Ценности: как их создавать и открывать (для) себя?

Ценности — одно из важнейших понятий, формирующих структуру личности и природу человека как вида. В течение жизни именно ценности остаются тем маяком, который помогает нам двигаться к цели, находить смыслы и ответы, не терять мотивацию и убежденность. Но откуда берутся и как формируются ценности, до сих пор непонятно. Является ли то, во что мы верим, всего лишь эволюционным инструментом или же ценности связывают нас сакральным – всем тем, что находится вне нас? Как ценности соотносятся с нашими способностями? Как и почему возникают внутренние нарративы?

<i>«Все, что мы видим, скрывает что-то другое, и мы всегда хотим видеть то, что скрыто тем, что мы видим. Этот интерес может принимать форму довольно интенсивного чувства, своего рода конфликта между видимым, которое скрыто, и видимым, которое представлено». </i>
«Все, что мы видим, скрывает что-то другое, и мы всегда хотим видеть то, что скрыто тем, что мы видим. Этот интерес может принимать форму довольно интенсивного чувства, своего рода конфликта между видимым, которое скрыто, и видимым, которое представлено».

Ценность – одна из самых важных философских единиц, понятий и даже универсалий. Мы начинаем думать о том, что нам ценно, когда к нам приходит осознавание границ своего «я». Примерно в 7 лет мы впервые задаемся гогеновскими вопросами. «Откуда я пришел?» – «Кто создал вселенную?» – «Почему я – это я?» Чуть позже приходит вопрос: «Что важно для меня?»

В зрелом возрасте ответом становятся научные идеи, бизнес-концепции, творческие решения – разные формы созидания своей микровселенной. Понятие ценности выводит нас на уровень мировоззрения, то есть того самого фундамента, который лежит в основе наших действий, поступков, целей, суждений.

Существует достаточно много интересных моделей, которые, во-первых, помогают нам разобраться в своих ценностных ориентирах, и во-вторых, на более детальном уровне препарируют и исследуют их. Давайте начнём с базовых вещей, которые связаны с типологией.

С формальной точки зрения ценности можно поделить на:

  • позитивные и негативные
  • абсолютные и относительные
  • субъективные и объективные
  • логические и эстетические

Стоит понимать, что само это разделение достаточно относительно. Мы никогда не можем чётко провести границы начала одних и конца других ценностей. К этому вопросу подходило множество выдающихся мыслителей прошлого, в частности, Эрих Фромм, который классифицировал ценности, соотнося их с определенными группами потребностей, и Абрахам Маслоу, который попытался представить их в виде иерархии. И хотя, вопреки стереотипам, сам Маслоу модель пирамиды не предлагал, его система мышления была основана на том, что у нас есть определенные иерархии, и мы проходим различные стадии развития и соотносим свои ценности с потребностями.

D’où venons nous? Que sommes nous? Où allons nous? Eugène Henri Paul Gauguin
D’où venons nous? Que sommes nous? Où allons nous? Eugène Henri Paul Gauguin

Ценностный опросник Шалома Шварца

Когда мы начинаем размышлять о том, что действительно важно для нас, как это соотносится с тем, что мы декларируем и как принимаем решение, полезно изучить сами подходы к определению ценностей.

Методика Шварца применяется для исследования динамики изменения ценностей в разных культурах. В основе опросника лежит теория, согласно которой все ценности делятся на:

  • социальные
  • индивидуальные

Это относительно недавняя разработка, известная с 90-х годов, сейчас ей пользуются довольно часто. Первая часть предназначена для изучения ценностей, идеалов и убеждений, которые оказывают влияние на личность – это около 60 ценностей из двух частей, существительных и прилагательных, каждую надо оценить по определенной шкале. Вторая представляет собой профиль личности в виде 40 описаний человека, которые характеризуют 10 типов ценностей, и там тоже есть свои шкалы.

Проходя этот тест, замечаешь, что в качестве интерпретации предлагается описание мотивационных типов и, соответственно, некоторые их центральные оси: власть, достижение, гедонизм, самостоятельность и т. д. Также Шварц описывает характеристики этих типов, которые дают возможность прийти к интерпретации, к более полному пониманию, что по-настоящему движет человеком или сообществом людей, объединенных какой-то группой ценностей.

Шалом Шварц предлагает конкретную методику, однако обо всем об этом рассуждает и много других мыслителей и психологов. В частности, Джордан Питерсон в своей книге «Карта смыслов» пытается выстроить определенную логику, реконструкцию: как на основании мифов, которые управляют нами, можно вычлинить индивидуальные паттерны поведения, которые ведут нас по пути жизни, по кривой личных изменений и влияют на все аспект проявления личности.

