Импортозамещённый самолёт SJ-100 совершил первый тестовый полёт — он длился 54 минуты

Правда, пока он летал с франко-российским двигателем.

Импортозамещённый SJ-100. Источник: «Объединённая авиастроительная корпорация»
  • Опытный образец российского ближнемагистрального «Суперджета» изготовил центр «Яковлев» — структура «Ростеха». На нём заместили около 40 «систем и агрегатов» — авионику, шасси, вспомогательную силовую установку, комплексную систему управления, системы электроснабжения, кондиционирования воздуха, противопожарной защиты и другое, рассказал Минпромторг.
  • Чтобы «ускорить программу испытаний», в первом образце использовали франко-российские двигатели SaM146. Об этом «Ростех» предупреждал ещё в июне 2023 года. Второй самолёт, в свою очередь, будет летать уже с российскими ПД-8, которые сейчас тестируют в летающей лаборатории.
  • Полёт проходил на высотах до 3000 метров и скорости до 343 км/ч. Его выполняли лётчики Леонид Чикунов и Дмитрий Деменев и инженер Денис Велижанин. Они проверили, помимо прочего, систему автоматического регулирования давления в кабине и произвели «посадку на облако», а также заход на посадку с уходом на второй круг.
  • В ходе испытания производители и экипаж подтвердили «стабильную работу всех отечественных систем, управляемость и устойчивость самолёта в воздухе».
  • Сколько стоили разработка и выпуск образца — «Ростех» не говорит, но, по данным «Ведомостей» от сентября 2020 года, затраты могли составить 120-130 млрд рублей. В производственном центре «Иркут» в 2022 году замечали, что опытно-конструкторская работа по импортозамещению может обойтись в 50 млрд рублей без учёта двигателей.

Это лучшая демонстрация технологической независимости нашей страны. Мы доказали, в первую очередь самим себе, что можем разрабатывать и выпускать современные гражданские самолёты без привлечения импортных технологий.

Следующие амбициозные задачи — сертифицировать самолёт в полностью российском облике и начать серийные поставки в авиакомпании.

Юрий Слюсарь, директор «Объединенной авиастроительной корпорации»
Часть команды, участвовавшая в разработке и организации испытания. Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ft.me%2Fuac_ru%2F1545&postId=813387" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">«Объединённая авиастроительная корпорация»</a>
Часть команды, участвовавшая в разработке и организации испытания. Источник: «Объединённая авиастроительная корпорация»
  • В конце февраля 2022 года ЕС запретил поставку в Россию самолётов и запчастей — санкции затронули и технику, сданную в лизинг. Росавиация рекомендовала компаниям с судами в иностранных реестрах прекратить полёты за границу. Сами компании начали переводить их в российский реестр.
  • В мае Bloomberg сообщал, что из-за дефицита деталей «Аэрофлоту» придётся разбирать свои самолёты Boeing и Airbus на запчасти. В августе СМИ узнали, что компании уже приступили к разборке.
  • В марте 2023 года операторы самолётов Superjet 100 сообщили о нехватке свечей зажигания для российско-французских двигателей SaM146, но в «Ростехе» тогда заявили, что «трагедии нет», так как импортозамещение «идёт полным ходом».
148148
622 комментария

На самом деле это круто. Не так уж и много стран, которые могут сделать собственные пассажирские самолёты.

Вопрос эффективности, целесообразности и осмысленности я бы тут не поднимал даже :-)

205
Ответить

Есть нюанс. Предыдущая более высокоразвитая цивилизация клепала современнные по тем временам пассажирские самолеты пачками. Немного омрачает радость можемповторительства.

82
Ответить

В РФ давно уже забили на целесообразность и эффективность.

55
Ответить

Вопрос в том - сколько? Изначально у них в планах на 2023 год было 19 штук, потом скорректировали до 6 (сложности с импортозамещением), теперь речь идет о двух.

34
Ответить

Да ничего крутого. Даже в Airbus полно деталей от производителей в США, а в Boeing полно деталей от европейских поставщиков.
У нас же получается, что талантливый специалист работающей на переднем крае науки переходит к работе над созданием аналога. Конкуренции нет, возможности ограничены, хорошо, если аналог отстает от оригинала на 1 поколение и его даже можно экспортировать.
Приковывает внимание катастрофа ССЖ в Шереметьево. Когда в Шеременьево в ССЖ попала молния и отключилась вся электроника и самолет делал вынужденную посадку, то он при посадке "козлил", у него стойки шасси пробили баки (а должны были программируемо "сложиться" от нагрузок), начался пожар, композитный пол оказался горючим (а должен был быть негорючим), а все что горело выделяло ядовитые газы. А еще электронный тренажер на ССЖ оказался плохим (про это все знали, но вслух не говорили), он не воспроизводил ситуации которые случаются в полете, а главное "козление" про посадке. Что самолет при посадке с полными баками "козлит" - для пилота оказалось неожиданностью. Занятно то, что в катастрофе обвинили пилота, а факт того, что самолет ведет себя не так как на тренажере, и сам тренажер плохой замяли. Очевидные конструктивные дефекты не признали. Это я пересказал то, о чем писала пресса во время разбирательств.

32
Ответить

На самом деле это круто. Не так уж и много стран, которые могут сделать собственные пассажирские самолёты.

Ещё меньше стран, которые могут сделать собственные ЭКОНОМИЧЕСКИ-ЭФФЕКТИВНЫЕ ВОСТРЕБОВАННЫЕ НА МИРОВОМ РЫНКЕ пассажирские самолёты.

28
Ответить

Братья Райт в 1903 г тоже поднимали успешно на небе самолеты сделанные на коленке. В современном мире это не проблема, вопрос только в безопасности.

14
Ответить