Как нарушают авторские права на Wildberries и сколько придётся заплатить?

На связи Павел Михайлов из Seoremica. Вместе с юристом по интеллектуальной собственности решили разобраться, что делать, если у вас украли изображения и оформили свои товарные карточки. Сколько придётся заплатить за продажу товаров с известными персонажами без лицензии (спойлер: до 10 000 000 ₽). Краткий гайд по авторскому праву на маркетлейсах.

Как нарушают авторские права на Wildberries и сколько придётся заплатить?

Возможно, вы уже знакомы с другими моими статьями о продвижении товарных карточек и принципах работы нового алгоритма Wildberries. Сегодня я хочу разобрать вопросы, которые мне также задавали на персональных консультациях и в телеграм-канале. Моя профессиональная область — маркетинг и аналитика. Вопросы на юридическую тематику я обещал разобрать отдельно, что и делаю в этом материале.

Эту статью я не смог бы написать без эксперта с опытом практического решения правовых споров. Разобраться во всех нюансах авторского права мне помогла Ирина Проскурина.

Юрист по интеллектуальной собственности в SKEYLO

Навигация по статье

Wildberries сегодня

Если прямо сейчас зайти на Wildberries, можно обнаружить тысячи товаров с узнаваемыми персонажами из мира Marvel, DC, Микки Мауса и Смешариков. Список станет бесконечно длинным, когда к нему добавится аниме. У каждого такого персонажа есть правообладатель.

Все знают, чтобы продавать товары и пользоваться привлекательностью персонажа для увеличения своих продаж — нужно платить. Разберем ситуации, когда платить за лицензию не хочется, а придется.

Товары на Wildberries в тематике Spider Man. Наличие лицензии не проверяли 
Товары на Wildberries в тематике Spider Man. Наличие лицензии не проверяли 

Что грозит за торговлю товарами без разрешения правообладателя?

Самый худший вариант – через суд с вас взыщут компенсацию, обяжут уничтожить товары и прекратить их продажу на маркетплейсе.

Правообладателям принадлежат авторские права на всех известных персонажей. Наверное, сегодня не осталось ни одного популярного мультяшного героя, за спиной которого бы не стояла команда юристов. Изображения некоторых персонажей зарегистрированы еще и как товарные знаки. Что чаще всего хотят от предпринимателей?

В большинстве случаев хотят денег. Требуют остановить продажу товара и заплатить компенсацию правообладателю. Размер такой компенсации от 10 000 рублей. Суммы бывают разными, единого тарифа, на который может рассчитывать нарушитель, нет.

Ирина Проскурина

Обычно смотрят на платежеспособность продавца:

  • если продавец не очень платежеспособный, то просят от 10 000 до 200 000 рублей;
  • если средний – от 200 000 до 500 000 рублей;
  • для крупных размер компенсации может составить несколько миллионов рублей.

Перечисленные размеры достаточно условны. Размер компенсации необходимо обосновать. Однако для тех, кто «серийно» занимается такими исками, обосновать размер компенсации не составит труда.

Ирина Проскурина

Как компания узнает о том, что ее права нарушают?

Я занимаюсь продвижением товаров на маркетплейсе Wildberries и знаю несколько брендов, которые зарабатывают не продажами, а судебными исками к продавцам.

Для этого достаточно удачно зарегистрировать название компании, которое совпадет с универсальными заголовками к товарам. Для кого-то это становится бизнесом.

Называть прямо такие компании не хочу, но вы можете поделиться примерами в комментариях.

Кроме того, прямо сейчас на маркетплейсах сотни компаний с миллионными оборотами, названия и логотипы которых торговыми знаками не являются. Такая опрометчивость в ближайшей перспективе может стоить им бизнеса на маркетплейсах.

Аналитик маркетплейсов, автор блога

С мировыми компаниями дело обстоит иначе. У них есть целые отделы, которые отслеживают популярные маркетплейсы и сайты. В их обязанности входит искать возможных нарушителей через хештэги в социальных сетях, ключевые слова, и поиске по картинкам. Не редко можно было встретить их представителей в торговых центрах.

Можно ли получить иск от компании, ушедшей из России?

