Как молочная ОПГ поставляла нам 2 тонны на миллион

Мы в команде Rusprofile собираем истории о том, как сервис проверки контрагентов помог в решении проблем: от бизнес-задач до бытовых вопросов. Это наш пятый кейс от юриста Ксении Старшиновой — она рассказывает, как проблемная поставка молока переросла в раскрытие целой мошеннической группировки. Наш предыдущий текст про возрождение компании из ликвидирующихся можно прочитать здесь.

Я как юрист работаю с крупным (да, вы его знаете) поставщиком кофейной продукции. Мы, как всегда, заказали молоко для кофе у контрагента — но пришло оно в престранном виде. После трех кругов возвратов и мучений поставщик c миллионным долгом исчезает. Зато появляется вторая ангельская фирма и предлагает нас спасти от дыры в поставках. В чем подвох?

Первый круг молочного ада

Мы находимся в постоянном потоке поставок – часто молоко задерживается, порой приходит не в тех объемах, то есть небольшие нарушения в этой сфере – норма, к которой все привыкли. Именно поэтому основная моя работа – написание претензий, чтобы контрагенты в досудебном порядке возмещали свои долги.

Но в этот раз сбой был ну очень уж крупным – поставка почти на миллион рублей и вся абсолютно не соответствующего качества. Молоко нельзя было взбить, использовать для кофе и в принципе оно не подходило почти по всем параметрам. То есть что-то они нахимичили с составом, чего раньше не делали.

Вообще молоко в списке самых подделываемых продуктов идет сразу за оливковым маслом – за последние 30 лет оно фигурировало в 24% всех инцидентов. У издания Теории и практики даже есть статья «Как молоко стало любимым продуктом мошенников».

Спектр обманных схем действительно огромен – от разбавления молока водой, снижения жирности и дезинформации о виде животного до включения в состав противозаконных ингредиентов. Самое жуткое – моющие средства и формальдегид. Наше, видимо, разбавленное молоко, мы трижды попросили заменить и нам трижды его поставили в том же плохом качестве.

В итоге после уже достаточно гневных писем с нашей стороны – сюрприз – компания исчезает и появляется другой контрагент. Он предлагает поставить продукцию вместо должника, но с надбавкой в несколько тонн, которую, естественно, надо оплатить.

Сразу вспомнился старый мем из Вконтакте 2010-х.

Что же это такое

Так как с первым подрядчиком мой клиент работал уже больше года, мы могли предположить, что у них случился какой-то форс-мажор и они вернутся к нам с новостями. Но что за вторая фирма? Было несколько вариантов.

1. Первое, что пришло в голову – недобросовестная конкуренция.

То есть вторая фирма перетягивает клиентскую базу первой, тем самым получая дополнительную прибыль. Обычно это реализуется через:

  • Перехват URL-адресов доменов, которые находятся рядом с названиями или продуктами компании, чтобы получить реферал из переадресации;
  • Клонирование контента других сайтов для перелива трафика. Например, вторая компания могла дублировать сайт первой, изменив лишь контактные поля.

2. Второй вариант – параллельный бизнес. Так называют фирму-копию организации, которая уже проработала на рынке какое-то время и заняла на нем ощутимую нишу. Такие копии обычно создают ключевые работники ООО-оригинала, которые владеют полной информацией о деятельности фирмы. Цель та же – отобрать часть клиентской базы.

Часто такие компании инициируют судебные разбирательства, чтобы отправить конкурента на дно или могут устроить травлю в соц.сетях и СМИ. Этот вариант мне казался наиболее вероятным, потому что вся коммуникация была с посылом:

Мы работали с этой организацией, у нас конфликтные отношения, потому что мы неоднократно убеждались в их недобросовестности. Мы уверены, что они прогорят, финансовые показатели падают в минус, поэтому давайте работать с нами

Я пошла в сервис проверки контрагентов Rusprofile, чтобы пробить, связаны ли как-то компании. На первый взгляд – пусто. Ни аффилированных лиц (хотя схема построилась приличная), ни юр.адреса, ничего. Но в разделе судов появилась зацепка – несколько дел с участием обеих компаний. Давайте назовем первую ООО «Корова», вторую – «Коза», чтобы нам легче было ориентироваться.

Суды Козы и Коровы

  • Первый суд против «Коровы» – было установлено несоответствие полученной продукции (на 2 млн рублей) нормам и требованиям. Все как у нас. «Коза» выступает третьим лицом. В этом случае часть продукции должна была поставляться в подразделение ФСИН (Федеральной службы исполнения наказаний), поэтому дело, конечно, дошло до суда.
  • Следующий суд уже между «Козой» и «Коровой» напрямую. Коза поставила нашему старому контрагенту молоко на 5 млн рублей, которое они не оплатили – деньги решением суда вернулись второй компании.

Тут важно сказать, что при анализе судебных споров в сервисе не надо думать, что постоянные выигрыши фирмы – хороший показатель.

Понятно, если с организации то и дело списывают деньги в судах – не есть хорошо. Но не стоит радоваться, и если она все время выигрывает. Это, например, может говорить о том, что организация составляет договоры с условиями, которые выгодны только ей, чтобы потом пойти в суд и взыскать крупную сумму.

В случае с ООО «Коза» все было именно так – 90% судов в качестве истца. Еще обратила внимание на диаметрально противоположную динамику финансов двух компаний. Выглядит все так, как будто вторая фирма поднимается за счет проблем первой.

