Партизаны на улицах Еревана: как мы привлекли 600 первых пользователей за $50 с помощью плакатов

Любой стартап мечтает о низкобюджетных и быстрых способах проверить гипотезы и привлечь первых пользователей. И мы не исключение. Намучившись с продвижением нашей платформы для профессионального нетворкинга через онлайн-каналы и группы экспатов, мы решили выйти в офлайн с неожиданной идеей партизанского маркетинга. Прошлой осенью мы с коллегой по ночам расклеили несколько десятков плакатов на улицах Еревана. Весь проект стоил нам около $50, а в результате мы протестировали несколько важных гипотез и набрали критическую массу пользователей для запуска продукта.

Попробовал написать статью, действие которой происходит в Ереване, без фотографии Арарата. Не получилось. Фото: <a href="https://unsplash.com/photos/_EpaiWp5yC8" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Unsplash</a>
Попробовал написать статью, действие которой происходит в Ереване, без фотографии Арарата. Не получилось. Фото: Unsplash

Перед тем, как погрузиться в детали нашего необычного кейса, немного контекста о том, кто я и что мы делаем. Меня зовут Сергей Шагалов, я CEO и продакт в Presence — Grow Your Network – iOS (а совсем скоро и Андроид) приложении для профессиональных знакомств. Мы разработали геосоциальную платформу для нетворкинга IT и креативных профессионалов и сделали ставку на спонтанные знакомства, помогая общаться людям, которые оказались неподалёку. Пользователей поблизости мы определяем с помощью Bluetooth-локации и GPS.

Стартапы часто начинают с классических способов продвижения продукта через ProductHunt и BetaList, платный трафик и поиск ЦА в тематических группах. В определенной степени эти каналы работают, но часто приносят мало лидов или они оказываются довольно дороги. А нас не покидало желание придумать growth hacking кампанию.

Наша спонтанная кампания перевернула мои представления о потребностях и болях аудитории, а также помогла собрать критическую массу пользователей для запуска продукта. Этот кейс будет особенно интересен предпринимателям и маркетологам, продвигающим локальные b2c сервисы и услуги: например, владельцам коворкингов, организаторам митапов и разработчикам гиперлокальных сервисов. Владельцам Enterprise SaaS этот опыт не пригодится, но они и так вряд ли ищут свою аудиторию на улицах Еревана.

Время и место имеют значение. История разворачивается в Ереване в конце октября 2022 года, где плакатами заклеены примерно все вертикальные поверхности. В большинстве локаций этот подход потребует согласования с властями, а где-то может обернуться большими штрафами для хакеров маркетинга. Изучайте местное законодательство и действуйте на свой страх и риск.

Нетворкинг в 2022 году: фаст форвард от кофе-брейков на конференциях к комьюнити релокантов

Стартаперы умеют справляться с высокой неопределенностью, но 2022 год вывел из зоны комфорта даже таких ребят, как мы. В предыдущей статье я уже кратко рассказал о том, как нам пришлось делать пивот продукта, чтобы вписаться в стремительно меняющуюся реальность.

Presence задумывался как сервис, который облегчает знакомство на митапах и конференциях. Он показывал профили людей, находившихся рядом с вами на кофе-брейке, так что можно было быстро завязать общение с потенциальным партнером, разработчиком или консультантом. Больше не нужно было гадать, кто перед вами и будет ли знакомство полезным — вы сразу видели набор ключевых слов, описывающих экспертизу и увлечения человека.

Люди со средними социальными навыками часто чувствуют себя некомфортно во время нетворкинга. Когда мы думаем про проблему живого общения, на ум приходит картина «нормального распределения», в котором наша аудитория — большинство людей от -2𝜎 до +2𝜎:

Отлично справляются с общением только красивые маленькие совы с поэтическим названием (слева), которые в принципе ни с кем не общаются, и невидимые герои нетворкинга справа, которые сами познакомятся с нужным людьми, даже на необитаемом острове.
Отлично справляются с общением только красивые маленькие совы с поэтическим названием (слева), которые в принципе ни с кем не общаются, и невидимые герои нетворкинга справа, которые сами познакомятся с нужным людьми, даже на необитаемом острове.

Большинство людей находится посередине, и ждёт помощи хорошего сервиса или знака свыше, чтобы завести полезные знакомства. Иногда им достаточно подсказки или айсбрейкера, а иногда таких гордых птиц как я нужно пнуть под зад сапогом судьбы.

В конце февраля 2022 о тех конференциях и митапах в России пришлось забыть, и наша команда обнаружила себя в Ереване в растерянности, что делать с продуктом дальше.

Одновременно с трудностями рынок подкинул и новые возможности. По улицам Армении, Грузии, Турции и других стран ходило огромное количество потерянных релокантов, пытающихся заново построить социальный круг в новом месте. Это привело к взрывному росту регистраций и платежей на дейтинг платформах: после 21 сентября в Армении число регистраций выросло на 135% по сравнению с предшествующей неделей, в Грузии — на 120%, в Турции — на 110%, в Казахстане — на 32%, в Беларуси — на 19%.

Presence был построен по геосоциальному принципу, и это навело нас на мысль. Раз мы научились показывать профили людей на конференциях, то почему бы не показывать их в других местах — в аэропортах, на улицах и в коворкингах? Так осенью 2022 года родилась миссия Presence: помогать людям искать своих. И она сработала!

<p>Здесь мы ищем в Ереване людей про стартапы. А, если оказываемся на митапе, то видим профили, тех, кто рядом… потому что Bluetooth-локация.</p>

Здесь мы ищем в Ереване людей про стартапы. А, если оказываемся на митапе, то видим профили, тех, кто рядом… потому что Bluetooth-локация.

Мы стали приложением для IT и креативных работников, которые оказались вдали от дома по разным причинам. Наша аудитория — это и вынужденные релоканты, и цифровые кочевники, долго не задерживающиеся на одном месте, и экспаты. Их объединяет желание создать в новом месте локальное комьюнити с теми, кто разделяет их мысли и образ жизни.

Мы заканчивали разработку ранней версии приложения для iOS, и вплотную занялись каналами привлечения новых пользователей.

Чаты по релокации — мы потерялись между страховками и оплатой коммуналки

С массовыми переездами наши Телеграмы заполонили чатики, в которых люди обсуждают неожиданные проблемы дальних стран. Казалось бы, это идеальная среда обитания наших потенциальных пользователей.

Ты из них удаляешься, а они всё прибавляются.
Ты из них удаляешься, а они всё прибавляются.

Мы вложили в них скромный тестовый маркетинговый бюджет, но наши надежды разбились о суровые будни релокантов.

Осенью в группе на 10 000 человек рекламный пост стоил $35-40. Мы получали 5-6 переходов с каждого такого поста, что давало нам стоимость лида в $6-8. Бесплатные посты со ссылками, разумеется, удалялись.

Причина низкой эффективности понятна любому, кто состоит хотя бы в одном из таких чатов. Каждый день в них появляются сотни сообщений о том, как оформить страховку, открыть ИП или получить банковскую карту. Людей интересуют конкретные ответы на их вопросы, и никто не будет проматывать ленту наверх, чтобы узнать, что он пропустил. Каждый пост получает довольно низкий фактический охват.

Администраторы каналов предлагают повысить эффективность — закрепить рекламное сообщение на сутки, но такие “закрепы” не сильно повышают конверсию.

После третьего поста с низким результатом мы решили, что пора заканчивать этот эксперимент. И перестали лить наши креативы в бездонную бочку, где обсуждают как оформить соц. карту и получить икамет (удостоверение личности иностранца, проживающего в Турции).

NB: С точки зрения оптимизации стратегии привлечения пользователей мы могли бы еще продолжить эксперименты, прежде чем сделать преждевременный вывод о неэффективности канала. Однако как стартапу, для нас было более целесообразно проверить больше каналов и гипотез с минимальным бюджетом, чем вливать еще $400 на тесты разных текстов и креативов на одних и тех же площадках.

Если кому-то удалось удачно привлечь лиды через подобные чаты, напишите в комментариях, будет интересно обсудить ваш опыт.

Локальные группы в «запрещённой» соцсети сработали лучше, но не слишком активно

Следующий наш заход был в локальные группы экспатов в “запрещенной” соцсети. Мы делали бесплатные посты и тестировали разные подходы и креативы к описанию преимуществ продукта.

Такие группы насчитывали всего несколько сотен человек и при этом давали такое же количество переходов, что и чаты в 10К. Конверсия увеличилась на два порядка, вот только в обоих случаях речь идёт всего о нескольких переходах.

Суммарно за неделю тестов мы привлекли не более 50 пользователей.