Бренды ушли, а исключительные права остались, поэтому все также нельзя продавать и производить товары с персонажами без лицензии

Ирина Проскурина

Весной был легализован параллельный импорт. Стало возможным ввозить некоторые оригинальные товары из-за границы и продавать их в России. Например, можно купить брендовую одежду в Европе и продавать на WB. Раньше даже это считалось нарушением прав, если нет согласия от правообладателя.

Правила о параллельном импорте относятся только к оригинальной продукции.

Наносить самостоятельно изображения популярных персонажей или торговать неоригинальной продукцией по-прежнему нельзя.

Можно ли использовать для товаров узнаваемый образ, но свои рисунки?

Грань здесь тонкая. В каждом конкретном случае оценивается судом. Это может быть признано переработкой или изображением, сходным до степени смешения. Я рекомендую не использовать даже такие рисунки.

Ирина Проскурина

Какие компании активнее других защищают свои авторские права?

Я всегда полагал, что быстрее получить иск от российского правообладателя. Он ближе к эпицентру событий, российские маркетплейсы всегда на виду. Громких историй с исками от правообладателей из России за последние три года было немало. На практике же зарубежные компании не менее активны в защите своих интересов.

Могу привести несколько примеров брендов, которые защищают свои права на российском рынке: Маша и медведь, Мишка Teddy, Свинка Пеппа, Говорящий Том, куклы L.O.L. Surprise!, Фиксики, Три кота, Человек Паук и другие. Большинство правообладателей персонажей известных мультфильмов подают иски.

Ирина Проскурина

Что делать, если вы получили претензию и можно ли не платить?

Сначала вам направляют досудебную претензию. Если вы действительно не правы, лучше договориться о мирном решении вопроса. В таком случае могут пойти на встречу и уменьшить размер компенсации. Практика частая.

На досудебном этапе правообладатели иногда снижают размер компенсации. Лучше, чтобы переговоры вел юрист, который понимает перспективы правообладателя в суде и может выработать сильную переговорную позицию.

Если заплатить не согласитесь или в установленный срок не ответите на претензию, правообладатели обратятся в суд, где с вас могут взыскать компенсацию и судебные издержки

Вообще ничего не платить после получения досудебной претензии можно только в одном случае — если нарушения нет. Нужно смотреть каждый конкретный случай. Так правообладатели могут вменять пять нарушений, а на самом деле нарушение одно. Иногда не обосновывают размер компенсации.

В данных случаях юрист нужен для того, чтобы разумно оценить ситуацию и на досудебном этапе договориться на минимально возможный размер компенсации. В таких случаях часто работаем на «гонорар успеха».

Ирина Проскурина, юрист по интеллектуальной собственности

Компенсацию придется заплатить даже в том случае, когда продаж у вас не было вовсе. Продавец попадает под другой способ нарушения «предложение к продаже». Сам факт размещения товара на маркетплейсе говорит о вашем намерении товар продавать.

Что делать продавцу?

Прежде всего, не продавать товары без соответствующей лицензии.

Когда точно нельзя продавать товар:

  • когда на нем изображен персонаж из мультфильма;
  • когда товар – это и есть персонаж (например, игрушка).

Продавать товары с известными персонажами проще и быстрее. «Детские» ниши довольно привлекательны для начала продаж. Однако возможная прибыль редко сможет перекрыть суммы исков, особенно если дела на маркетплейсе пошли хорошо.

Правообладатели не останавливаются на одном иске. Если нарушение выявляется повторно, компенсации выше.

На практике к юристу приходят, когда уже получена претензия или дело в суде. «Пока за продавцом не пришли» никто не думает о последствиях. Правильнее начинать работу с юристом до начала продаж на маркетплейсе.

Ирина Проскурина
Вы когда-нибудь получали претензию от правообладателя?
Получал/а
Пришлось платить
Никогда не получал/а

Должен ли маркетплейс отслеживать нарушения?

Нет, не должен.

Маркетплейс не несет ответственность, если на его площадке нарушают чужие права на интеллектуальную собственность. К нему могут напрямую обратиться правообладатели и попросить удалить товар. На практике же обращаются напрямую к нарушителю, чтобы взыскать компенсацию.

