{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

«Лучше сначала вырасти, а потом разбираться с последствиями»: ключевые мысли из подкаста с руководителем Doubletapp

Привет, это подкаст «Код за деньги» от КОД9. Записали выпуск с Сергеем Анчутиным: обсудили, как студии расти и увеличивать штат, зачем делать свои курсы по разработке и что значит быть руководителем. Вот ключевые мысли Сергея в текстовом виде.

▶ Больше подробностей — на Ютюбе

Doubletapp — студия разработки из Екатеринбурга. В команде больше 80 человек, входят в топ-50 аутстаф-разработчиков по версии Tagline.

Мы не ставим себе ограничений и занимаемся сразу всем: аутсорс, аутстаф, зарубежный рынок

Мы выделили аккаунт-менеджеров, которые отвечают за каждое из направлений — аутсорс, аутстаф и иностранные заказчики. Каждый сотрудник сконцентрирован на одном направлении и должен его растить.

Чтобы получать клиентов на аутсорс, хотим настроить процесс участия в закупках и появиться на всех тендерных площадках.

На иностранном рынке занимаемся лидогенерацией. Пока в основном через нетворкинг, но хочется сделать процесс более предсказуемым. Человек, который отвечает за это направление, будет развивать Dribbble, Behance.

Тщательно готовим исполнителей к собеседованиям на клиентские проекты

Мы серьёзно подходим к подготовке сотрудников к клиентским интервью: чем чаще они проходят успешно, тем выше у заказчиков доверие к нашей компании.

Готовим по базе знаний. У нас есть наработанная база знаний и процессы, по которым мы можем доучить людей — в основном по алгоритмам. Это помогает сотрудникам не только на клиентских собеседованиях, но и в дальнейшей работе. Сотрудники говорят, что благодаря изучению алгоритмов они стали смотреть на свой код иначе и писать его более оптимально.

Проводим тестовые собеседования. Это делает кто-то из коллег или руководитель, чтобы проверить знания из нашей базы. Потом человеку дают обратную связь.

Если нужно — нанимаем менторов со стороны. Если мы знаем, что будет сложное собеседование, то берём внешних менторов. Они прогоняют человека по разным этапам, а потом делают отчёт с обратной связью.

Делаем курсы для разработчиков совместно с Уральским федеральным университетом

Я сам учился в этом университете на математико-механическом факультете и считаю, что там очень разноплановое образование. Теперь мы совместно с УрФУ делаем курсы, и по итогам обучения берём лучших учеников на стажировки.

В 2020 году запустили программу для Android-разработчиков, в 2023 — для бэкендов. До локдауна выступали перед студентами офлайн, потом стали снимать лекции и проводить курсы удалённо. Наши сотрудники проводят лекции, проверяют домашние задания студентов, взаимодействуют с ними один на один.

Не хотим быть середнячками, поэтому даже на обучение берём лучших. Количество мест на курсах ограничено — по 30 человек на одном направлении. Мы хотим работать на уровне топовых компаний, поэтому сделали сложные тестовые задания для отбора учеников. Сам курс тоже трудный и объёмный, за него дают зачётные единицы в университете.

После УрФУ и такого обучения ребята быстро растут, к тому же у них повышается лояльность к нашей компании.

По оценке наших клиентов, самые классные стажёры за год растут до Middle, за 2 года — до Middle+.

Привлекаем лиды в том числе через экспертный контент

Главные источники наших лидов в 2023 году: Tagline Awards, Рейтинг Рунета, телеграм-канал, Ютуб и Хабр. Отдельно расскажу про контент, который мы готовим для последних трёх площадок:

Делаем подкаст с разными гостями из индустрии. Я понял, что мне интересно общаться про какие-то нетривиальные решения, которые принимают менеджеры и руководители высокого уровня. И мне кажется, что другим тоже интересно об этом послушать.

Готовим дайджесты. Собираем итоги квартала, с июля ежемесячно выкладываем их в Телеграм и на Ютуб. Просмотров там немного, но есть переходы на сайт.

Выкладываем выступления с конференций. Это помогает показывать нашу экспертность.

Одна статья на Хабр стоит ~ 120 000₽

К Хабру у нас серьёзный подход — все статьи проходят через 3 ступени проверки. Например, статью про андроид разработку сначала пишет наш разработчик, потом её дополняет руководитель отдела, а затем финально вычитывает руководитель разработки всей студии, он же и продюсирует это направление.

Подписка на Хабре стоит около 200 000 ₽ в квартал. Чтобы она оправдывалась, нужно выпускать качественные статьи и делать это часто. Если материал будет неинтересный или некачественный — придут токсичные комментаторы и поставят минус. Рейтинг компании упадёт, статьи будут видеть меньше людей.

