Как долго будет расти доля онлайн-покупок

Темпы роста доли онлайн-покупок в продовольственном сегменте впервые за долгое время снизились. Возможно это говорит о постепенном насыщении рынка.

Почему растет доля онлайн-покупок?

Мы просто переживаем масштабное изменение отрасли. Последние 10 лет большинство ритейлеров во всех сегментах развивали каналы онлайн-продаж. Но по настоящему большие изменения случились после пандемии. Потребители были вынуждены научиться заказывать товары онлайн, а продавцы инвестировать большие деньги в екоммерс.

Сегодня даже #бабушкашарит, как заказывать в екоме (рекламный ролик в одом из московских МФЦ)
Сегодня даже #бабушкашарит, как заказывать в екоме (рекламный ролик в одом из московских МФЦ)

Прямо сейчас мы наблюдаем результат изменившегося поведения покупателей и вложений ритейла в онлайн-канал. Что интересно, основную часть онлайн-заказов забрали старые игроки на рынке дистанционной торговли: доля Wildberries и Ozon больше 2/3 (по данным Data Insight). То есть традиционные ритейлеры, которые всегда зарабатывали в основном в офлайне и только в пандемию начали воспринимать онлайн-канал серьезно, не успели занять существенную долю рынка даже не смотря на большие инвестиции. За исключением, пожалуй, Вкусвилла и X5 (Перекресток + Пятерочка).

Переток клиентов в онлайн продолжится за счет экспансии ритейлеров в регионы. Электронная торговля не одинаково хорошо развита в столицах, городах-миллионниках и менее населенных/более отдаленных местах.

Еще одним фактором, который играет в пользу онлайн-покупок, — кризис торговых центров. Сначала они пострадали от пандемии, а затем по ним ударил исход популярных брендов и приостановка работы магазинов. Вместо полупустых ТЦ люди ходят на онлайн площадки.

Рост доли онлайна в торговле продолжится?

С одной стороны, перераспределение покупателей между онлайн- и офлайн-каналами еще явно не завершилось. С другой, мы находимся в середине кризиса, а значит ситуация может повернуться в любую сторону (Почему маркетплейсы не обязательно продолжат доминировать).

Равновесное положение между онлайном и офлайном может наступить лет через пять. Вероятнее всего мы просто перестанем разделять эти каналы. Будут просто комбинированные и очень удобные продажи.

Покупатель сможет начать свой путь в офлайне (например, купить вещь в торговом центре), а закончить в онлайне (например, вернуть товар через ПВЗ Озона, если после примерки дома вещь не подошла). И так в любых комбинациях (Как прекрасный ритейл будущего подвинет маркетплейсы)

Какие сегменты онлайн-торговли сейчас растут быстрее и у каких большой потенциал?

Прежде всего это FMCG или eGrocery, то есть все, что мы покупаем в традиционных супермаркетах. До пандемии мало кто заказывал продукты в онлайне, после — научились практически все. Этот тренд настолько сильный, что такие крупные компании как Вкусвилл меняют стратегию: открытие офлайн-магазинов практически заморожено, зато доставка и дарксторы развиваются с невероятной скоростью (В результате Вкусвилл лидер в этом сегменте).

При этом, начиная с июня, темп роста числа онлайн-заказов в продовольственном и непродовольственном сегменте сравнялись. В большинстве отраслей рост онлайн-заказов существенный.

Стоит отдельно отметить 2 отрасли, которые имеют перспективы роста:

1. Алкоголь. Уже лет 7 на рынке ходят слухи, что дистанционную продажу вот-вот легализуют. Как только это действительно произойдет, рост будет невероятным. В том числе легализация может повлиять на соседние сегменты, тот же eGrocery.

2. Авторынок. Сейчас российский авторынок в глубочайшем кризисе. А значит, когда он худо-бедно восстановится, он может стать совсем другим. До сего момента он работает по принципам прошлого (или даже позапрошлого) века. Даже оплата картой — это довольно редкий сервис, не говоря о таких обычных для других сегментов вещей, как каталог товаров в наличии и фиксированных цен.

1414
6 комментариев

Покупатель сможет начать свой путь в ОФФЛАЙНЕ (например, купить вещь в торговом центре), а закончить в онлайне (например, вернуть товар через ПВЗ Озона, если после примерки дома вещь не подошла).

Исправьте пожалуйста

1
Ответить

Спасибо, поправил

1
Ответить
Комментарий удалён модератором

Уход якорных арендаторов, закрытие кинотеатров точно не идет на пользу ТЦ.

А вообще, все, что вы перечислили — это функции города, а не ТЦ

1
Ответить

Ну и по поводу авторынка - да, но дело в том, что зарабатывают дилеры на допах, страховке и кредитах от банка, от которых получают ретро-бонусы, и иногда даже жертвуя маржой, которая может составлять 2-4%. Поэтому оплата картой, за эквайринг которой ты заплатишь 1.7% условно из этих 2-4%, такое себе удовольствие)

Ответить

Причины понятны, но они же не навсегда. Даже сам институт дилерства, возможно, не навсегда :).

Ответить