Ценности – это эволюционный алгоритм?

Но есть и другая точка зрения на ценности. Биомеханистический взгляд на их природу приводит нас к выводу, что в основе ценностного выбора лежит эволюционная программа. Наслаждение и страдание – а точнее, стремление приобрести первое и избежать второго – это двигатель наших решений, которые мы лукаво обосновываем задним числом.

Самым примитивными видами оценки ценности являются боль и удовольствие — прямые инстинктивные реакции, действующие непосредственно во время наступления ценностного стимула. Они присущи подавляющему большинству живых существ.

Эволюция наградила каждый живой организм двумя стремлениями — выжить и размножиться. Стремление размножиться для индивида является стремлением выжить для популяции. Чтобы эффективно выполнять эти стремления, у каждого организма есть механизм оценки потенциальных угроз и благ. Любая информация, которая позволяет избежать угроз и/или приобрести блага, называется ценностью.

Дмитрий Стрельников, статья Коннекционизм
Мозг — это предиктивная машина. В ходе эволюции появлялись все более сложные живые существа (животные), чей аппарат оценки ценности стал основываться на прогнозах будущего. Это привело к появлению простейших эмоциональных реакций — <a href="https://vc.ru/future/131020-konnekcionizm" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">страха и желания</a>.
Мозг — это предиктивная машина. В ходе эволюции появлялись все более сложные живые существа (животные), чей аппарат оценки ценности стал основываться на прогнозах будущего. Это привело к появлению простейших эмоциональных реакций — страха и желания.

На этой идее, в частности, построен такой инструмент, как техника репертуарных решеток Джона Келли. Конструкты — это субъективные шкалы человека, те мерки, с которыми он подходит к построению образа окружающего мира. Фактически это кирпичики, из которых формируются ценности. Системы конструктов индивидуальны, и, по мнению Келли, если они позволяют людям контролировать происходящие события и адаптироваться к среде, то они имеют право на существование.

Модель принятия решений

Еще один подход предлагает Сергей Гевлич, автор проекта «Смыслотека», говорит о том, что мы можем рассматривать собственную личность в определенной иерархии структур. В этой иерархии мы исходим из понимания своей роли, которая всегда вписана в некоторый сюжет. Над всем сюжетом находится глобальный сценарий, влияющий на всю нашу жизнь. И ещё сверх этого существует коллективный миф, который вписывает нас в какой-то глобальный архетипический контекст.

Когда мы начинаем думать о том, какие обстоятельства влияют на наши действия, мы видим, что при получении информации и её последующей интерпретации, на нас непосредственно воздействуют ценности – то есть цепочки декодирующих элементов, которые помогают нам правильно прочитать сигнал извне, в соответствии с тем, как настроена наша персональная оптика. После этого, пройдя всю цепочку интерпретаций и приняв определенное решение, мы начинаем действовать. А значит, в том случае, когда нам приходится принимать какое-то принципиальное решение, мы далеко не пассивны.

Мы можем выявить ценность, когда мы совершаем то или иное решение, сталкиваемся с той или иной проблемой.

Важный подход к ценностям связан с именем Милтона Рокича, американского психолога, который предложил смотреть на два вида системы ценностей:

  • Ценности-средства (инструментальные ценности), то есть те, что ценны в качестве средства, инструмента для достижения целей. Эти ценности нельзя обосновать другими более общими и более важными ценностями. Это в философском смысле такие универсалии: любовь, счастье, безопасность, удовольствие.
  • Самоценности (терминальные ценности), которые ценны сами по себе. Они помогают нам в достижении каких-то целей, Это как раз тот самый распространённый вид ценностей, о котором очень часто говорят, не понимая, что это.

Если мы говорим о терминальных ценностях, они, в свою очередь, могут подразделяться на личностные и социальные, а инструментальные – на ценности морали и ценности компетенции. И хотя, согласно разным точкам зрения, ценности иерархичны, они сосуществуют одномоментно, только в одну в единицу времени – а значат мыслятся, а точнее даже, проживаются как целый и неделимый конструкт. В психологии его называют гештальтом.