Обычно мы делаем перерывы, запасаемся контентом, покупаем подписку и выпускаем материалы. Благодаря такому подходу все наши статьи на Хабре набрали по несколько тысяч просмотров — есть и те, у которых больше десяти тысяч. Под некоторыми материалами комментаторы развили большую положительную дискуссию, которая ещё сильнее раскрывает тему.

Чтобы мотивировать разработчиков писать статьи, нужно показать им ценность такого контента для их личного бренда, развития и для индустрии в целом.

Делаем свои мероприятия и ходим на конференции

Для эффективной работы с мероприятиями важно понимать, зачем вы это делаете. Например, вот основные задачи для нас:

Чтобы развивать партнёрскую сеть. Конференции дают хороший пиар среди коллег. Собственные мероприятия тоже помогают развивать отношения с партнёрами. Например, мы делаем диджитал-туры: ходим в гости к другим компаниям, спрашиваем, как у них всё устроено.

Сначала становишься известным среди своих коллег, а потом это сказывается на клиентах, потому что тебя начинают советовать.

Чтобы продвигать наши идеи и привлекать клиентов. Конференции полезны, если у вас есть идея, о которой вы хотите рассказать. Вы приезжаете на конференцию, выходите на сцену и декларируете что-то — так вы тоже можете привлекать клиентов.

Например, за последние несколько месяцев я был на Agency Growth Day в Екатеринбурге, FailConf в Москве и Tagline Awards. Везде рассказывал о том, что большие языковые модели — это будущее. После моего пятиминутного выступления на Agency Growth Day несколько человек подошли ко мне пообщаться и заглянули на наш стенд.

Чтобы обменяться опытом с коллегами. Для этого нужно ездить на агентские конференции. Там много людей из индустрии, с которыми можно обменяться знаниями. Например, в прошлом году мы сконцентрировались на технических конференциях: Highload и Teamlead Conf.

Благодаря конференциям получили проекты, которые сейчас приносят компании ~ 1,5 миллиона в месяц.

Был случай, когда я сам позвал клиента выступить на конференции в Екатеринбурге. Мы с ним общались, потом пересекались на других мероприятиях, стали чаще видеться, дружить. Между нами появилось доверие. Это не значит, что к нам стали относиться лояльно, но у таких клиентов появляется представление о том, что нас, например, можно позвать в тендер.

Лучше сначала вырасти и потом разбираться с последствиями, чем расти слишком медленно

До того, как мы выросли, у нас было 3 фаундера, которые управляли компанией из 30 сотрудников. В 2021 году мы сделали резкий рывок, и с 30 человек выросли почти до 80. Не все процессы были к этому готовы, и некоторые последствия этого роста мы, наверное, разгребаем до сих пор.

Чтобы расти дальше, мы стали менять процессы и структуру компании. Выделили руководителей для каждого направления: разработки, дизайна, менеджмента, тестирования. Многие из них никогда не руководили людьми в такой форме.

Говорят, что когда команда достигает 50 человек, бизнес попадает в «зону смерти»: в этот момент появляется много административного персонала, без которого ты уже не можешь работать. При этом в компании может не хватать людей, чтобы обеспечивать затраты на этот административный персонал.

Поэтому, думаю, мы правильно подошли к развитию: лучше сначала вырасти, а потом разбираться с последствиями. Сейчас инфраструктура компании уже готова к тому, чтобы у нас было 100–150 человек.

Тяжесть, куча переработок и выгорание людей — последствия того, что в компании ничего не подготовлено к росту.

Нести ответственность — главный навык руководителя, но это понимают не все

Чтобы разработчик стал руководителем в Doubletapp, он должен уметь нести ответственность, но мало кто понимает, что это значит. Вот что для этого нужно:

Объяснять другим логику своих действий. Важно уметь рассказывать, почему вы поступили именно так, и приводить аргументы.

Предлагать решения проблем. Когда образовался фейл, нужно уметь не просто принести его своему руководителю, а попробовать самостоятельно разобраться или хотя бы предложить варианты решений. Если непонятно, что делать — честно сказать об этом и попросить помочь.

Обладать софт скилами, чтобы вести за собой людей. Важно, чтобы сотрудники уважали руководителя и видели в нём эксперта.

Пока у нас нет детального представления о том, каким должен быть руководитель — мы много экспериментируем. Но с 2021 года у нас не было больших провалов: все ребята, которые занимали должность руководителя, ответственно подходили к работе. Даже если у нас были разногласия, они всё равно делали работу хорошо.

Главное в компании — то, как выстроены процессы и как решаются проблемы

Если проектов немного, их можно вести вручную и самостоятельно вводить людей в курс дела. Придумывать процессы для этого не нужно.