Гиперлокальные сервисы могут взлететь только когда достигнута критическая масса пользователей в городе интереса, поэтому нам нужно было более сильнодействующее средство.

Олдскульный маркетинг для приложения — а так можно было?

В Ереване постерами заклеено всё. Щадят только стены домов и то не всегда. Если любая вертикальная поверхность рядом с вами выглядит не так, то проверьте еще раз, в каком городе вы находитесь:

Партизаны на улицах Еревана: как мы привлекли 600 первых пользователей за $50 с помощью плакатов

Тату-салоны, бани, коворкинги, концерты, выставки, маркеты, модная одежда — все пользуются правилом 34 применительно к постерам: if it exists, there is a poster of it. Это так прекрасно, что иногда просто стоишь и любуешься как самурай цветением сакуры.

И вот среди этого изобилия мне попались скромные белые листки А4, рекламирующие телеграм-игру! Реклама онлайн-продуктов постерами? Меня в тот момент как будто озарило: так можно было?

<p>Ребята-создатели, если вы это читаете, то спасибо вам за вдохновение.</p>

Ребята-создатели, если вы это читаете, то спасибо вам за вдохновение.

Так Ереван вдохновил меня на второй креативный эксперимент с момента запуска приложения, и явно стал становиться моим персональным центром силы. От задумки до реализации прошло всего три дня и половина ночи на расклейку.

Мы начали с исследования творчества наших конкурентов. Для этого мне пришлось прогуляться по всему центру города и отфотографировать все привлекающие взгляд плакаты. По галерее моего телефона можно было писать научный труд о культуре наружной рекламы в Армении. А наш дизайн-лид умолял, чтобы горшочек не варил.

Когда на стены подгрузились неправильные текстурки.
Когда на стены подгрузились неправильные текстурки.

От постера до активации — пара секунд

Городская среда идеально подходит для рекламы гиперлокального приложения, но эта логичная идея, наверное, не пришла бы мне в голову в другом городе. У Еревана очень компактный центр, а релоканты и вовсе живут преимущественно всего в 2 районах города. Многие постоянно перемещаются по городу пешком, и плакаты регулярно попадают в их поле зрения. Открыв приложение через QR код на плакате, они тут же увидят других людей в радиусе нескольких сот метров вокруг себя. Получается максимально короткий путь от первого касания до активации пользователя.

При этом объем работы выглядел довольно посильным — обклеить два основных района Еревана с самой высокой концентрацией пользователей.

Первый — Кентрон. Это самый центр города, с красивыми проспектами, архитектурными шедеврами Александра Таманяна. Там много неоклассической архитектуры второй половины 20 века, характерной для многих пост-советских городов, но с уникальными ереванскими особенностями: отделкой фасадов розовым туфом (это очень красиво), декоративной резьбой и питьевыми фонтанчиками с чистой вкусной водой.

Второй — Арабкир. Это район с похожей советской архитектурой, но динамически застраивающийся современными кварталами с закрытыми дворами и детскими площадками.

Для наших упражнений мы выбрали Кентрон.

<p>Центр Еревана и все оттенки розового от персикового до сизого.</p>

Центр Еревана и все оттенки розового от персикового до сизого.

<p>Площадь Кентрона всего 14,2 км², а плотность населения 8835 чел./км².</p>

Площадь Кентрона всего 14,2 км², а плотность населения 8835 чел./км².

Склонившись над картами мы решили, что разместим плакаты на 5 центральных улицах, чтобы охватить максимальный трафик настоящих живых человеков слоняющихся по городу. Интуиция подсказала, что нам для этого хватит 125 постеров.

Делаем A/B тест, чтобы узнать, зачем люди ищут своих

Мы решили создать плакаты вокруг ключевых слов и тегов, которые могли отражать интересы пользователей. Это простые визуальные элементы, за которые цепляется глаз и которые вызывают любопытство.

Партизаны на улицах Еревана: как мы привлекли 600 первых пользователей за $50 с помощью плакатов

Наш дизайн-лид Алекс Кузнецов доработал эту идею, чтобы она выглядела визуально привлекательной и моментально считываемой, и добавил в оформление элементы интерфейса приложения и наш фирменный градиент.

Партизаны на улицах Еревана: как мы привлекли 600 первых пользователей за $50 с помощью плакатов

Наша маленькая тестовая группа высоко оценила этот вариант, но попросила немного приглушить цвета, чтобы сделать дизайн более благородным.