ООО «Корова» и ООO «Коза» соответственно

И вот, когда я уже прониклась сочувствием к нашему старому контрагенту, подумав, что его нагло топит вторая компания, мне приходит от него письмо. С тем же самым предложением доп.поставок от ООО «Коза». То есть о деятельности второй компании он хорошо знал, а значит мой вариант с параллельным бизнесом оказался несостоятелен. В офисе уже все смеялись над моей молочной Санта-Барбарой, ну а я пошла искать зацепки дальше.

Как я искала связь между компаниями

Узнав, что первая компания в курсе о второй, я, конечно, поняла, что они связаны. Хотя в переписке любую аффилированность они отрицали. Покопавшись в присланных мне документах обнаружила, что счета у фирм зарегистрированы в одном банке, что стало еще одной зацепкой. Плюс два основных молочных бренда в поставках совпали, что бывает не так уж и часто. Но при более глубоком анализе меня ждал еще один сюрприз.

У ООО «Коза» в контактных данных был указан не свой ИНН. Захожу в Rusprofile проверить и обнаруживаю третью аффилированную компанию. Опять суд с «Козой», традиционно по иску «Козы», по тому же договору поставки на 2 млн. И тут я понимаю, что фамилией учредителя этой третьей компании была названа еще одна фирма соучредителя «Козы».

Дальше на древе вижу женщину с этой же фамилией. По ней вылезла еще одна компания, соучредителем которой является основательница «Козы». Юр.адрес фирмы жены и «Козы» также совпал. Я сидела в шоке, потому что реально получилось доказать абсолютно все связи.

То есть я, построив эту цепочку, обнаружила схему из ЧЕТЫРЕХ аффилированных фирм. Нашла их через другой ИНН, фамилию мужа, один юр.адрес и дочерние фирмы – это, конечно, бинго. Так компании создают иллюзию конкуренции на рынке, при этом работая в связке. У каждой – низкая финансовая устойчивость и эффективность. Большинство фирм найденных мной учредителей ликвидированы.

Как молочная ОПГ поставляла нам 2 тонны на миллион

Как закрыли 2 тонны и что делали дальше

В суд мы идти изначально не хотели, потому что такие мошеннические компании обычно банкротятся раньше, чем успеешь глазом моргнуть. Но в итоге поняли, что получится доказать связь с другими компаниями и пойти по пути субсидиарной ответственности, то есть взыскать долг с аффилированных лиц.

Все это очень похоже на то, что мы откопали часть схемы ухода от налогов. То есть через судебное решение перебрасываются деньги от одной компании к другой. Проворачивают это через фиктивную сделку от как бы «контрагента», который аффилирован. При этом не заключается договор займа, не вносятся деньги от учредителя.

С молоком в итоге почти никаких проблем не было. Мошенники прекрасно знают, что у каждого крупного покупателя есть база запасных поставщиков, куда в случае форс-мажоров сразу побегут, чтобы закрыть дыру. Так сделали и мы. Но расчет был на то, что в суд нам будет идти долго и дорого и, если что, они успеют ликвидироваться. Но в этот раз нашей «Козе» и «Корове» не повезло.

Мораль тут многосторонняя

  • Совет коллегам-юристам и предпринимателям. Проверяйте контактные данные, смотрите юр.адреса и ИНН компании на сайтах поставок. Если у нескольких компаний они совпадают, можно открыть интересное древо связей как в моем случае.
  • Обязательно проверяйте контрагента перед заключением договора. Нашего первого поставщика не проверили – из-за огромного потока сделок клиент часто заключает договоры сам, на коленке, а к юристам приходит уже когда проблема появилась – контрагент не заплатил, не поставил, возникла задолженность. Если бы поставщика проверили раньше – заметили бы, что суды связаны с качеством молока и есть подозрительные дела с покупателями, в которых этот поставщик побеждает. От договора бы отказались.
  • Очень многое в этой сфере до сих пор работает на личных связях, но нельзя закрывать глаза на явные красные флаги в виде нестабильных финансовых показателей, аффилированности компаний и подозрительных судов. При выборе контрагента смотрят на его клиентскую базу, скорость поставок и финансовые условия. Но обязательно, обязательно в сервисе нужно проверять хотя бы суды перед началом работы. Если ты заключаешь с компанией договор поставки, при этом у нее несколько многомиллионных судов по невыполнению обязательств по этим договорам (как в случае этого кейса), зачем становиться следующими.

На этом пока все! Коллеги пойдут в суд доказывать аффилированность и возвращать долг, поэтому пожелайте удачи. И дружеский совет:

6666
56 комментариев

хорошая работа! хотелось бы увидеть конечно конечный результат, поделитесь если все получится?

15
Ответить

Спасибо! Конечно!)

7
Ответить

Многие недобросовестные руководители считают, что схожие схемы помогут не только им налоговую нагрузку снизить, но и уйти от субсидиарной ответственности (на случай банкротства).

Вот только ВС РФ уже выработал позицию о субсидиарной ответственности за создание центра распределения прибыли и убытков. Так что - субсидиарка может оказаться рабочим способом защиты кредиторов.

10
Ответить

Ну да, причём ещё в 2017 году в Пленуме это закрепил, даже аффилированность не нужно доказывать, контролирующим лицом для субсидиарки будет тот, кто извлекал выгоду из противоправного поведения должника

3
Ответить

Молочное ОПГ, звучит довольно опасно)

9
Ответить

Молочка вообще дело опасное))

1
Ответить

Название привлекло тоже)

1
Ответить