Когда проектов становится много и нужно быстро масштабировать штат, учить каждого индивидуально уже не получится. Потому что руководитель часто сам работает не на процессы, а разгребает сложные кейсы, операционку, старается обеспечивать компании бурный рост.

Но вводить сотрудников в проекты всё равно нужно, поэтому все важные процессы стоит прописать. Например, как будет выстроен процесс найма, если HR-ресурсы будут заняты? Какие вопросы задавать кандидатам и как оценивать ответы? Если возникают проблемы в проекте, кто и в каком порядке их разгребает, на ком лежит ответственность?

У многих агентств проблемы с учётом финансов

Я заметил, в большинстве агентств есть проблемы с учётом финансов. Нужно платить зарплаты, покупать оборудование и при этом грамотно учитывать все расходы. Про это есть много материалов и видео, но тема всё равно остаётся больной.

У нас финансы до сих пор не выстроены идеально, хотя мы много в это инвестируем. Например, когда наш бухгалтер перестал справляться, мы наняли помощника. Если не выделить отдельного человека или команду, которая будет отвечает за финансы, то при бурном росте появятся кассовые разрывы, и компания может начать разваливаться.

Финансы — это не rocket science, но в них нужно инвестировать время, и процесс должен быть к этому адаптирован.

Как убрать узкие места в HR-процессе, чтобы искать разработчиков бесперебойно

Вот несколько вещей, которые помогли нам наладить этот процесс:

Отдайте наём техлидам и сеньорам. Важно, чтобы этим занимались не фаундеры.

Создайте инфраструктуру для быстрого вывода человека. Чтобы он без промедлений подписал договор и, например, получил доступ в нужный софт.

Проследите, чтобы HR-отдел не начал ломаться, когда вакансий станет больше. Если у вас один эйчар, то когда вакансий становится много, он может не успевать отвечать всем кандидатам, а это влияет на HR-бренд. Если нужно, найдите несколько агентств, которые с этим помогут.

Подготовьте офис, если он у вас есть. В нём должны быть подготовлены рабочие места, настроен процесс покупки оборудования и техники.

Настройте оплату софта. Всё должно легко масштабироваться и оплачиваться для нужного количества людей.

Пропишите процесс онбординга. При найме важно, чтобы всем новым сотрудникам рассказывали одно и то же. Бывало, что я держал в голове какие-то неочевидные вещи, о которых другие люди не рассказывали новым сотрудникам. Например, в какой-то момент коллеги не объясняли новым людям о том, что компания готова оплатить 50% занятий английским.

Как подготовиться к росту менеджерского отдела

У менеджеров процесс найма почти такой же, как у разработчиков. Мы нанимаем стажёров со стороны и растим их внутри компании.

У каждого стажёра есть отдельный ментор, а над всеми ними стоит Head of PM. В его подчинении продакт-менеджеры разных подразделений, у каждого — свои менти.

Менторы отвечают на вопросы стажёров, помогают ориентироваться в проектах, объясняют, как выполнять рабочие обязательства. Также ментор и менти ходят на встречи с клиентом: сначала менти учится, а потом его оставляют одного на проекте.

Максим Десятых дал совет: на собеседованиях со стажёрами уже важно замечать тех, у кого есть потенциал в будущем стать сеньором или руководителем.

В этой статье — только мысли Сергея из подкаста. А мои дополнения и другие заметки про агентский бизнес можно посмотреть в телеграм-канале 👇🏻

Другие выпуски подкаста «Код за деньги»:

0
3 комментария
Labeling
Если материал будет неинтересный или некачественный — придут токсичные комментаторы и поставят минус.

Статья плохая, но те, кому она не нравится все равно токсичны 🤷

Вот ты бы также сделать на VC. Не то, чтобы это всегда помогало на Хабре, но в среднем качество материала там выше.

Ответить
Развернуть ветку
Doubletapp

Есть некоторые нюансы в том, как выражать обратную связь. Тут мысль в том была, что претензии к качеству контента намного выше, а стиль донесения фидбка намного резче.

Ответить
Развернуть ветку
Labeling

Я понимаю, что речь идет о мнение, но я хотелось бы увидеть подтверждения. Я просмотрел статьи Doubletapp на Хабре и реакция в целом нейтральна, не видно ни особого интереса, ни особого негатива.

Вот статья из последних с рейтингом -4

https://habr.com/ru/companies/doubletapp/articles/753986/

И комментарии к ней сложно назвать токсичными.

Что-то мне подсказывает, что тут скорее говорит обида, что столько усилий на каждую статью, а публика к ним обычно равнодушна, но бывает и положительная реакция, если статья техническая и грамотная, как вот эта https://habr.com/ru/companies/doubletapp/articles/764424/

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда