Как берут на понт в досудебных претензиях

Других слов для таких ситуаций у меня нет, поэтому рассказываю как есть. Предприниматель получает претензию от другой компании. С него требуют деньги здесь и сейчас, а если не заплатит — грозятся в суде потребовать в пять раз больше. А это вообще законно? Разбираемся, что .

Как берут на понт в досудебных претензиях

Претензий и судов по товарным знакам, да и вообще по объектам интеллектуальных прав с каждым годом все больше.
Рано или поздно претензию по интеллектуальным правам получает любой предприниматель. Поэтому давайте расскажу, как на самом деле работает закон в таких ситуациях. Надеюсь, это поможет вам когда-нибудь сэкономить деньги и нервы.

Меня зовут Алексей Башук, я юрист по интеллектуальным правам, патентный поверенный РФ №2151, автор книги о защите интеллектуальных прав «Своровали? Накажи» и ТГ-канала «Клуб правообладателей». Скорее всего, вы уже подписаны, но если еще нет — заходите, и погнали.

❌ Что не так с этой претензией?

Механика «даю вам три дня, иначе иду в суд и требую больше денег» — это дичь.

Возможно, так пишут люди, не читавшие закон, но пересмотревшие кино про юристов. Может, так пишут специально, чтобы запугать и побыстрее получить деньги.

Как бы там ни было, не стоит на это вестись.

😖 1. «У вас три дня на ответ» — ложь.

Закон устанавливает четкий срок для ответа на такие претензии: 30 дней.

Да, основание этих 30 дней лежит не в привычном юристам для таких случаев процессуальном кодексе (п.5 ст. 4 АПК РФ). За этим сроком нужно неожиданно копнуть п. 5.1. ст. 1252 ГК РФ. И закон работает именно так.

Поэтому все эти «неделя на ответ», «три дня на ответ», «у вас два часа, время пошло» — ерунда.

По закону у получателя претензии есть месяц, чтобы разобраться в ситуации, законах, судебной практике и дать внятный ответ. И отобрать это время никто не может.

😖 2. «Заплатите миллион, иначе в суде потребуем пять» — это тоже дичь

Вот в чем вообще смысл взыскания компенсации?

Смысл компенсации не в том, чтобы озолотить правообладателя и обеспечить жизнь его внуков до пятого колена за счет нарушителя.

Компенсация должна компенсировать, то есть восстановить правообладателя в том имущественном положении, в котором он был бы, если бы нарушения не было.

Ну и плюс штрафная функция — чтобы нарушителю неповадно было нарушать.

Грубо говоря, суд рассуждает примерно так: «хм, если бы нарушения не было, правообладатель заработал бы на пятьсот тысяч больше, а нарушение грубое, поэтому взыщем миллион».

Конечно, я упрощаю. При назначении компенсации суд оценивает десятки факторов. Но суть этой оценки сводится к тому, чтобы понять, сколько потерял правообладатель, и сколько нужно ему компенсировать.

А что происходит, когда правообладатель сегодня требует миллион, а через месяц заявляется в суд и требует пять?

Ну, вот главный вопрос, который сбивает спесь с таких умников в суде:

«А что за прошедший месяц изменилось настолько, что ваши требования выросли в пять раз?»

Посмотрите на ситуацию с точки зрения смысла закона. Да, пусть какое-то нарушение и правда есть. Длилось год, окей. Да, пришел правообладатель и потребовал миллион. Но почему он потом через месяц увеличивает свой запрос в пять раз?

Итого: если вам пришла какая-то претензия, не торопитесь платить по ней деньги

Даже если там куча сложных слов, ссылок на законы, написано про три дня и сверху приправлено «в суде потребуем х5».

Все эти претензии нужно смотреть с холодной головой, никуда не торопиться и спокойно разбираться: есть нарушение реально или нет, насколько соразмерны требования, и что с этим дальше делать.

Если пост полезный-интересный — поставьте посту свой королевский лайк-вверх. Буду тогда писать еще о всяких полезных вещах по моей теме.

Если в принципе тема авторских прав «ваша» — у меня есть небольшой телеграм-канал «Клуб правообладателей».

Там мои заметки для предпринимателей и авторов. Как грамотно пользоваться авторскими правами, товарными знаками и патентами — чтобы зарабатывать деньги и не терять их на компенсациях и штрафах. Рекламы нет, канал маленький, зато уютный — заходите, если интересно.

Недавно написал и опубликовал в канале небольшую методичку «Как теряют миллионы на компенсациях и штрафах».

Как говорится, без смс и регистраций собрал просто в табличку типичные ошибки, на которых теряют деньги, и расписал, что по моей практике стоит делать заранее, чтобы не влететь. Гляньте, возможно пригодится.

На все общие вопросы отвечаю в комментариях. Если надо спросить что-то частное для себя или своей компании, например, по регистрации товарных знаков или по судам — можно написать мне в личку в телеграме @bchlf

3131
55
22
30 комментариев

Понравились вопросы :)

1
Ответить

Спасибо!)

1
Ответить

Мне нравится формулировка «счет-претензия». Звучит намного дружелюбнее))

1
Ответить

Это что-то новое))

1
Ответить

Хожу пишу в УК заявление на сверку. Они описываются, что на мне долг. Иду ещё раз. Вот мои квитанции. Пишу. Снова компьютер видимо сверяет, у вас долг. И шлют мне эти "претензии“ каждый месяц. В этом правда информация обновилась. Фишка что смотрите госпошлина выросла, вам дорого обойдется. А взять и вручную проверить мои платежи никак не могут. Наверное мне надо на них подать))

1
Ответить

Вот они удивятся!)

1
Ответить

Взять на понт отдельный вид искусства))

1
Ответить