Как мы спасли топ-менеджера банка от пожизненного долга на сумму более 1,2 млрд рублей

В статье расскажем как нашей судебной команде удалось защитить члена правления банка от субсидиарной ответственности и что нужно предпринять владельцам и менеджменту компаний, чтобы не оказаться в подобной ситуации.

Как мы спасли топ-менеджера банка от пожизненного долга на сумму более 1,2  млрд рублей

Меня зовут Арслан Тажбаев, партнер юридической фирмы Astros Advisory. Недавно в суде кассационной инстанции нам удалось отменить судебные акты нижестоящих судов, которые привлекли нашего клиента к субсидиарной ответственности в размере более 1,2 млрд. рублей (дело № А40-148603/16).

Что такое субсидиарная ответственность?

Пожалуй, уже не осталось ни одного владельца и менеджера компании, который бы не слышал про такую «‎страшилку»‎ как субсидиарная ответственность.

Простыми словами формула субсидиарной ответственности звучит так: если при банкротстве компании недостаточно денег расплатиться с кредиторами (т.е. в 99% случаях), то кредиторы вправе при соблюдении определенных условий обязать собственников и менеджеров ответить по её долгам.

Как метко заметили на одном из прошлогодних юридических форумов — если перефразировать слова главного отрицательного героя из фильма «Москва слезам не верит»: «Вы знаете, со временем банкротство перевернет жизнь всего человечества. Ничего не будет: ни корпоративного, ни налогового, ни гражданского, ни антимонопольного — одно сплошное банкротство».

Данное высказывание не потеряло актуальности и в этом году. На текущий момент суды завалены банкротными делами, массово привлекают руководителей и собственников бизнеса к субсидиарной ответственности порой на астрономические суммы.

В рассматриваемом кейсе нам противостоял самый грозный оппонент в спорах по банкротным делам — Агентство по страхованию вкладов, имеющее абсолютно беспрецедентную статистику побед по данной категории споров. Далее расскажем как мы защищались от этого Левиафана.

Суть дела

Наш клиент являлась членом правления банка, первым заместителем председателя правления. В 2016 году у банка отозвали лицензию, его признали банкротом, функции конкурсного управляющего возложили на Государственную корпорацию «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ).

В 2018 году АСВ инициировало процесс по привлечению к субсидиарной ответственности семи членов правления банка (в том числе нашего клиента) на сумму более 1,2 млрд. рублей.

По мнению АСВ, ухудшение финансового положения банка произошло в результате действий руководства банка по выдаче заведомо невозвратных кредитов юридическим и физическим лицам.

Мы выстроили защиту клиента вокруг следующих тезисов:

  • Протоколы кредитного комитета были сфальсифицированы. Наш клиент не подписывала протоколы кредитного комитета по одобрению вменяемых ей сделок (были представлены доказательства того, что в спорные периоды клиент находилась в командировках, больничных и пр.).
  • Наш клиент не являлась инициатором или потенциальным выгодоприобретателем вменяемых ей сделок — отсутствовала как юридическая, так и фактическая аффилированность клиента с заемщиками.
  • Наш клиент действовала в соответствии с утвержденной в банке процедурой, то есть её действия не отклонялись от стандартов разумности и добросовестности, обычно применяемых в этой сфере деятельности.
  • Само по себе занятие нашим клиентом должности члена правления банка и одобрение ряда сделок не является достаточным основанием для привлечения к субсидиарной ответственности.
  • Пропущен годичный срок на подачу заявления о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности.

Первая инстанция

После почти четырех лет судебных баталий в Арбитражном суде г. Москвы суд согласился с позицией АСВ и привлек руководство банка, в том числе нашего клиента, к субсидиарной ответственности в размере 1,2 млрд. рублей.

Обоснование суда сводилось к тому, что руководство банка, действуя вопреки его интересам, одобрило договоры о выдаче заведомо невозвратных кредитов. При этом бОльшая часть кредитов выдавалась без обеспечения, что в конечном итоге привело к несостоятельности банка.

Наши доводы, изложенные более чем на 300 страницах, были проигнорированы.

Апелляция

Девятый арбитражный апелляционный суд предсказуемо полностью согласился с судебным актом первой инстанции, некритически воспроизведя всю аргументацию суда.

Как мы спасли топ-менеджера банка от пожизненного долга на сумму более 1,2  млрд рублей

Кассация

В Арбитражном суде Московского округа нам удалось убедить суд в том, что нижестоящие суды заняли крайне формальный подход к проверке заявления о привлечении топ-менеджмента банка к субсидиарной ответственности.

Отменяя судебные акты, кассация указала, что суды не исследовали приведенные нами доводы, а именно:

● Клиент не подписывала (ни собственноручно, ни с помощью ЭЦП ввиду её отсутствия) протоколы кредитного комитета по одобрению вменяемых ей сделок.

