценка вкуса балансирует на стыке пропорции 50/50.
Как сети отвечают на отзывы в сети
Мы посмотрели, насколько активно сети отвечают на отзывы — с разбивкой по оценкам пользователей. И здесь уже сменилась двойка лидеров.
Отдельно посчитали, сколько отвеченных отзывов приходится на 100 комментариев:
Статистика показывает, что наиболее активно с упоминаниями работают «Додо пицца» и Pizza Hut. Выборочная ручная проверка показала, что эти сети, в основном, отвечают только на развернутые отзывы, часто оставляя без реакции оценки без текста:
Остальные отзывы получают в ответ благодарность, если они положительные, или предложение решить проблему, если негативные.
«Папа Джонс» и Domino's pizza практически не работают с комментариями в геосервисах. Отвечают случайным образом, публикуют благодарности в ответ на позитив, а негатив — игнорируют. В результате количество отвеченных отзывов в общем объеме получаемых упоминаний ничтожно мало. Можно предположить, что в данных сетях вопрос об анализе отзывов в геосервисах принимается локально — на уровне франчайзи или управляющего.
Если посмотреть распределение ответов по геосервисам, можно предположить, что в Pizza Hut было принято решение отвечать на отзывы только в Google, хотя в других геосервисах их тоже немало.
Упущенные возможности
Исследование показывает, что далеко не все пиццерии используют возможности геосервисов. Можно возразить: узнаваемость этих сетей настолько высока, что клиенты не обращаются к отзывным площадкам, чтобы сделать выбор в их пользу. Но это только на первый взгляд.
На позиции в результатах поиска «Яндекса» и Google влияет количество и самих отзывов, и ответов на них. А поисковая выдача — точка входа для тех, кто еще не стал сторонником бренда. В поиске ближайшего места перекусить в любом геосервисе, первое, что видит пользователь — отзывы. И даже лояльный клиент может засомневаться: бренд брендом, но качество конкретного места зависит и от сотрудников, и от поваров, и от локации.
Конечно, работа с отзывами требует ресурсов. Но тут показателен пример «Додо Пиццы». Представители активно отвечают на комментарии, при том что их количество на одно заведение превосходит конкурентов, вступают в коммуникацию, повышают лояльность, предлагая бонусы в случае каких-то проблем с заказом. Видя такую отзывчивость клиенты охотнее делятся впечатлениями в сети, им отвечают и это уже непрерывный и, как ни крути, позитивный процесс.
Мониторинг и анализ отзывов на геосервисах — это всегда источник полезной информации. С их помощью компании давно и успешно собирают обратную связь от своих покупателей, выявляют «узкие» места и улучшают сервис. Если, конечно, такие цели были поставлены.
Данный материал подготовлен для вас командой проекта Repometr. Мы занимаемся привлечением клиентов с онлайн-карт и планируем еще проводить подобные исследования. Если у вас есть идеи и предложения относительно отрасли, пишите в комментариях или присылайте на почту p.savinov@sape.ru.
Также советуем посмотреть короткое видео, из которого можно узнать, как поднять себя в локальном поиске без контекстной рекламы и подключения премиум-аккаунта. В результате вы получите рабочие приемы и фишки, которые приведут к вам клиентов, готовых платить сразу же.
Подписывайтесь на мой Telegram-канал, где я делюсь опытом привлечения клиентов из таких сервисов, как «Яндекс.Карты» и Google.Maps, рассказываю об успешных практиках Local Seo и разбираю новые возможности геосервисов.
Конечно, кол. А за "я приеду на полчасика?" еще и осиновый вогнать неплохо бы
К сожалению, единичные случаи делают общее впечатление по всей отрасли доставки(
Удивительно, откуда в Додо Пицце положительные отзывы на вкус! Жена недавно брала: так у них Маргарита кислая! Как будто взяли самую дешёвую томатную пасту. Папа Джонс гораздо вкуснее. В офис тоже брали, Додо — такое себе. Хуже только Доминос. (Пиццу Хат не пробовал — кто-то вообще берёт?)
Видимо, как раз тот случай, когда маркетинг победил здравый смысл. Очень интересен вопрос насчёт правдивости этих отзывов, но тут видимо такого анализа не проводилось.
Комментарий недоступен
Додо вообще испортились. Недавно привезли холодный цыпленок барбекю без соуса. Вот вам и качество сервиса поваров и курьеров.
да, непонятна совершенно массовая любовь к ним, но если вы не миллиард пицц за раз в офис заказываете ежедневно, с вероятностью, стремящейся к ста процентам, пицца будет абсолютно посредственной в лучшем случае
Павел, отправила на почту письмо с предложением.