Экспериментальная статья для поиска работы на VC.ru

Здесь не будет кейсов про успешный успех и списка что делал как обычно в резюме.

Начнём с небольшого знакомства и разбора. Это взгляд изнутри на проблемы и особенности SEO с нуля в маленьком агентстве. По образованию я программист и инженер информационных систем и технологий. Работал я фактически не только специалистом по поисковому продвижению, но ещё настраивал контекстную рекламу для максимального результата. Вообще старался закрывать все задачи в компании, которые мне поступали, и был главным специалистом, а затем руководителем отдела Head of SEO. Готов развиваться далее в анализ и маркетинг, так как именно они позволяют получать результаты от SEO.

Начало карьеры

Более 10 лет назад я устроился на работу стажером SEO-специалистом в небольшое агентство, хотя изначально искал работу по специальности - программистом. В маленьком городке выбор всегда ограничен, а заниматься фрилансом без всякого опыта было сложно. Полноценной удаленной работы тогда еще не было. Что в итоге получилось, расскажу далее.

Начинал я с нуля, учился SEO непосредственно у руководителя агентства. Работать приходилось в режиме многозадачности. Постоянно растущее количество клиентов заставляло прилагать большие усилия к поиску точек роста и возможных фильтров от поисковых систем, а также ошибок на сайтах. В основе продвижения для роста были ссылки и немного оптимизации. Нужно было постоянно учиться и проводить эксперименты. Читал тогда еще актуальные форумы, в основном SearchEngines. Но нужно было тщательно фильтровать информацию, так как в основном там был флуд, реклама и только небольшие зацепки из опыта специалистов. Учился на практике, и её было максимально много.

Были проект-менеджеры, но они фактически просто передавали вопросы и ждали ответы. Однако общались с клиентом по телефону именно они. Моя задача заключалась в том, чтобы самостоятельно разобраться в вопросах, прокомментировать и дать письменные ответы клиентам. Предварительно я всегда изучал проблему, смотрел статистику, задавал вопросы другим сотрудникам, а не просто давал отписку.

В начале карьеры приходилось часто выполнять небольшие задачи программиста, например, выводить блоки с необходимой и дополнительной информацией. Рисовать баннеры тоже приходилось. Позже пришлось заниматься настройкой и ведением контекстной рекламы.

В процессе работы Яндекс преподносил «подарки» особенно перед Новым годом в виде новых фильтров, да и многие клиентские сайты приходили уже под фильтрами, особенно часто был «аффилиат» и переспам. Первый было легко определить, обычно у клиентов есть несколько сайтов с одинаковыми контактными данными, но и товары, запросы, регионы часто совпадали. Кроме этого, если снять позиции по запросам, то видно что они скачут по разным сайтам клиента. Что касается переспама, то тут многое зависело от тематики, зон документа, также постоянно менялись веса данного фильтра и страница могла быть в топе, потом просесть по позициям и вернуться. Было такое, что сайт сам выходил из под фильтра, но это было нечасто. Сайтов было много и можно было искать зависимости, тестировать и смотреть за выдачей, позициями. В тяжелых случаях, когда сложно выявить причины приходилось писать в техподдержку Яндекса, а это было не всегда эффективно. Обычно “Платоны” давали общие отписки, но иногда путем использования разных форм вопросов, просто повторений итераций удавалось получить конкретику и тогда нужно было вносить правки и отписываться. Были клиенты которые категорически не хотели менять контактные данные, запросы, регионы или например, просто закрывать от индексации “аффилиат” сайты.

Google радовал большей стабильностью, но и тут была Панда и Пингвин, которые влияли на позиции сайтов. Хотя все было более понятно и предсказуемо. Ссылки всегда работали, а плохие можно было “отключить” через форму Гугла. Техподдержка есть только через форум, но там я писал только один раз.

