Метод персон в UX: зачем нужен, почему работает и как применять

В работе над проектами мы в Mojo исследуем пользователей и общаемся с ними. Но собрать данные — полдела, их ещё нужно структурировать. Рассказываем, как применять метод персон на практике.

Метод персон в UX: зачем нужен, почему работает и как применять

Ранее в сериале

Мы уже рассказали, почему бизнесу выгодно вкладываться в UX и как рассчитать рентабельность инвестиций в дизайн.

В прошлой части объяснили, какие ошибки чаще всего допускают в глубинных интервью.

Сегодня приступаем к UX-аналитике.

Продукт начинается с понимания проблем, потребностей и целей аудитории. Чтобы выяснить всё это, нужно провести исследования. Но полученные данные необходимо как-то проанализировать и сгруппировать. Метод персон — это способ структурировать информацию о целевых пользователях продукта перед его разработкой.

Что это и почему работает

Персона — это описание вымышленного юзера продукта с суммой его основных потребностей, характеристик и целей. Фокус на отдельном человеке или небольшом сегменте аудитории повышает эмпатию к пользователям, для которых команда проектирует дизайн.

Все мы — люди, и нас больше увлекаются конкретные примеры, а не абстракции и обобщения. Это помогает сосредоточиться на создании продукта, который действительно будет решать проблемы людей.

Эмпатические нюансы — это, конечно, важно, но на этом ценность персоны не заканчивается. Метод помогает акцентировать внимание на мотивах (почему пользователь это делает?), целях (зачем?) и задачах (как?) каждого сегмента целевой аудитории.

Как создавать персон

Образы без предварительного изучения аудитории описывают пользователей, которых вы просто хотите привлечь. Создадите сервис для кого-то несуществующего — у вас не будет клиентов.

В идеальном мире создавать персон нужно после этапа исследований и до старта проектирования. Разумеется, всё не всегда идёт по плану.

Работать над персонами лучше всего в команде. В одиночку здесь легко заиграться, как в редакторе Sims. Сумма разных мнений добавит персоне объективности.

Начните с выделения характеристик пользователей, которые вы замечали во время исследований. Сгруппируйте эти признаки. Объедините и удалите группы, которые кажутся менее важными для бизнеса и разработки продукта. Как только появятся отдельные «роли», добавьте детали, чтобы персона стала более правдоподобной и запоминающейся.

Что включать в персону

  • имя, возраст, пол и фото;
  • род занятий;
  • опыт использования вашего продукта или услуги: пользователь новичок, постоянный клиент или эпизодически возвращается?
  • контекст взаимодействия с продуктом: по собственному желанию или по работе? Как часто человек будет его использовать? Через десктоп, смартфон или другое устройство?
  • цели и проблемы при выполнении задач: скорость, точность и другие потребности, которые могут повлиять на опыт использования;
  • цитаты, описывающие человека.

Например, если вы разрабатываете приложение для мобильного банкинга, не нужно включать в персону предпочтительные средства сбережения, доход и умение откладывать. Это общие данные, которые нужны для более глобальных решений — tone of voice бренда, инструменты и каналы продвижения.

В то же время в кейс с мобильным банком стоит включить:

  • склонность пользователей перемещать деньги между учётными записями;
  • их паттерны поведения при оплате счетов.

Эта информация поможет решить, какие функции отображать на главном экране или как спроектировать оплату.

Имя и фотография могут показаться ненужными элементами. На самом деле их функция — заставить команду запомнить персону.

Виды персон

Протоперсоны

Создаются без исследований. Протоперсоны можно разработать на основе данных об аудитории от отдела маркетинга или product owner’ов. На деле чаще их создают, исходя из предположений команды.

В идеальном мире протоперсонами занимаются на воркшопе с участием продуктовой команды, стейкхолдеров или клиентов. Каждый участник по шаблону разрабатывает от 2 до 5 собственных образов, а затем делится ими с группой. Команда обсуждает результаты, комбинирует и редактирует различные атрибуты в окончательный набор из 3–6 протоперсон.

Плюсы

  • не требуют исследований — дёшево и сердито;
  • метод подходит для быстрого согласования предположений команды и стейкхолдеров о потребностях пользователей.

Минусы

  • могут быть далеки от реальности и стать причиной неверных решений;
  • могут привести к негативному гало-эффекту. Это когнитивное искажение, когда общее впечатление о чём-либо мешает восприятию конкретных особенностей. Например, кому-то кажется, что люди с привлекательной внешностью более умные.

