О загадочном стартапе долголетия, в который инвестирует Сэм Альтман

Биотех стартап Retro Biosciences намерен увеличить - ни много ни мало! - на 10 лет продуктивную жизнь человека. О компании, в которую Сэм Альтман лично инвестировал $180 млн., до последнего времени ничего не было известно. Впервые Retro рассказал о своих захватывающих разработках и первых результатах, показала офис и лаборатории.

Подписывайтесь на мой канал Продуктовые штучки

Retro поставили сверх цель, и для ее скорейшего достижения они решились нарушить несколько правил.

Вместо того, чтобы искать в одном направлении (что уже сложно и непредсказуемо), Retro проводят исследования сразу в пяти направлениях. И эта затратная, рискованная стратегия стала возможной только потому, что за спиной у него стоит Сэм Альтман.

Обычно в биотехнологической отрасли обычно компании берутся за то, что, по их мнению, может стать исключительным прорывом, и после многих лет труда и дорогостоящих клинических испытаний продают свои результаты фарм или мед гиганту.

«Обычно в этой области вы выбираете одну идею и тратите на нее девять лет, а затем, в конце концов, возможно, она сработает, а может, и нет», — говорит Беттс-Лакруа, основатель стартапа.

Когда-то давно Альтман и Беттс-Лакруа обсуждали создание компании в области долголетия на основе одного метода лечения, но чем больше они говорили, тем больше их волновали и другие вещи.

«Сэм был готов сделать что-то другое и потратить много денег на несколько вещей параллельно».

Беттс-Лакруа - сооснователь Retro, был троечником и не сразу нашел свой путь в науку: в Гарвардский колледж он попал случайно, вслед за своей подругой. Переехав в Кремниевую долину, в 2000 году он стал соучредителем OQO Inc., которая была широко известным, но неудачным производителем крошечных персональных компьютеров, а затем работал в широко известном, хотя и неудачном стартапе по секвенированию генов Halcyon Molecular Inc.

«Я был в субкультуре, где мы считали, что заново определяем общество. Мы начинали с чистого листа и могли устанавливать свои собственные правила».

Беттс-Лакруа, сооснователь Retro

В последние годы он был плодовитым ангелом-инвестором в стартапы и известной фигурой в кругах биохакинга и долголетия. Он организовывал и посещал салоны и мероприятия, посвященные технологиям долголетия. Это было скорее хобби. Так продолжалось до тех пор, пока ряд научных прорывов не оказались слишком убедительными.

В Retro примерно 50 человек, есть команды, ищущие прорывы в аутофагии (удалении поврежденных клеток), омоложении плазмы крови и в трех исследовательских программах, связанных с частичным перепрограммированием клеток.

Перепрограммирование клеток — это процесс, в ходе которого клетки более старого существа можно обработать комбинацией белков или молекул и превратить в гораздо более молодые клетки. Это доказано в многочисленных экспериментах на животных и основывается на достижении, получившем Нобелевскую премию.

Retro и несколько других стартапов считают, что это самая многообещающая технология долголетия, которая когда-либо появлялась.

В Кремниевой долине, больше, чем где-либо, озабочены не только замедлением старения, но и поиском настоящего «лекарства» от смерти.

В Retro считают, что на этот раз все по-другому: многие исследователи утверждают, что научная задача в части перепрограммирования клеток уже решена, и теперь дело за методами лечения, которые являются чисто инженерной проблемой. Они полагают, что полное изменение возраста не только достижимо, но и, возможно, неизбежно.

Что такое перепрограммирование клеток

В 2006 году японский хирург Синья Яманака сделал ошеломляющее открытие. Он взял клетки кожи у старой мыши и превратил их в стволовые клетки. Другими словами, он преобразовал клетки, которые организм настроил для выполнения определенных функций, и вернул их в исходное состояние.

Яманака получил Нобелевскую премию через шесть лет после публикации своей научной статьи, а так называемые факторы Яманаки теперь известны во всем мире биотехнологий.

Но именно работа ученого Алекса Окампо и его коллег из Института Солка направила внимание к факторам Яманаки в части долголетия.

Окампо разводил мышей с факторами, встроенными в их гены, и разработал способ включения механизмов перепрограммирования на несколько дней. Когда этот процесс проводился правильно, у мышей наблюдалось значительное омоложение всех органов, и в конечном итоге они жили на 30% дольше, чем немодифицированные сверстники.