Качество самих сайтов клиентов чаще всего было низким. Они были разработаны максимально дёшево, часто это был стандартный шаблон без планирования и учёта какой-то конверсии и юзабилити. Сайты приходили и откровенно пустые без фотографий, каких-то текстов. Технических ошибок также было очень много. Прошлые оптимизаторы могли, например, снять все ссылки, удалить тексты, вообще закрыть сайт от индексации и просто сломать код вывода блоков на внутренних страницах (а клиент смотрел только на главную, было и такое).

Рост количества задач/должности, но не развитие

В середине карьеры я в итоге стал руководить отделом SEO, но само агентство при этом не выросло до создания полноценных отделов контекстной рекламы, SMM, а также очень важного SERM. У меня добавились именно задачи управления/контроля сотрудников, выросла нагрузка. Без маркетинга на голом поисковом продвижении и контекстной рекламе далеко не продвинешься. Напомню, что сегмент был нижний и иногда ближе к среднему, никакие крупные компании не интересовались таким форматом продвижения. Им нужны были не просто позиции, а более конкретные результаты (лиды, заказы) и в идеале гарантии.

Яндекс давал самый высокий приоритет удовлетворенности посетителей. Поведенческие факторы начали активно работать в поиске примерно лет 8 назад. Тогда уже нужно было смотреть на сайт с позиции маркетолога. И я делал аудиты по поведенческим и коммерческим факторам. Это стало в приоритете для получения результатов. По сути все стало очень завязано на посетителе, если он не покупает, не заказывает услугу, нет конверсии, нет позиций, нет переходов из поиска. На страницах клиентов мог быть очень водянистый общий текст и фотографии со стока. Нет преимуществ, фото офиса/производства, реквизитов и т. д. Конкурентов постоянно становилось больше. Тут нельзя смотреть с позиции что есть сайт и можно ничего не улучшать продавать годами. Но, не все клиенты это понимали.

Клиенты сотрудничали годами и их было много. Это позволяло экспериментировать над оптимизацией и сравнивать разные сайты/бизнесы, срезы времени и синергию каналов.

Директ был почти обязательным условием получения результата. Быстро получить первых посетителей и метрики/конверсии можно было запустив контекстную рекламу. И она потом очень положительно влияла на позиции и по запросам (SEO). При условии, что с сайтом все было нормально по наполнению.

Результаты были от продвижения, но при определенных условиях. Все рекомендации по сайту обязательно согласовывались с клиентом и только после их внесения можно было увидеть динамику и результаты. Согласование часто проходило со скрипом, у клиента не было желания разбираться, готовить какие-то материалы, даже просто пересылать информацию и общаться. Он заплатил и ждал результат. Если в начале моей карьеры, а именно более 10 лет назад от клиента требовалось минимум участия и это не составляло проблемы, то в последнее годы это стало большой проблемой. Все очень сильно стало зависеть от наполнения, информации на сайте, поведенческих и коммерческих факторов. Поэтому, результаты были у клиентов изначально с неплохими сайтами, без фильтров поисковых систем и/или готовыми согласовывать и работать по рекомендациям, предоставлять материалы.

Идеи изменений для руководителя

К сожалению моя идея по минимальному сегментирования клиентов руководство не заинтересовало:

  • контекстная реклама для клиентов желающих получить результат сразу с очень ограниченным бюджетом. Они бы протестировали конверсии на сайте.
  • SEO для крупных клиентов у которых уже есть продажи и бюджет. По сути дополнительный канал который нужно развивать постепенно.

