eCommerce в фэшн: большой обзор рынка и анализ трендов 2023

Привет, это Antro. Мы прочитали десятки исследований, совместили с собственным опытом работы и проанализировали тренды рынка моды. Данные и выводы оформили в инфографику, упаковали в большой обзор. В статье делимся несколькими трендами и ссылкой на полную версию.

eCommerce в фэшн: большой обзор рынка и анализ трендов 2023

Последние несколько лет мы много работаем с фэшн-индустрией: проектируем интернет-магазины одежды, делаем брендинг для производителей.

Работаем с компаниями разных размеров: как с крупными дистрибьюторами и поставщиками, вроде New Balance и Timberland, так и растущими швейными цехами. Чтобы дизайн был эффективным для бизнеса, мы постоянно следим за исследованиями рынка и проводим собственные — весь этот опыт обобщили в большом обзоре.

В этой статье мы отразили главные тезисы нашей презентации. Её полная версия заняла больше ста страниц. Скачать расширенный вариант можно бесплатно по ссылке.

Кризисы изменили рынок моды

Мировая экономика столкнулась с сильным ударом в коронавирусный 2020. Фэшн-индустрия тоже серьёзно просела, но пошла на восстановление вместе с общим подъёмом экономики. С тех пор рынок постепенно растёт: в 2022 его объём оценивали в $1,53 трлн. К 2027 году прогнозируют увеличение до $1,94 трлн.

Источники: Statista, BoF-McKinsey State of Fashion 2023 Survey, Winter 2023 Economic Forecast
Источники: Statista, BoF-McKinsey State of Fashion 2023 Survey, Winter 2023 Economic Forecast

Из-за кризиса 2022 многие производственные цепочки разорвались, поэтому лидеры отрасли строят мрачные прогнозы: 84% из них ожидают ухудшения или стагнации рыночных условий. McKinsey утверждает, что объём продаж увеличится на 5-10% в сегменте люксовых товаров, но для остальной части индустрии возможен спад на 2%.

На Россию кризис повлиял иначе: доля импульсных и премиальных покупок сократилась. В конце 2022 сезонный всплеск оказался слабее, чем в 2021. По прогнозам Data Insight, тенденция перейдёт и на 2023 год.

В полной версии отчёта мы обозрели ключевые возможности для развития и главные угрозы фэшн-рынка. Скачать отчёт целиком можно по ссылке.

Покупатели не смотрят на красоту одежды

Половина всего фэшн-рынка находится в интернете. Совокупный объём онлайн-продаж индустрии — $775 млрд. Они растут примерно на 10,5% в год. Уже в 2023 году фэшн-eCommerce увеличится до $821,19 млрд, а в 2027 году достигнет $1,222 млрд — 62% объёма всего фэшн-рынка перейдет в онлайн.

Источники: Statista, eMarketer Global Ecommerce Forecast Report 2022
Источники: Statista, eMarketer Global Ecommerce Forecast Report 2022

Около 30% населения Земли делает покупки в интернете — это 2,64 миллиарда человек. И чем моложе человек, тем выше его склонность к онлайн-покупкам: 91% интернет-пользователей от 16 до 24 лет покупали в интернете. Среди пользователей от 55 до 64 лет количество онлайн-покупателей заметно ниже — 78%. При этом 56% покупок в интернете делают со смартфонов.

Источник: GWI Commerce Report, 2019
Источник: GWI Commerce Report, 2019

В первую очередь покупателям важно, чтобы одежду было удобно носить, а остальные факторы играют менее значимую роль. Приоритеты при выборе одежды распределяются так:

  • 74% оценивают удобство и комфорт одежды;
  • 66% следят за модными трендами и релизами новых коллекций;
  • 64% смотрят на внешний вид одежды и обуви;
  • 31% больше всего следит за дешевизной;
  • 30% важнее всего, чтобы продукт соответствовал принципам устойчивого развития;
  • 25% покупают из любви к конкретному бренду.
Источник: Power Reviews, 2022
Источник: Power Reviews, 2022

В среднем на одежду и обувь покупатели тратят за раз $106,23. В люкс-сегменте товары дороже, поэтому и средний чек ожидаемо выше — $404,64. Больше всего потребителей в Азии, поэтому среди сервисов для оплат лидируют AliPay и WeChat Pay, и лишь за ними идут Apple Pay, Google Pay и PayPal.

