Из пилотов – в техлиды поддержки Yandex Cloud: зачем менять работу в небе на офис и можно ли потом обратно

В современном фольклоре «типичный карьерный трек» выглядит так: институт, работа, выгорание, художник в Амстердаме (впишите нужное, если не в Амстердаме и не художник). Но на то он и фольклор. Доказываем на примере техлида поддержки Yandex Cloud Агаты Бобылевой.

Из пилотов – в техлиды поддержки Yandex Cloud: зачем менять работу в небе на офис и можно ли потом обратно

Всем привет. Меня зовут Агата, и я техлид поддержки Yandex Cloud. 8 лет назад я — на тот момент инженер поддержки в «1 Гб.ру» на удалёнке — выяснила, что девочкам тоже можно водить самолеты, и так заинтересовалась, что бросила всё, продала мотоцикл, добавила сбережений и отправилась в Румынию учиться на частного пилота — и это только начало истории.

Мне бы в небо

В Европе в лётную школу идут, если хотят потом водить боинги и ходить в небо, как в офис. Ты получаешь лицензию частного пилота, затем идёт налёт самостоятельных часов для опыта с идеей, что дальше будет коммерческая и транспортная лицензии… И вот где-то в середине налёта самостоятельных часов у меня что-то пошло не так. Как снег на голову, на меня свалилась первая лётная работа: одному знакомому из мототусовки приятель сказал, что начинает авиабизнес в Камбодже, и нужны пилоты на лёгкий борт. Мы с моим парнем-авиатехником переглянулись — монтажная склейка — и вот мы посреди нигде, воздух густой и жаркий, полоса – одно название, вся малая авиация – это, собственно, наши два борта, и в каждом меньше 300 кг весу. Ещё был Эдди с мотодельтапланом, но про Эдди как-нибудь потом.

Где можно получить лётную лицензию? Среди моих знакомых не было ни одного пути в небо, похожего на другой, но если вкратце, то вектора три:

• Отучиться в АУЦ (авиационном учебном центре) и сдать экзамены на лицензию частного пилота. С ним можно летать для себя или на аэрофотосъёмку, лесохрану, сбрасывать парашютистов и тому подобное. Боинги водить нельзя.

• Если хочется «водить боинги» в России, нужно поступать в государственные лётные училища (Увауга, СЛУ ГА, Краснокутское и т. д.) и/или университет СПбГУГА. Если всё получится, то можно продолжить карьеру в гражданской авиации.

• Для полётов по всему миру лучше делать лётную лицензию за рубежом. Европейскую признают по всей Европе, американскую – в США и ещё в ряде стран. Для полётов в России такие лицензии надо валидировать раз в год.

Да, Камбоджа оказалась совершенно не авиационной страной. Даже законодательства для авиации общего назначения там не было, его пришлось писать самим. Зато были чиновники с твёрдым убеждением, что у людей, которые тратят деньги на покупку самолётов, этих денег очень много. И они им совершенно не нужны, делиться надо.

В Камбодже я отлетала один сезон, и это было, на самом деле, круто. Сложная погода и кривые заходы на полосу, но всё равно круто. Топливо так себе – были две остановки двигателя в воздухе, но обе, слава богу, не мои. У меня только муравьи однажды поселились в приемнике воздушного давления и оставили меня в воздухе без указателя воздушной скорости. Пришлось садиться и их выгонять.

Из пилотов – в техлиды поддержки Yandex Cloud: зачем менять работу в небе на офис и можно ли потом обратно

Уже не джун

После Камбоджи я летала ещё пять лет. Была работа на ралли «Шёлковый путь» и Китай, были бесконечные родные просторы в России, когда я устроилась пилотом на борт аэрофотосъёмки. Однажды со старым приятелем свозили на его самолёте Артемия Лебедева на Соловки и в Мезень.

У меня накопился огромный багаж удивительных историй, но вблизи работа была всё же нервная и временами нудная. Новый самолёт в России – редкость, а на старой технике отказывают двигатели, часто не работают приборы и аварийная посадка – с каждым вылетом всё более близкое и вероятное событие. К тому же, первый азарт и романтика прошли, а понимания, куда я могу тут дальше расти, всё не было. Я взяла паузу с идеей притормозить-подумать, когда грянул ковид.

Из пилотов – в техлиды поддержки Yandex Cloud: зачем менять работу в небе на офис и можно ли потом обратно

Яхта — это яхта. Но Яндекс — это Яндекс

Тут пару секунд печали, но только пару секунд. Я довольно быстро поняла, по чему именно я скучаю в небе. Мне очень-очень хотелось снова чем-то нагрузить мозг. «От себя – вниз, на себя – вверх» для этого не особо годится. Так что я нашла хороший курс по системному администрированию, почитала про машинное обучение, выучила Python. Лет было уже много, аж 34, но я всерьёз вознамерилась податься в разработчики и честно пройти путь от подмастерья до мастера. В это время на рынке не хватало скорее мидлов, чем джунов без релевантного опыта. Я, впрочем, не унывала и продолжала рассылать резюме.

В конце концов я осталась с двумя предложениями. Одно — от компании в Сочи, кажется, они делали телефонных роботов, но точно уже не вспомню. Им тоже нужен был мидл, но из-за дефицита кадров в регионе они были согласны и на меня, если перееду. Обещали корпоративную яхту и офис в центре города.

А второе предложение было от Yandex Cloud. На hh.ru у компании есть такая кнопка «Хочу здесь работать», я её нажала, и со мной связались, предложив, правда, не яхту, Сочи и Питон, а Москву и снова позицию сотрудника технической поддержки. Яхта — это, конечно, яхта, но и Яндекс — это Яндекс. В Яндексе можно развиваться. Я прошла наше фирменное «трёхэтажное» собеседование, дождалась положительного ответа и в один прекрасный вторник поехала в офис на Льва Толстого проходить онбординг.

Работа на контрасте

У меня и до Яндекса была работа в IT. «Атмосферой интеллектуальной вольницы в офисе меня не удивить», — думала я. Но, видимо, после авиации, где ты должен быть надёжным, предсказуемым, среднестатистическим, что-то в восприятии поломалось. До сих пор радуюсь, когда можно написать себе на стене мысль или шутейку или поработать из пуфика.

Yandex Cloud хоть уже и не стартап, но всё ещё богат местами, где можно себя применить. Бывает, что в организации, чтобы что-нибудь улучшить, надо сначала, например, найти, где лежит репозиторий, потом понять, как его использовать, чтобы ничего не сломать… А тут и задач — непочатый край, и «репозиторий» так просто не «сломаешь». Я будто бы увидела большую красивую надпись «Пробуй! Ошибайся! Узнавай!» над всем процессом и как-то сразу в неё поверила.

Из пилотов – в техлиды поддержки Yandex Cloud: зачем менять работу в небе на офис и можно ли потом обратно

Встать на курс

Главным моим челленджем в первые месяцы работы в Yandex Cloud было встроиться в систему и понять, как выглядит «большая картинка», где на ней я, а где — «белые пятна», которые я могу заполнить. Я искала спецификации API сервисов, информацию о глобальном устройстве облака, как сервисы взаимодействуют между собой. Во внутренней сети плавает огромный объём знаний и данных, в них можно найти ответ на любой свой вопрос. Сейчас у меня уже есть специфические методы поиска информации в этом море, а поначалу какое-то время я просто читала с открытым ртом всё, до чего дотягивались руки, и пыталась применить это к своим должностным обязанностям.

Начинала я, как все, отвечая на тикеты (запросы пользователей), но, спасибо руководству, оно регулярно спрашивает сотрудников, кто они и куда они хотят дальше. Мне, например, всё ещё нравится писать на питоне, поэтому я аккуратненько забрала себе задачи по внутренним утилитам и часть автоматизации. Решила, что если меня не взяли разработчиком, то можно сделать маленький отдел разработки прямо тут, в поддержке. Например, была у коллег утилитка, которая собирала фактуру о сервисах для ускорения диагностики. Она ходила в REST API, от которого собирались отказываться в пользу gRPC. От утилитки тоже хотели отказаться – за неё никто не отвечал, но я взяла её, переписала под gRPC, досыпала улучшений по просьбам коллег. В итоге бывшая «беспризорница» до сих пор жива и работает на благо отдела.