Многие клиенты фактически только после подписания договора узнавали о проблемах с сайтом, так как только тогда проводился полноценный аудит и давались рекомендации. Чтобы такой проблемы не было я предлагал еще до подписания договора на продвижение предлагать клиентам небольшой маркетинговый аудит за небольшую плату, которая потом пойдет как скидка в случае подписания договора. Это позволит клиентам ответить на вопросы: Какие проблемы есть на сайте? Какие точки развития мы предлагаем? Какие услуги и сколько будут стоить? Чтобы не продавать всем просто SEO и контекст. Все время был просто технический автоматический аудит. Или в лучшем случае короткий экспресс с выжимкой по техническому + немного по оптимизации, но без маркетинга

Про маркетологов клиентов

В последние годы появились клиенты со штатными маркетологами. Но, это скорее усугубило проблемы развития, так как они просто тестировали каналы, не понимали что такое вообще SEO, что по этим запросам ищут и если то что ищут на сайте нет, то и эффекта от поискового продвижения не будет. Также были монобрендовые сайты, которые хотели продвигать по общим запросам. Много было изначально проблем с позиционированием. SEO требует времени! Если бюджет ограничен и нужны клиенты сейчас, то лучше использовать другие каналы, например, запустить контекстную рекламу.

Маркетологи просто напросто меняли подрядчика по SEO если не устраивал результат. Некоторые требовали проработку касаний, воронок, цен и по сути уже маркетинга, хотя у нас только SEO было.

Выводы и собственно про поиск работы

Плюсы работы на потоке, что можно получить:

  • Стрессоустойчивость. Происходит постоянное взаимодействие с командой, клиентом, работа по задачам;
  • Клиентоориентированность. Если вам все равно, то вообще никаких результатов не будет.
  • Поиск точек роста. Необходимо все время думать, анализировать, делать выводы, тестировать;
  • Навык работы «пожарным» решая конфликты и предлагая клиентам что делать;
  • Навык работы разбираться во всех задачах, которые только связаны с сайтами;
  • Опыт работы практически по всем тематикам сайтов, а их сотни;
  • Опыт работы со всеми фильтрами от поисковых систем;
  • *Иногда опыт специалиста по контекстной рекламе;
  • *Иногда опыт ручной работы (все пробовал сам, а не только «читал»);
  • *Иногда навык правок верстки / программиста;
  • *Иногда навык дизайнера;
  • *Иногда опыт руководства командой.

* Конкретно про свой опыт. У вас может быть иначе.

Минусы потокового подхода:

  • Невозможно достигнуть каких-то значительных успехов без руководителя агентства готового расти и развиваться, пробовать новое.
  • Клиенты (проекты) всегда ограничены в бюджетах и времени. Потоковый подход не решает их проблемы.
  • Отсутствие маркетинга как такового. Начинать нужно с бизнеса и только потом с того что можно конкретно предложить.

Минусы сильно перевешивают для меня плюсы, но опыт получен и нужно двигаться дальше.

Развитие буду продолжать по возможности больше в SEO-анализ и как маркетолог, чтобы контролировать результаты бизнеса, а не быть просто еще одним каналом продвижения.

В связи с этим ищу работу в «бутиковом» агентстве или в инхаус с лояльным руководством готовым расти вместе, не в режиме “пожара” (есть довольные клиенты, приходят по рекомендациям).

Жду предложения по сотрудничеству в ЛС. Желательно напрямую от руководителей.

33
10 комментариев

А инхаус? На площадках типа хэхэру вроде много вакансий.
Но я бы вернулась в айти.

1

hh - худший вариант из всех. Вакансии туда кидают для отмазки, руководство сказало - ну и повесим. Смотреть отклики, конечно же, мы не будем. Они годами висят.
Выходить надо сразу же на ЛПР - хоть через соцсети, хоть через знакомых общих, если есть. Это если про найм и инхаус речь.

2

С кейсами проблема, тем более везде нужны крупные известные компании.
В айти я не был. Все время SEO занимался и немного Директом. Ещё немного программировал, сайты делал, но если не постоянно это делать, то уровень без практики падает.

Знакомо, очень знакомо. И интересен результат. Просьба потом сообщить, удалось ли найти работу в итоге благодаря VC.

1

Спасибо за интерес к статье. Про результаты говорить пока рано.

1

Прикольный эксперимент, интересно, что из этого выйдет)
самому спецы щас не нужны, но скину знакомым

1

Спасибо за участие.