Источник: Worldpay 2022
Источник: Worldpay 2022

Чаще всего покупатели отказываются от покупок, когда их ожидания разрушаются. Например, если уже в корзине они видят, что скидка отменилась, либо срок доставки заметно увеличился.

Такие проблемы и способы их решения мы собрали в нашем агрегаторе статей — почитайте, если развиваете интернет-магазин.

Источник: Baymard Institute, 2023
Источник: Baymard Institute, 2023

В полной версии отчёта — о-о-о-о-очень много дополнительных данных о фэшн-eCommerce. Обязательно скачайте расширенный обзор, если продаёте одежду в интернете.

Россияне стали больше экономить

В коронавирусный 2020 россияне засели по домам и увлеклись онлайн-шопингом: они оформили заказов на 382 млрд рублей — на 40% больше, чем годом ранее. Так покупка одежды в интернете стала популярной: в 2022 году на интернет-продажи пришлось 59% рынка, а 32% из них — одежда и обувь.

Источник: исследование Wildberries
Источник: исследование Wildberries

Россияне активнее используют для покупок свои телефоны: в 2020 на смартфоны приходились 47% продаж, а на компьютеры — 48%. В 2021 году доля продаж с мобильных устройств впервые превысила долю заказов с ПК. 59% с телефонов против 36% с ПК.

Источник: Shopolog
Источник: Shopolog

Женщины в России покупают в интернете на 30% чаще мужчин. Периодичность онлайн-шопинга у покупательниц разная:

  • 51% — когда у них есть деньги;
  • 19% — раз в полгода;
  • 18% — раз в год;
  • 7% — раз в месяц;
  • 3% — каждую неделю;
  • 2% — раз в пару недель.
Источник: retail.ru
Источник: retail.ru

Кризис отразился на бюджете россиян: в 2022 году 59% стали экономить на одежде и обуви, из них 49% перешли на более бюджетные вещи. 34% покупают одежду реже, а 15% не покупают одежду, если аналогичные вещи уже есть в гардеробе.

Источник: «Юла» и A2:Research, Тибурон
Источник: «Юла» и A2:Research, Тибурон

Россияне покупают онлайн, потому что видят в этом несколько преимуществ:

  • 55% сравнивают цены между разными магазинами;
  • 48% читают отзывы;
  • 47% покупают товары дешевле, чем в физическом магазине.
Источник: исследование потребительского поведения «Технологии Доверия» 2022
Источник: исследование потребительского поведения «Технологии Доверия» 2022

Ещё несколько десятков слайдов о российском фэшн-eCommerce — в полной версии отчёта. Мы подробно рассказали, как изменились потребительское поведение и средние чеки, какие факторы стали важными при покупке, как потребители заменили ушедшие бренды. Мастхев для тех, кто продаёт одежду.

3 тренда фэшн-индустрии для больших продаж

Честный спойлер: в большом отчёте мы подробно, с графиками и статистикой раскрыли аж 9+ трендов. В статье показали в сжатом виде только 3 — чтобы у вас было больше мотивации прочитать обзор целиком; )

Тренд 9: Омниканальность

Если говорить просто, омниканальность — это связь разных каналов компании в одну систему, чтобы пользователь не чувствовал переходов между ними. Важно, чтобы разные отделы организации работали как единый механизм, ведь покупатель воспринимает бренд как одно целое. Если что-то выбивается, человек разочаруется во всей компании сразу.

Источники: Яндекс.Реклама, Researchscape International 2020, McKinsey, Omnichannel: The path to value 2021
Источники: Яндекс.Реклама, Researchscape International 2020, McKinsey, Omnichannel: The path to value 2021

Тренд 8: Новые технологии и метавселенные

Компании всё чаще внедряют новые технологии в маркетинг и продажи. Теперь чат-бот может проконсультировать клиента, нейросеть проанализирует покупки и предложит релевантные товары. А с помощью дополненной реальности человек сможет «примерить» одежду через камеру. Некоторые бренды даже открывают линейки в метавселенных и получают деньги за виртуальную одежду.