Что делать, если у вас украли изображение и используют на маркетплейсе?

Если вы хотите взыскать компенсацию, то необходимо осознанно подходить к вопросу.

  • Во-первых, подготовить доказательства, что изображение принадлежит вам. Потребуется оригинал необработанного фото или фото в максимальном разрешении. Если изображением создавал дизайнер или фотограф, то необходимы договоры с этими лицами.
  • Во-вторых, в свойствах файла (те самые мета-данные изображения) должен быть указан автор (ФИО автора) в графе авторские права.
  • В-третьих, факт нарушения нужно зафиксировать. Заверить веб-страницу можно через сервисы онлайн-фиксации доказательств или у нотариуса. Второй вариант более дорогой и долгий.

Заверить веб-страницу можно у судебного эксперта (сделать это он может онлайн). О возможности заверения электронной переписки и веб-страницы у судебного эксперта знают не многие. Это быстрее, удобнее и не требует личного присутствия второго участника судебного процесса.

Заверение интернет-страницы и электронной переписки у судебного эксперта осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 31.05.2001 N 73-ФЗ

Выводы

Материал не подразумевает однозначного логического заключения. Главным итогом станет ваше оценка о полезности и актуальности материала.

Статья была для вас полезной?
Да
Нет

Всегда рад вашим оценкам, комментариям и вопросам. Это помогает получить обратную связь и поделиться материалом с большим количеством читателей. Спасибо за ваш интерес.

Теперь веду телеграм-канал по Wildberries, где отвечаю на общие вопросы:

Там же есть и чат, где можно эти вопросы задать.

👇👇👇

Получить профессиональную консультацию по продвижению на маркетплейсе можно написав мне в Telegram: https://t.me/seoremica . Сюда же вы можете предложить тему для совместной гостевой статьи.

Увидимся в комментариях к материалу! Стараюсь отвечать на каждый.

Павел Михайлов 
Аналитик маркетплейсов 
14
27 комментариев

На первом фото только у одной картинки есть отношение к spider man. Остальные не несут в себе отношения к товарному знаку.
Про заверения у нотариуса. Он не дорогой и стоит 25к рублей. В частности фиксировали использование нашего знака в Инстаграм

1
Ответить

Николай, скрин не несет в себе никакого дополнительного смысла. Просто скрин )
Но тематику интересную затронули очень.

25к не дорого? Тут я поспорю. Например, у судебных экспертов можно все заверить в три-четыре раза дешевле.

2
Ответить

Вопрос по авторским правам, но не на маркетплейсах. Когда-то давно меня как начинающего дизайнера (еще в институте) попросили нарисовать флаеры для детского сада (или центра досуга, я не помню). Попросили изобразить персонажа мультиков Союз Мультфильм. На что я спросила, а могу ли я вообще его изображать, разве их за это не засудят? И ответом мне было: "Если пять отличий сделаешь - другие цвета, например, - то это уже будет считаться другим рисунком и не подпадать под авторские права".
Насколько это правда?

1
Ответить

Степень смешения товарных знаков — это такой уровень схожести товарных знаков, при котором они ассоциируются друг с другом и, тем самым, могут ввести потребителей в заблуждение. Согласно статье 1483 ГК РФ, товарные знаки сходные до степени смешения в отношении однородных товаров зарегистрировать нельзя.

2
Ответить

Здесь мы говорим об авторских правах на персонажа. Для авторских прав применим термин «переработка». Если суд или экспертиза посчитает, что персонаж нарисован на основе существующего уже персонажа, то может это расценить как нарушением авторских прав. Здесь важен вопрос - создан ли творчески самостоятельным путем или нет. Грань достаточно тонкая

2
Ответить

а как узнать запрещенку наверняка? например, единороги... они из разных мультиков и хз кто их создатель. Ровно как и латинское написание unicorn

1
Ответить

Если вы Продавец, то когда продаёте товары, то не используете всех персонажей из мультфильмов. Продажа любого персонажа из мультфильмов будет нарушением авторских прав. Может повезти, если правообладатели именно этих персонажей не ищут нарушителей.

Если вы Покупатель и хотите удостовериться в легальности товара - запросите у продавца документы на товар.

1
Ответить