Статья, основанная на этом исследовании, появилась в 2016 году и вскоре привела к появлению множества стартапов, пытающихся продвинуть науку и превратить ее в основу терапии долголетия.

Проводятся многообещающие эксперименты, однако иногда они выходят из-под контроля. У мышей, например, иногда по всему телу начинают появляться опухоли, и это требует большой осторожности при любых экспериментах на людях.

Теперь у Окампо есть лаборатория в Швейцарии, которая занимается частичным перепрограммированием клеток. Его по-прежнему воодушевляет эта технология, хотя и с некоторыми оговорками, когда дело касается идеи разработки безопасных методов лечения долголетия для людей. Гены, связанные с частичным перепрограммированием клеток, связаны с более высокой заболеваемостью раком. Кроме того, средства доставки потенциальных методов лечения клеток остаются ограниченными. «Вы можете легко добраться до таких мест, как печень, но мозг и сердце сложнее», — говорит Окампо.

Почему перепрограммирование так важно для задачи продления жизни?

Эмбрионы изначально имеют неопределенные стволовые клетки, которые по мере деления и развития берут на себя роли клеток печени, нейронов, тканей сердечной мышцы и т.д. Это удивительный процесс: все стволовые клетки имеют одну и ту же ДНК, но со временем они начинают использовать разные части своего генетического кода и формировать уникальную индивидуальность.

Наблюдение за тем, как происходят эти преобразования, представляло большой интерес для ученых, пытающихся обнаружить первопричину болезней и вырождения.

До открытия Яманаки стволовые клетки приходилось получать из эмбрионов, и этот процесс сопровождался этическими вопросами и биологическими ограничениями. После Яманаки исследователи смогут создавать стволовые клетки по своему желанию.

Кто еще занимается подобными исследованиями?

Retro — один из немногих стартапов, которые основывают большую часть своих исследований на достижениях в области перепрограммирования клеток.

NewLimit Inc. - компания, соучредителем которой является генеральный директор Coinbase Global Inc. Брайан Армстронг. Компания проводит масштабное исследование тысячи факторов в поисках лучших биологических белков для замедления роста или обращения вспять старения. Бывший генеральный директор Google Эрик Шмидт, технологический инвестор Элад Гил и генеральный директор Y Combinator Гарри Тан согласились вложить $40 миллионов в NewLimit, а основатели компании пообещали добавить еще $110 млн.

Это значительная сумма финансирования, но она значительно отстает от 3 миллиардов долларов, которые, как сообщается, Джефф Безос, инвестор Юрий Мильнер и другие вложили в Altos Labs Inc. - еще один стартап Кремниевой долины по перепрограммированию клеток.

Altos наняла некоторых ведущих ученых из академических лабораторий по всему миру, пытаясь ускорить их исследования, предоставив им больше финансирования и ресурсов. Компания отказалась от комментариев.

Хотя конкретные цели этих компаний отличаются, миссия у них общая. Они не стремятся вернуть клетки кожи, печени или мозга обратно в состояние пустых стволовых клеток. Скорее они пытаются найти способы вернуть поврежденные или разлагающиеся клетки к более здоровому и молодому состоянию.

Этим стартапам может потребоваться много лет, чтобы создать безопасные и одобренные методы лечения. Окампо сомневается, что в этом десятилетии появится терапия, основанная на факторах Яманаки.

«В целом, перепрограммирование — это технология с самым большим потенциалом, и я не думаю, что что-либо еще в области долголетия может сравниться с ней».

Ученый Алекс Окампо

В организме человека имеется более 1500 факторов, которые можно комбинировать астрономическим количеством способов. Для выбора факторов, на которых следует сосредоточиться, требуются алгоритмы машинного обучения, которые могут анализировать данные и искать закономерности. Лаборатории в Retro, NewLimit и других городах заполнены машинами для анализа ДНК производства 10x Genomics Inc. Компания стала пионером в методах секвенирования генов, которые позволяют ученым изучать изменения, происходящие внутри отдельных клеток.

Исследования Retro

Retro проводит множество экспериментов по перепрограммированию клеток, в том числе на мышах и на тканях страдающих раком пациентов.

Один из роботов Retro, помогающих проводить исследования. Фото для Bloomberg Businessweek<br />
Один из роботов Retro, помогающих проводить исследования. Фото для Bloomberg Businessweek

Что касается рака, одна команда работала над перепрограммированием Т-клеток, чтобы они лучше атаковали твердые опухоли. Т-клетки часто истощаются и отключаются, пытаясь бороться с быстрым ростом раковых клеток. Другой проект сосредоточен на перепрограммировании клеток печени, чтобы вернуть их в более молодое состояние.

