Суверенитет от вендоров вместо панического импортозамещения

За последний месяц многие ИТ-компании заявили об уходе из России. Среди них SAP, Microsoft и другие крупные вендоры, значимые для ecom и ритейла. И хотя большинство ограничилось заявлениями, продолжив работать в прежнем режиме, доверие к ним упало. Компании снова обратили внимание на отечественные решения.

Но прямое импортозамещение может привести к такой же вендорозависимости, только теперь уже от местных поставщиков. Поговорим о том, как в екоме и ритейле обеспечить IT-суверенитет.

Фото из канала North Korea Daily
Фото из канала North Korea Daily

Проблема вендерозависимости

  1. Особенность екома в том, что он быстро меняется. Из-за этого time-to-market, то есть время, за которое бизнес внедряет новые функции — ключевой параметр, а срок жизни систем ниже, чем в других отраслях. Например, X5 Retail Group запустил в пандемию несколько независимых продуктов с разными типами доставки, а затем часть из них объединил, а часть закрыл.
  2. Вендоры, пришедшие из мира больших предприятий, как правило, не могут обеспечить нужную екому гибкость и скорость. Большие монолитные решения долго внедряются, а после внедрения их сложно и дорого развивать. Возникают сказочные для интеграторов контракты, когда замена одного поля в форме стоит 100 тысяч рублей.
  3. Заказчик не полностью управляет ситуацией и слишком зависит от IT-партнеров. Эта зависимость длится годами и иногда приводит к серьезным проблемам. Например, «Утконос» разошелся с интегратором и не смог бесшовно перейти на SAP. Компания пережила остановку бизнеса на 2 недели в начале 2022 года.

Как повлияли кризисы

  1. Вендерозависимые компании были не очень готовы к пандемии, во время которой важность time-to-market еще сильнее возрасла. Оказалось, что времени на разработку и внедрение екома нет, нужно продавать в онлайне прямо сейчас. Например, в начале пандемии Ашан был вынужден запустить доставку из магазинов с нуля на ensi. tech, потому что действующая платформа не позволяла сделать это в адекватные сроки.
  2. А кризис санкций сделал проблему вендерозависимости ключевой. Многие компании лишились поддержки или даже потеряли доступ к своим системам и данным. И хотя основные вендоры так и не ушли, на рынке снова возник интерес к импортозамещению IT-решений. Первая волна импортозамещения случилась после крымских санкций, когда, например, SAP отключил «Силовые машины» от облачного Hybris.

Теперь осталось решить, на что и как переходить.

Плюсы и минусы enterprise-решений в екоме

  1. 🍓 Enterprise-решения имеют широкую функциональность и способны работать с большими нагрузками. 💩 Но эти продукты недостаточно гибки, их сложно внедрять, а после внедрения развивать.
  2. 🍓 Enterprise-решения для екома внедряют компании с большим опытом рыботы с крупным (и сложным) бизнесом. 💩 Но еком больше похож на стартап, чем на промышленное предприятие.
  3. 🍓 Интеграторы проводят большую аналитическую работу. Заказчику не нужно быть специалистом по внедрению IT-систем: штат аналитиков интегратора проделает бó‎льшую часть работы. 💩 Чрезмерное анализирование часто не совместимо с time-to-market, нужный бизнесу. К тому же, компетенции накапливает интегратор, а заказчик получает лишь документацию.
  4. 🍓 Внедрение ПО известных вендоров полезно с точки зрения выхода на IPO и привлекательности компании для инвесторов. 💩 Похоже, этот плюс потерял актуальность на ближайшие годы. А были времена, когда Юлмарт тратил половину бюджета новых бизнес-направлений на SAP во многом для того, чтобы понравиться потенциальным инвесторам.
  5. 🍓 Уровень сервиса и квалификация специалистов очень высоки. 💩 Но даже простые задачи решаются высокооплачиваемыми сотрудниками.

Выходит, что в екоме важен не сам продукт, а способность команды его создать и развивать. А значит при уходе от западных вендоров нет смысла искать прямые программные аналоги.

Лучше воспользоваться ситуацией и сменить вендероцентричную парадигму на ту, которая лучше решает задачи екома.

Посмотрим, что это за подход.

Основные принципы IT-суверениета в екоме

  1. IT-системы, на которых работает еком, это слабосвязанные сервисы, каждый из которых может быть существенно доработан или заменен в любой момент. Это базовый принцип сервисной архитектуры. Нет смысла искать идеальную коробку, где хорошо реализованы все процессы, когда рынок меняется настолько быстро.
  2. Компания эффективно управляет развитием собственной IT-платформы. Не обязательно держать штат разработчиков. Потребуются аналитики и бизнес, который хорошо понимает IT. В Мвидео такой подход называют «десакрализацией IT».
  3. Вокруг сервисов, формируются команды, состоящие и из собственных сотрудников, и из представителей разных подрядчиков. Состав команд может быстро меняться, а значит нужен процесс эффективного онбординга новых участников.

Шанс все поменять

Из-за пандемии еком наконец стали воспринимать всерьез. Новый кризис создал условия для существенной перестройки IT в ритейле и екоме. Теперь вопрос в том, какую стратегию для этого выбрать:

  1. Можно ограничиться заменой иностранного поставщика на отечественного;
  2. А можно использовать шанс и создать платформу, развитием которой вы управляете сами.

Так совпало, что мы разрабатываем и внедряем e-commerce платформу ensi.tech, которая основана на приципах IT-суверенитета и является хорошей основой для построения собственной платформы.

44
3 комментария

Ребят, привет! Отправили вам заявку на партнерство на сайте недельки полторы, от вас фидбэка нет, с кем можно пообщаться на эту тему?

1
Ответить

Разобрались

1
Ответить