● Представленные протоколы заседания кредитного комитета не прошиты, подписные листы не пронумерованы, что не позволяет их соотнести с конкретными протоколами.

● Часть заведомо невозвратных кредитов была погашена до отзыва у банка лицензии.

● АСВ не указало какие конкретно сделки были одобрены клиентом.

● Клиент не являлась инициатором выдачи ссуд спорным заемщикам, не являлась по отношению к ним аффилированным лицом, руководителем, бенефициарным владельцем, что свидетельствует об отсутствии у нее какого-либо интереса в одобрении кредитов.

Вывод: суд направил дело на новое рассмотрение в первую инстанцию. Это значит, что нас ждёт второй сезон по защите клиента от вопиюще необоснованного требования.

Практические рекомендации менеджменту и собственникам бизнеса

Составьте экономически обоснованный план.

Если у компании возникли финансовые проблемы, стоит подготовить план санации с привлечением профильных специалистов. Например, привлечение финансирования, переговоры с новыми контрагентами, реструктуризация задолженности. Главное — показать экономическую логику действий по выходу из кризиса.

Анализируйте условия заключаемых сделок.

Проверяйте контрагентов на предмет наличия признаков банкротства. Важным индикатором приближающегося банкротства является рост долговой нагрузки, а также инициирование уголовных дел в отношении руководства контрагента.

Ведите свой архив важных деловых и юридических документов.

В последние годы в судебной практике наблюдается тренд по нивелированию исковой давности в качестве средства процессуальной защиты. Привлечь к ответственности могут и за действия десятилетней давности, поэтому важно иметь на руках ключевые юридические документы.

Не отстраняйтесь от управления компанией и не передавайте руководство номинальным лицам.

Регулярно проверяйте отчеты и финансовые показатели, не допускайте существенной просрочки задолженности.

Внимательно относитесь к бухгалтерской документации.

Сдается ли бухгалтерская отчетность в срок, отражаются ли все обязательства перед контрагентами, имеются ли все первичные документы — вопросы, которые необходимо держать на пульсе.

Внимательно относитесь к корпоративным процедурам.

Заранее ознакамливайтесь с повесткой собраний, сохраняйте копии бюллетеней, протоколов и иных документов.

Будьте осторожны с размещением фото в соцсетях.

В настоящее время суды активно применяют концепцию так называемой фактической аффилированности, когда в отсутствие формальных связей лица признаются аффилированными.

5353
реклама
разместить
67 комментариев

Весь смысл понятия общества с ОГРАНИЧЕННОЙ ответственностью как-то постепенно иссяк в нашей юрисдикции. Или это уже мировой тренд? (судя по посадкам неудачливых стартаперов за океаном)

PS: я сейчас не про конкретный кейс, а вообще про субсидиарную ответственность

10

За весь мир не скажу, но в развитых юрисдикциях очень трепетно относятся в принципу ограниченной ответственности. Такого повсеместного прокалывания корпоративной вуали конечно нет.

7

Арслан, как всегда, увиливает (свойственно адвокатам):
1. 1.2 это общая сумма на группу
2. Защищают конкретно этого, одного участника группы, остальные, видимо, идут конкретно по направлению обвинений
3. Возможность для защиты, зачастую, предоставляет некачественно проведенное следствие, а за 50-100 млн. там столько улик можно не заметить...
4. Чуваки работали-работали, деньги выдавали куда-то, а потом "а кто это сдееееелал" ))))

7

Мы защищаем только одного члена правления, это прямо артикулировано в тексте. Долг взыскивается в солидарном порядке, то есть АСВ вправе требовать возврата долга как от всех солидарных должников совместно, так и от любого из них в отдельности. Поэтому в текущей конфигурации наш клиент вполне может быть обязанным по об-ву на 1,2 млрд. руб. Кстати, как дела у основателей GigAnt, которых вы так остервенело защищали во всех блогах ?))

5

Все верно. Там 1,2 может быть на 20 человек правления. При этом каждого отдельно можно выделить в отдельное производство.

Наш клиент не являлась инициатором или потенциальным выгодоприобретателем вменяемых ей сделокА если от сделок она получила бонусы? Просто в виде дивидендов от компании. А если квартальная премия за сумму выданных кредитов?
Клиент не подписывала (ни собственноручно, ни с помощью ЭЦП ввиду её отсутствия) протоколы кредитного комитета по одобрению вменяемых ей сделок.ГК РФ ст.159?
Клиент не являлась инициатором выдачи ссуд спорным заемщикам, не являлась по отношению к ним аффилированным лицом, руководителем, бенефициарным владельцем, что свидетельствует об отсутствии у нее какого-либо интереса в одобрении кредитов.Если после совершенных сделок выплатят дивиденды и они будут отражены в налоговой отчётности, то распылят эти доводы о неаффилированности лица.

5

Бонусов / премий / дивидендов не получала, ст.159 ГК РФ здесь не применяется

5