Несмотря на то, что это только начало, компания Retro утверждает, что, возможно, нашла способ нажать некоторые переключатели в Т-клетках, чтобы заставить их бороться.

Наиболее многообещающей может стать попытка научного сотрудника компании Анастасии Шиндяпиной. Она возглавляет программу по перепрограммированию иммунной системы человека. Шиндяпина родом из России. Она познакомилась с Беттс-Лакруа на биотехнологическом собрании в Кремниевой долине, где он убедил ее отказаться от академической работы в пользу погони за разнообразными и рискованными задачами Retro.

Обновленная иммунная система может иметь самые большие последствия для долголетия, поскольку многочисленные типы клеток по всему организму смогут лучше блокировать и выслеживать болезни, а также быстрее восстанавливать организм, как мы это делаем в расцвете молодости. По словам Шиндяпиной, за последний год ее команда добилась обнадеживающих результатов.

«Когда ваша иммунная система нарушена, это влияет на каждую ткань», — говорит она. «Сначала вы должны воздействовать на иммунную систему, и она даст начало всему остальному».

Анастасия Шиндяпина, научный сотрудник Retro

Бакли (один из соучредителей Retro) и Алекс Трапп, научный сотрудник Retro, уже много лет находятся в авангарде революции в области вычислительной биологии. Их работа охватывает не только перепрограммирование клеток, но и такие области как аутофагия и исследования плазмы крови.

В области аутофагии Retro пытается разработать инъекцию или таблетку, которая могла бы имитировать ограничение калорий, которое заставляет организм очищаться от старых поврежденных клеток. А в работе с плазмой крови Retro использует многолетние исследования, которые показывают, что старым животным полезно вливать плазму молодых животных. И здесь Retro надеется создать терапию в виде таблеток или инъекций, которая вызывала бы эффект плазмообмена без необходимости фактического физического обмена.

На каждом шагу будущее Ретро зависит от правильного выбора направлений исследований и веры в то, что наступит момент, когда биология и компьютеры действительно откроют секреты того, как работает тело. Как пример Трапп указывает на чудо долголетия — голого землекопа. «Они живут по 40 лет, никогда не болеют раком и не имеют никаких возрастных патологий», — говорит он. «Мы можем посмотреть, как эти другие виды развивались на протяжении миллионов лет, чтобы делать определенные вещи, и извлечь из этого информацию». Он также указывает на простую идею, что человеческие тела, несомненно, умеют омолаживаться. При зачатии эмбрионы объединяют старые и поврежденные гены и возвращают их в более здоровое и чистое состояние.

«Очевидно, что тело и эволюция придумали, как это [омолодиться] сделать. Теперь нам нужно придумать, как сделать это искусственно».

Алекс Трапп, научный сотрудник Retro

***

Журналисты отмечают, что размер инвестиций в Retro, NewLimit и Altos Labs, ошеломляет и не удивляет одновременно. Эти компании разрабатывают технологии, которые могут изменить человеческую жизнь, и столько же Голливуд потратит на несколько фильмов в следующем году. И даже больше удивляет тот факт, что больше компаний не решились гнаться за тем, что могло бы стать супер бизнесом всех времен.

Суровая правда, конечно, заключается в том, что многие многообещающие биотехнологические компании обанкротились, пытаясь доказать достоинства и безопасность своей продукции. Пять направлений исследований — это как минимум пять направлений клинических испытаний, каждое из которых требует много времени и денег. «Сэм не сможет полностью профинансировать это», — говорит Дин, соучредитель Retro и известный исследователь в области перепрограммирования клеток. «Для получения конечных продуктов потребуется больше инвесторов».

В то же время Дин утверждает, что гибкая деятельность Retro дают компании не меньше шансов на успех, чем любая другая, и он как никогда уверен, что решение проблемы старения уже близко.

«Часто, занимаясь научными открытиями, вы можете потратить годы или даже столетия на поиски ответа на проблемы». Здесь мы уже знаем ответ».

Шен Дин, соучредитель Retro

О других инвестициях Альтмана и интересных фактах из его жизни читайте здесь. Оригинал статьи Bloomberg.

Я разбираюсь с захватывающими меня темами и делюсь этим с вами. Пожалуйста, поддержите меня, поставьте лайк!

88
Начать дискуссию