Ещё я написала и сейчас тестирую легковесную систему управления персоналом, которая считает обращения в очередях и позволяет руководителю в реальном времени следить за рабочей нагрузкой. Там же можно оперативно назначать коллегам задачи через телеграм-бота. Пока отдел поддержки состоял из восьми-двенадцати человек, мы ещё могли просто договориться, кто и где отвечает, но теперь, когда мы выросли и нас почти сорок, от парадигмы самоуправления пришлось уйти.

Лекарство от синдрома самозванца

У меня есть такая идея, что если тебе приносят новую задачу, и она связана с тем, где ты хочешь развиваться, то главное задавить в себе тот голос, который говорит: «Ты не знаешь, как это делается. Сейчас тебя раскусят и поймут, что ты „не настоящий сварщик“. Будет позор, на тебя будут показывать пальцем и больше никуда не позовут!». Этот внутренний голос я аккуратненько разворачиваю, мысленно выставляю за дверь, а задачу — беру. Потому что если её принесли мне, наверное, как минимум, сейчас нет никого, кто бы её сделал. А если никого нет — то почему бы, собственно, и не я?

Меньше чем через год меня назначили техническим руководителем отдела первой линии поддержки Yandex Cloud. Спасибо шефу, Илье Баркану, который оказался совершенно фантастическим и товарищем, и начальником. Его девиз в общении с коллективом: «Люди, вы работайте, но, пожалуйста, не выгорайте. Берегите себя, не забывайте отдыхать!». В нашем ритме очень легко позволить работе выжать из тебя все соки, и очень важно, чтобы бы кто-то тебе говорил, что ты молодец.

Ок, назначили техлидом, Илья стал называть «уважаемый зам»... А работу я вроде бы поначалу делала всю ту же самую: отвечала на тикеты, собеседовала новых сотрудников, успешно пришедших — вводила в курс дела, когда появлялась свободная минутка — дописывала какой-нибудь код.

А потом вода медленно начала закипать, и сейчас я понимаю, что спектр задач-то изменился кардинально, просто переход в новую должность мне организовали очень мягко и вкрадчиво. Сейчас предстоит делать гораздо больше, отдел растёт — придумываешь наперёд, что упростит жизнь, что предотвратит кризис в процессах, как реализовать то, что придумал Илюха, в конце концов.

Что такое отличный саппорт

Вот, например, помимо прочего, я нанимаю к нам людей. И стараюсь нанимать таких, которые станут отличными саппортами.

Что вообще за зверь такой – отличный саппорт? Это, выражаясь терминами RPG-игры, вовсе не «базовый» класс персонажей. У него есть свои специфические навыки, характеристики и суперсилы.

В частности, умение с первого раза задавать правильные вопросы и вести пользователя по пути решения проблемы так, чтобы тот всегда знал, что ему дальше делать. С навыками психолога, технического специалиста и консультанта саппорт приходит в проблему и наводит в ней порядок. Не всегда это происходит быстро, но это неизбежная плата за работу специалиста широкого профиля. Зато у саппорта есть «большая картинка» со всеми сервисами Yandex Cloud, которые он знает, как применить.

Когда саппорт вырастет, он станет сотрудником второй линии и будет отвечать за передачу знаний от разработчиков коллегам в первой. Или займётся премиальными клиентами в прем-команде. Или выберет путь сейлс-менеджера, потому что действительно знает продукт. Или найдёт себя в разработке одного из сервисов, который окажется ему ближе. В целом, зайдя в Yandex Cloud с нашей стороны, можно осмотреться, выбрать путь по душе и двигаться именно туда.