Партизаны на улицах Еревана: как мы привлекли 600 первых пользователей за $50 с помощью плакатов

Пока часть команды придумывала ключевые слова для постеров, Алексей доработал визуальный стиль. Вскоре, плакаты были готовы к печати.

Партизаны на улицах Еревана: как мы привлекли 600 первых пользователей за $50 с помощью плакатов
<p>Конкуренция за внимание в Ереване огромная, поэтому градиентный фон должен был помочь нам выделиться на фоне коллег</p>

Конкуренция за внимание в Ереване огромная, поэтому градиентный фон должен был помочь нам выделиться на фоне коллег

Мы разработали несколько вариантов ключевых слов, которые использовали на плакатах.

У нас было 4 гипотезы насчет того, что больше всего заинтересует нашу аудиторию, которые мы и решили протестировать:

  • работа в IT и стартапах;
  • спорт;
  • увлечения;
  • международные знакомства.

Каждый макет мы снабдили уникальным QR-кодом со своей UTM-меткой и прикрутили аналитику, чтобы отслеживать конверсии.

Я делал ставку на тематику спорта. Мне казалось, что люди будут искать, с кем бы им побегать. Ты же в новом городе, жизнь надо строить заново и скорее искать с кем бежать воскресную длительную. В общем, у кого, что болит. «Ну не коллег же ты будешь искать? Они и так все в Слэке как настоящие» — думал я.

А вы угадаете, какой вариант оказался самым популярным? Не обращайте внимания на жирные намёки и проверьте продуктовую интуицию, прежде, чем читать дальше.

Плакат не раскрывал, что ждёт перешедшего по QR-коду и не решал задачи повышения узнаваемости бренда. Он лишь обещал туманный конечный результат, который теоретически был нужен релокантам.

Маркетологи-партизаны под покровом ночи

MVP на iOS вышел в конце октября прошлого года. Пока наш CTO решил залечить полученные раны и поехать в Лиссабон, я воспользовался привилегиями СЕО и отправился клеить плакаты.

Мы напечатали постеры размеров А4 и А3 в пропорции 4 к 1. Впоследствии мы поняли, что постеры размера А4 просто теряются на улицах, и надо делать ставку на А3. У стильных микро-постерах формата А5 вообще нет вообще нет шансов быть замеченными на фоне кучи плакатов. А если всё-таки хочется малых форм, то играйте сразу на поле стикербомбинга.

В 19:00 я пришёл в соседнюю типографию и отдал макеты, а уже в 22:00 всё забрал. Заказ обошёлся в 15,000 драм — примерно $40. Ещё около $10 ушло на покупку банки ПВА и двух кистей.

Совет: Если вы работаете в локации, где постеров не слишком много, выбирайте бумагу поплотнее: так ваши постеры выдержат дождь и ветер. В условиях Еревана, где теперь каждый день на старые постеры наслаиваются новые, создавая этакий слоёный пирог, можно брать бумагу потоньше: через неделю ваш постер заклеят.

Хозяин печатной мастерской снабдил нас чайной кружкой, в которой посоветовал разводить клей и макать в неё кисти. Все-таки люди, привыкшие работать в онлайн-мире, не всегда готовы к нюансам оффлайн-реальности.

Мы с коллегой посмотрели несколько видео-гайдов от профессиональных расклейщиков, где они ловко орудуют бутылками с клеем, нанося его через носик. Скорость впечатляла, но при этом сами постеры клеились халатно. Мы решили обойтись без подобных лайфхаков, сделав работу максимально качественно и занудно.

Расклейка плакатов заняла у нас 3 часа и прошла совсем без приключений. С 23 до 2 часов мы просто искали наиболее удачные места, мазали клеем поверхности и крепили постеры так, чтобы не перекрывать недавно наклеенное и не портить объекты городской инфраструктуры. Примерно половину времени, наверное, как раз и занял поиск подходящих поверхностей и сопутствующая рефлексия.

<p>Если из всей статьи нужно выбрать только один совет, я бы выбирал между A/B тестами и использованием чайной кружки.</p>

Если из всей статьи нужно выбрать только один совет, я бы выбирал между A/B тестами и использованием чайной кружки.

Сейчас, когда мы вспоминаем эту поворотную точку, мне как-то даже обидно, что всё прошло настолько буднично. Никто из горожан не выразил никакого интереса к тому, чем мы занимаемся. Прекрасной ереванской ночью мы вернулись домой и пошли спать, не зная, что нас ждёт.

Плакаты работают

Уже следующим вечером в приложении рядом со мной я наблюдал целых 4 человека. В тот момент мы показывали людей в радиусе не более 300 м. Вау! В радиусе 300 метров от меня, настоящие живые пользователи. На второй день они уже заполнили весь первый экран. Живые люди. И какие! Frontend-разработчики, ютуб-продюсеры, менеджеры продукта из большущей компании, продуктовые дизайнеры из той же большой компании! На следующий день людей стало ещё больше, они появлялись в зоне радара и сменяли друг друга.

<p>Примерно так это выглядело</p>

Примерно так это выглядело

Забегая вперёд, скажу, что идея показывать только самое ближайшее окружение, не оправдала себя в глобальном масштабе, но хорошо работала на увеличение энгейджмента, потому что в маленьком Ереване она мотивировала людей чаще открывать приложение в разных местах и смотреть своё ближайшее окружение. А вот в других городах приводило к зияющей пустоте на радаре.

Всего за 2 недели по QR мы получили полторы тысячи переходов. Значительная часть перешедших ребят была пользователями Андроида, который был ещё не готов.

Партизаны на улицах Еревана: как мы привлекли 600 первых пользователей за $50 с помощью плакатов

Интересно, что пик переходов пришёлся на первые 6 дней. Скорее всего, это связано с циклом жизни плакатов в городе, в проходных местах их быстро заклеивают новыми.

Снимем покровы с аналитики: какие плакаты сработали лучше всего

Итак, через постерную кампанию мы получили 1,500 переходов за $50. Это дает нам снижение стоимости перехода с $6 в случае релокантских чатов до $0,03. Неплохо для одной ночной прогулки по Еревану? Для сравнения стоимость тестовой Facebook и Instagram рекламы обошлась нам в $0.2 за клик.

Качество пришедшей аудитории также было выше других каналов — к нам приходили сотрудники релоцировавшихся в Ереван крупных тех компаний, которые быстро конвертировались в активных юзеров. 43% посетителей остались на сайте достаточно долго, чтобы считать их сеансы вовлечёнными.

Всего через постерную кампанию мы получили 600 скачиваний приложения, таким образом стоимость скачивания составила <$0,09. Почти все скачавшие приложение пользователи конвертировалась в регистрации.

Как вы помните, мы тестировали 4 гипотезы насчет интересов нашей аудитории. Эксперимент можно считать практически идеальным, ведь мы старались размещать постеры равномерно и, как правило, клеили рядом несколько постеров, каждый — своей тематики.

Совет: Расклеивание постеров кластерами, существенно повышает заметность ваших плакатов. Будете рекламироваться в городе, где постеров много — обязательно создавайте небольшие кластеры.

Нас ждало большое открытие. Оказывается, постеры с ключевыми словами из IT и креативных профессий победили с огромным отрывом, составив 46% от общего количества переходов.

Остальные постеры по переходам разделились следующим образом: 24% аудитории привели увлечения, 21% релокация и номадизм, и… неожиданно низкие 9% показал спорт. А ведь именно эта тема казалась мне перспективной.

Ещё совет: Делайте тесты. Все фантазии о том, что понравится вашей аудитории — проекции вашего опыта. Люди непредсказуемы. Я думал, что люди будут искать, где и с кем позаниматься йогой, но оказалось, что в условиях массовой релокации люди ищут коллег или работу. Здесь, вероятно, сыграли роль два фактора:

  • Релокантам и номадам легче и привычнее определять себя по цеховым принадлежностям. Я — то, чем я занимаюсь. Я перед лицом нового мира — мои навыки и моя экспертиза.
  • В условиях релокации люди больше думают о привычных опорах, и этими опорами (помимо семьи) становится их работа и профессия, а не невыносимое желание совершить утреннюю пробежку.

Это дало нам новый толчок к развитию продукта, и мы решили развивать Presence как место профессиональных знакомств релокантов, номадов и экспатов.

Нельзя нарушать первое правило партизанского маркетинга

Первое правило партизанского маркетинга от Левинсона гласит: Любой приём нужно использовать только раз. Если повторить его снова, он уже не будет уникальным и не принесет такой же результат.

Мы не послушались, и через две недели повторили плакатную кампанию. К сожалению, Левинсон оказался прав.

Меня не оставляла мысль, что мы не показали на плакатах товар лицом. Казалось, что это ошибка: людей ведь нужно знакомить с тем, чем они будут пользоваться, это вызовет больший интерес. Гипотеза оказалась неверной.

На этот раз мы подготовили три разных вида постеров — и один из них сделали в разных версиях:

Партизаны на улицах Еревана: как мы привлекли 600 первых пользователей за $50 с помощью плакатов

Первый вид направлен на импульсивное решение перейти по ссылке из QR-кода. На этих постерах было только маленькое изображение экранчика приложения и текст в духе «нет времени объяснять, прыгай в банан».

Второй вид был максимально простым и прямолинейным, но очень общим — там были скриншот и подпись «Простой способ начать общение».

Третий вид отчасти копировал подход предыдущих плакатов — предлагал знакомиться и общаться с дизайнерами или релокантами.

Каждый плакат был напечатан в 25 копиях. Мы снабдили их отслеживаемыми ссылками для перехода в Аппстор, и тесты начались.

Лирическое отступление: взгляд на эти ваши тесты глазами художника

Мы все хотим в делегирование, и я решил, как настоящий менеджер, поручить следующую расклейку специально обученному человеку.

Мне посоветовали парня, который преподавал живопись, самого настоящего художника. Он был в сложном положении и брал разные подработки. Он произвёл хорошее, светлое впечатление, так что мы обсудили районы расклейки и благословили его на работу, передав постеры, кисти и чайную кружку.

На следующий день наш художник не вышел на связь. Через два дня появился и сказал, что простудился в процессе расклейки. А ещё через три дня позвонил и радостно сообщил, что закончил работу.

Результат был… странный. Наши плакаты оказались наклеены в парке, где по выходным художники выставляют и продают свои работы. Ещё они появились в тихих красивых переулках и… украсили собой дорогу к дому нашего артиста.

За работу мы заплатили и я вспоминаю её с благодарностью. Он просто так увидел. Настолько показательно продемонстрировать проблемы менеджмента без всякого злого умысла — безусловный талант.

Провал — это тоже результат

Тираж мы перепечатали и расклеили снова, но это не помогло. Результаты второй кампании оказались намного скромнее. Суммарно за время отслеживания мы получили всего 217 переходов.

Разбивка по ним оказалась такой:

  • 49% — «Нет времени объяснять…»,
  • 22% — «Простой способ начать общение»,
  • 17% — «Релокация»
  • Всего 12% пришлось на «дизайнеров».

Забавно, что среди ранних пользователей у нас было много фотографов и дизайнеров, и мы много шутили между собой про сеть для фотографов и дизайнеров. Здесь очень уместен совет, который я уже давал выше: помните, что любое мнение об аудитории без интервью, статистики и тестов — лишь фантазии, не больше.

Интересной оказалась конверсия в установки. Так, конверсия в установки у плакатов серии «Нет времени объяснять…» оказалась всего на 12% ниже, чем у плакатов «Простой способ начать общение», но трафик по ним был в два раза выше. А плакаты с множеством красивых экранов приложения дали совсем провальные результаты по переходам.

И тем не менее, даже значительно более скромные результаты с новых постеров все еще превышали по показателям стоимости перехода, скачивания и пользователя все конвенциональные каналы.

Подводим итоги

Главный итог — не нужно бояться выходить на улицу и экспериментировать. Аналоговые способы маркетинга иногда могут превзойти все ожидания.

Самым важным результатом этой спонтанной кампании для нас стало то, что мы смогли набрать критическое количество пользователей для успешного запуска приложения в Ереване. Вторым по важности — то, что мы в кратчайшие сроки и с минимальным бюджетом протестировали наши гипотезы и поняли, чего на самом деле хотят наши потенциальные пользователи. Это значительно облегчило запуск приложения в других локациях.

Поскольку Ереван стал значимым транспортным хабом, мы довольно быстро получили стартовых пользователей в Грузии и Турции, а потом и в других городах релокации. Пользователи были в городе проездом и увозили приложение с собой в новые города.

Всё это, однако, померкло по сравнению с тем, как пользователи стали узнавать о Presence дальше. Но об этом в следующей серии.

Если же сравнивать кампании между собой, наша первая спонтанная постерная кампания сработала намного лучше второй осмысленной. Теги и ассоциации в простой форме визуализировали текущие проблемы релокантов и сработали лучше, чем попытка сходу продать очередное непонятное приложение.

За $50 мы получили 600 установок всего за 2 недели и даже спровоцировали небольшой органический рост приложения.

Постеры первой кампании работали ещё пару месяцев и стабильно показывали до 10 переходов в день. При том, что количество переходов по второй кампании очень быстро сошло на нет.

Что вам нужно знать, если вы хотите повторить

Прежде чем приступить к практике, оцените шансы на успех кампании и убедитесь, что плакаты – это точно решение, подходящее для вашего продукта.

1. Обязательно уточните локальные ограничения и нормы — ещё до того, как потратите первые пять минут на мысли об оформлении плаката.

2. Исследуйте город, посмотрите на то, как рекламируют себя ваши коллеги, какие палитры и оттенки преобладают в их работах. Пройдите по улицам и фотографически задокументируйте настроение города. Это пригодится дизайнеру в его работе.

3. У постеров короткий срок жизни и актуальности, этот формат допускает много экспериментов и при этом крайне важен один пункт: способность привлечь взгляд. Ведь вы конкурируете за внимание со всей городской средой. Придумайте контрастный язык визуальной коммуникации, который не потеряется на общем фоне.

4. Составьте карту основных локаций для нанесения и примерно оцените трафик. Постер должны видеть.

5. Запаситесь отслеживаемыми ссылками! Незафиксированный трафик — куча упущенных данных для анализа.

6. Запаситесь хорошими широкими кистями и удобной емкостью для разведения и хранения оперативного запаса клея. Чайная кружка в нашем случае подошла идеально.

7. Делайте тесты и не доверяйте слепо своей интуиции: люди иногда любят неочевидные штуки, их поведение сложно предугадать. Постеры, кстати — идеальный материал для A/B тестов.

8. Запускайтесь пораньше — это идеальная возможность изучать свою аудиторию и её предпочтения.

9. Постеры необязательно вешать на улице — можно использовать любые места концентрации вашей аудитории на митапах, в коливингах и коворкингах.

Если соберётесь повторять наш опыт в Ереване, вот что вам нужно знать про Закон Республики Армения "О рекламе":

— реклама должна осуществляться на литературном армянском языке, при этом допускается использование дополнительных языков, однако их объём не должен превышать объём основного текста;

— для использования наружной рекламы требуется разрешение местных органов самоуправления;

— запрещается оклеивать столбы и городское убранство клеить плакаты можно только на специально отведённых щитах;

— для нарушителей предусмотрен административный штраф.

FAQ:

В комментариях к предыдущей статье мне задавали вопросы. Вот ответы на некоторые из них:

Ссылка на приложение в Аппсторе;

Ссылка на мой профиль;

Срок выхода Андроид версии: через 3 недели.

76
47 комментариев

Идея с листовками-плакатами необычная. И, если бы меня спросили, я бы, пожалуй, никогда не допер до такой идеи сам. :) но, на удивление , такой подход и сработал: именно так и узнал о приложении, гуляя по центру, наткнулся на постер. Даешь еще неожиданные способы аналоговой рекламы 💪))

11
Ответить

О! Перепись пользователей из Еревана. Написал в личку.

Насчёт других неожиданных способов. Есть идея. Как реализуем, напишу статью:)

4
Ответить

Чееерт, а я же тоже натыкался. Пхахахах

2
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

Для ближайших от нуля метров и до 25 км. А в сообществах расстояние до пользователей, которых можно смотреть, не ограничено.
Блютус работает до 150 м в идеальных условиях. Но на практике в большинстве случаев 45-50 м. Это очень удобно в помещениях, где не работает GPS. А ещё можно быстро смотреть профили тех, кто сидит с вами в одном помещении, потому что их сразу показывают (супер для конференций и встреч).

1
Ответить

Отличная статья! Спасибо за рассказ, ради таких статей и приходишь на vc)
Вам надо поработать с ASO для привлечения трафика из AppStore, посмотрите базовые статьи, попробуйте aso.dev (я founder) - напишите мне в личку - я дам вам последнюю версию(ненавижу reveiw AppStore), чтобы быстро могли перевести ваше приложение на 39 локалей или сделать оптимизацию для США)

2
Ответить

Спасибо:) Пообщаемся

1
Ответить