По аналогии продуктовая команда будет предвзята в своих суждениях, объединяя несвязанные между собой характеристики.

Качественные персоны

Этих персон создают на основе данных, собранных во время качественных исследований.

Необходимо провести полевое исследование или интервью с 5–30 клиентами — по 5 пользователей из каждого сегмента аудитории. Исследование выявит болевые точки, ожидания пользователей и слова, которыми они описывают задачи.

После классифицируйте данные по основным темам. Затем ищите атрибуты, которые встречались чаще всего у большинства опрашиваемых, но не обязательно у всех. Не ищите идеального соответствия между людьми, с которыми вы беседовали. Нас интересуют общие закономерности.

Плюсы

Качественные персоны основаны на пользовательских данных. Они точны и дают ключевые представления о мотивации, ожиданиях и потребностях пользователей.

Минусы

  • основаны на небольших выборках — невозможно определить долю «пользовательской популяции», которую представляет каждая персона. Вы не можете сказать, что Екатерина — сознательный потребитель — составляет 60% вашей пользовательской базы;
  • из-за небольшой выборки вы можете случайно пропустить некоторых пользователей с уникальными характеристиками.

Статистические персоны

Спойлер: крайне хардкорный вариант. Самый трудоемкий подход, потому что сочетает качественные и количественные методы исследований.

Первый шаг такой же, как и в качественных персонах — качественное исследование. Оно поможет определить основные темы, которые чаще всего возникают у пользователей.

На основе полученной информации создают опрос для сбора количественных данных в более крупном масштабе.

Здесь начинается самое интересное — нужно опросить не менее 100, а лучше 500 или более респондентов. Затем нужно применить методы статистического анализа. Например, анализ скрытых классов (LCA) или факторный анализ, чтобы найти закономерности в данных вашего опроса.

Плюсы

  • имея большую выборку, вы можете быть уверены, что человек с необычным мышлением не сильно повлиял на результаты;
  • вы можете знать, какой процент от вашей общей пользовательской базы представляет каждая персона. Это будет полезно для принятия компромиссных решений, которые выгодны одной персоне, но неинтересны другим.

Минусы

  • дело дорогое, трудоёмкое и требует опыта в статистическом анализе. Если у вас нет доступа к специалисту по анализу данных, этот метод бесполезен;
  • нередки случаи, когда команда выполняет всю статистическую работу и получает тех же качественных персон, только за большую плату.

Выводы

Большинству команд подходит качественный подход к персонам. Он обеспечивает твёрдое понимание, кто ваши пользователи и чего они хотят. Кроме того, качественный подход относительно дёшев и быстр. Если у вас есть бюджет, не скупитесь на исследования перед этапом аналитики.

Протоперсоны — вариант для маленьких команд. Они подходят для согласования предположений членов команды о пользователях.

Статистические персоны — хардкорный подход не для слабонервных, моргните два раза, если пробовали такое.

Подписывайтесь на Mojo и ставьте +1, если было полезно :)

5656 показов
38K38K открытий
22 репоста
33 комментария

Когда-нибудь я пойму пользу от использования персон в дизайне, но видимо не после этой статьи. 

В чем смысл этой штуки, кроме раздувания часов на разработку проекта? Как проработка условных 5 персон позволит сделать лучше продукт, которым будут пользоваться тысячи разных людей с разных устройств и в разных ситуациях? 

Ответить
Автор

Просто разработка персон с данными «из воздуха», пожалуй, никак. Но это, как минимум, поможет сэкономить время на правки, если артефакты создавались со стейкхолдерами. Дизайн-команда может отказаться вносить корректировки, и в качестве аргумента у них будут согласованные персоны.

В случае разработки персон на основе пользовательских исследований — это помогает агрегировать полученные данные и расставить приоритеты в разработке функций.

Создать продукт, которым будут пользоваться все на свете, вы не сможете с любым инструментом аналитики. А вот создать продукт для целевой аудитории персоны помогут.

Ответить

Персоны это еще один из способов полученных количественных и/или качественных данных в более краткий и собранный формат. Имхо, ни чем не лучше чем другие способы, но надо понимать что сырые данные как-то придется обрабатывать в любом случае.

Персоны, очевидно, не панацея, потому что все данные которое к вам попали не от ваших конкретных пользователей (а из любого другого источника) всегда будут проигрывать реальным данным по определению.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

у меня фраза "продуктовый дизайн" постоянно вызывает флешбеки чего-то подобного. неспроста, наверное

Ответить
Автор

Соскучились по комментариям про наш сайт. Редизайн близко :)

Ответить