Иногда начальство продолжает уточнять и у меня, куда я хочу дальше. Но мне пока интереснее работать над отделом техподдержки как над проектом, не увлекаясь бегом по карьерной лестнице. У меня есть дело – и я стараюсь делать его хорошо, потому что могу.

Подписывайтесь на блог Yandex Cloud, чтобы узнавать еще больше новостей и историй об IT и бизнесе.

Другие истории, которые активно читают наши подписчики:

3030
24 комментария

Не хватило мотивации получить лицензию на боинг, зато сходить на курсы и выучит питон - изи. Чето много в кулстори не стыкуется, наверно копирайтер налажал.

Вменяемый человек никогда бы не променял возможность управлять огромные пассажирские самолеты, посмотреть весь мир, получать очень приличную ЗП в сытой Европе и жить счастливой жизнью, чем батрачить за компом уничтожая зрение и зарабатывая ожирение не вставай по 10 часов из кресла в условном яндексе.

12

не стоит забывать, что любая классная работа становится унылой рутиной со временем, в той или иной степени. и тем более не стоит мерить чьё-то счастье своей линейкой.

8

Не хватило мотивации получить лицензию на боинг, зато сходить на курсы и выучит питон - изи. Чето много в кулстори не стыкуется, наверно копирайтер налажал.

Хорошо быть диванным аналитиком. Ты как бы пошел, получил PPL(что и раньше в районе $10-15к стоило), потом налетал где-то 500 часов, ну а потом поехал еще зарядить около $50k за обучение уже на CPL. И это все еще без еды/проживания/итд. Ну и не стоит забывать, что после всех расходов и года обучения никто не побежит нанимать новоприбывшего пилота. Внутри АК тоже есть конкуренция, всех подряд не берут.

Вменяемый человек никогда бы не променял возможность управлять огромные пассажирские самолеты, посмотреть весь мир, получать очень приличную ЗП в сытой Европе и жить счастливой жизнью

Это булшит. Управление огромным пассажирским самолетом сильно проще даже обычного планера из-за повсеместной автоматики. Посмотреть весь мир - тоже булшит. Летный состав самолета не так чтобы прям вот прилетает в NY и пошел гулять по городу, а потом раз и полетел в Бразилию. Ну и в сытой Европе нет проблем получать приличную ЗП в ойти.

Насчет счастливой жизни тоже есть вопросики. Это не так что ты сидишь в офисе, надоело тебе кнопки тыкать и ты пошел в парк гулять. В самолете так не сделаешь. Ты не можешь полетать когда тебе захочется. Есть достаточно строгий график, который не будет совпадать с семьей. Ну и полет туда-обратно это не выйти из офиса и пойти спать.

чем батрачить за компом уничтожая зрение и зарабатывая ожирение не вставай по 10 часов из кресла в условном яндексе.

Это вообще смешно. Вы видимо никакого отношения к ойти не имеете. Только где-то слышали, что в ойти одни жиробасы. Это далеко не так. Ну и у меня из друзей человека 4 имеют PPL. Не жирные, летают по Европе и США. Прыгают с парашютом. Катаются на лыжах итд.

7

Я хоть сам и айтишник, но летчик вряд ли поменяет кабину и штурвал на монитор и клавиатуру.
Тот кто в небе, он там навсегда, даже если нельзя будет летать, будет на аэродроме.

8

Как всегда проигрываю с вс-обосраторов.

Много женщин в Европе капитаны Боингов?
ЗП там 500к на хаях, до которых надо ещё идти и можно никогда не дойти. ЗП сопоставимо с тимлидом.

Здоровья там у тебя не будет. Ты фактически также за кнопками сидишь, только по 20 часов с ответственностью х20.

2

"получить лицензию" на Боинг или Аэробус стоит довольно много денег, как бы )

1

Вы забыли, что недавно была пандемия, из-за которой многие пилоты коммерческой авиации оказались банально ненужными. Но даже до этого стать пилотом на международных направлениях было нетривиальной задачей (приблизительно как попасть на старшие инженерные должности в FAANG - при куда более строгих требованиях ко здоровью и физической подготовке).

1