Источники: PROfashion.ru, Retail.ru
Источники: PROfashion.ru, Retail.ru

Тренд 1: ESG

Потребителям хочется покупать у брендов, которые решают социальные и экологические проблемы. Это входит в концепцию ESG, которую разделяют 9 из 10 зумеров. Покупатели отдают предпочтение брендам, которые заботятся об инклюзии, защищают права работников и используют эко-материалы. В России тренд пока не развернулся полноценно, но всё больше набирает популярность.

Источник: Rushordertees 2021
Источник: Rushordertees 2021

Вместо итогов

В статье мы показали только 1/15 часть нашего большого отчёта. Его полная версия доступна по ссылке: скачать можно бесплатно, нужно всего лишь указать электронную почту, на которую прислать файл.

Это ещё не всё

Но на этом ещё не всё: 12 июля в 16:00 по Москве мы проведём вебинар с экспертами рынка. Обсудим детали большого отчёта, спикеры ответят на вопросы зрителей и поделятся эксклюзивной информацией об отрасли. В вебинаре примут участие:

  • Александр Соколов, руководитель группы eCommerce в ДжамильКо. ДжамильКо — одна из ведущих российских компаний в сфере маркетинга и дистрибуции брендов одежды, обуви и аксессуаров от Timberland, Victoria’s Secret, Motherbear и других.
  • Яна Пономарёва, руководитель направления маркетинга fashion OZON. OZON — одна из крупнейших eCommerce-компаний. За 2022 количество продавцов в категории фэшн выросло в 2,6 раз.
  • Евгений Князев, CEO Antro. Antro — агенство с 5-летним опытом развития eCommerce и ритейла. В портфолио проекты с New Balance, Timberland, GoodWood, IDDIS, Северсталь, HyperPC и многие другие.

Вебинар полностью бесплатный: достаточно указать электронную почту на лендинге, и мы пришлём ссылку на Zoom-конференцию.

Вопросы экспертам можно задать заранее в комментариях под этой статьёй — мы выберем самые интересные и обсудим на вебинаре. Ссылка для регистрации на вебинар.

56
38 комментариев

Статья огонь! А можно чуть подробнее про вебинар? И сколько он будет длиться?

1
Ответить

Рассчитываем уложиться в час-полтора, а по темам мы достаточно подробно расписали на лендосе: https://fashion.antro.cx. Он, конечно, немного на коленке сделан :)

Если коротко, то Саша и Яна поделятся своим видением рынка, покупателей, расскажут о том, какие тренды они видят со своей стороны. Ну и обсудим данные отчёта с теми, кто внутри продуктов. Вообще тройка получается огненная, потому что Саша — про собственные интернет-магазины и люкс, а Яна — про маркетплейсы и массмаркет. Мне кажется, что будет оч классный разговор. Приходите проверить 12-го 😉

1
Ответить
Автор

Кстати, мы ещё и чек-лист с основными ошибками в eCommerce подарим всем участникам вебинара. Надо бы добавить это в текст...

Ответить

О, антро снова на главной

Вы, может, даже и молодцы (мне лень читать 200 страниц), но реально думаете, что кто-то прочитает этот отчёт целиком? Это же война и мир из графиков

Ответить

Я возвращаюсь к этому отчету, когда у меня есть какая-то гипотеза по теме и нужны сторонние данные для подтверждения или отрицания. Целиком ни разу не прочла) Но время от времени достаю нужное

2
Ответить

Мы не рассчитываем, что кто-то сядет и будет просто читать. Решения мы сами принимаем на основании данных и, если нет данных конкретно об аудитории компании, то лучше использовать хотя бы данные диск ресерча. Так и движемся к светлому будущему :)

Ответить

Большая работа, вы молодцы!

1
Ответить