Модель Лоренца Кольберга и непрерывное развитие

Можно ли целенаправленно проращивать ценности? Однозначного ответа нет, но мне нравится идея, которую предложил психолог Лоренц Кольберг. Он говорил о том, , что в процессе жизни мы постоянно растём, развиваемся, как бы проходя последовательно несколько этапов зрелости. Эта парадигма лежит в основе интегрального мышления, в которой существует 3 уровня:

  • Преконвенциональный (выполняем приказы с целью избежать наказание т. е. психология избегать, на самом деле мы не верим в то, что этот приказ может принести какое-то благо) .
  • Конвенциональный (действуем в соответствии с нормативами, правилами, ожиданиями окружающих людей, поэтому мы фанатично соблюдаем законы) .
  • Постконвенциональный (основываем наши поступки на собственной убежденности в том, что правильно, а что нет) .

Хороший пример, который приводил в своей книге Кольберг, связан с ответом на вопрос, а как бы мы поступили в ситуации, когда необходимо помочь больному человеку, ограбив аптеку (по условиям мысленного эксперимента нужное лекарство есть в этой аптеке, а вот денег на его покупку нет) :

  • На преконвенциональном уровне рассуждения следующие: не нужно о чём то париться, тебе нужно, возьми. Здесь поведение эгоцентрично.
  • На конвенциональном уровне рассуждения следующие: нет, конечно мы не можем, хотя лекарство могло бы спасти жизнь человеку, но правила есть правила, нарушать их не хорошо. Здесь поведение конформно.
  • Только постконвенциональном уровне человек понимает, что ценность человеческой жизни, в данном случае, лежит превыше этих формальных, установленных правил. Здесь мы начинаем исходить из принципов, которые стоят над правилами. И вот здесь по-настоящему начинают работать ценности. Как их определить?

Здесь нетрудно заметить принципиальное расхождение с теорией, которая предлагает, что наш мозг принимает решения раньше, чем мы его для себя озвучили. В интервью Youtube-каналу «Oснова» (видео выше) философ Антон Кузнецов очень подробно разбирает этот вопрос с точки зрения логики. Он ставит под сомнение простые объяснения в духе Роберта Сапольски, который сводит личностный выбор к рефлекторному поведению, автономии мозга и гормональных алгоритмах. И это уводит нас от проблемы, игнорируя тот факт, что наша личность – уникальная совокупность генов и опыта, ценностей и биологии, о чем убедительно говорит академик Константин Анохин.

Выдающийся ученый-нейрофизиолог Константин Анохин в поисках когнитивного кода 
Выдающийся ученый-нейрофизиолог Константин Анохин в поисках когнитивного кода 

«Разум, будучи правильно понятым, является мозгом. А мозг, будучи правильно понятым, является разумом. Критические здесь слова – «будучи правильно понятым. И я думаю, что это понимание — то, что ждет современную науку на следующем шаге. Мозг, в отличие от всех других органов, существует каузально, то есть обеспечивает свои функции на гиперсетевом уровне, который я назову разумом».

Константин Анохин

Видимо, именно в собственном когнитоме, то есть гиперсетевой модели личности, и следует искать опору в случае, когда мы встаем перед выбором. А для этого, как минимум, следует лучше себя узнать.

Ценности на практике

Пожалуй, самым применяемым инструментом в брендинге является модель Synovate Censydiam Comcon – она апеллирует к пониманию ценностей как векторов. Ценности – это не точки, а векторы, и они задают некоторую систему координат, которую мы помещаем в ту или иную ситуацию.

Ipsos Censydiam Framework увязывает ценности не только с психографической акцентуацией, но и с социальными конструктами
Ipsos Censydiam Framework увязывает ценности не только с психографической акцентуацией, но и с социальными конструктами

Да, внешний мир и наши собственные предпочтения, вкусы, психотип влияют на то, как будут формироваться ценности, но мы не пассивны в вопросе их восприятия и формирования. Как говорит Массимо Пильюччи в книге «Как быть стоиком? Античная философия и современная жизнь»: мы агенты в этой жизни, а не пациенты. А значит, размышлять о своих ценностях очень полезно. Как и проходить разного рода ценностные опросники, задавая себе вопросы и стремясь вытащить из себя ответы на то, что может быть ядром платформы идентичности.

А поскольку ценность такое многогранное понятие, что человечество пытается разобраться в нём со времён Платона, то нам надо понимать несколько важных вещей в отношении ценностей:

  • Ценность универсальна, но, с другой стороны, она всегда субъективна.
  • Нет никакой объективной ценности здесь и сейчас, в моменте времени.

В отличие от целей, которые измеримы, достижимы, ценности — это базовые направления, которые помогают нам понять, как внутри себя расставить акценты, как распределить приоритеты, как понять себя, для того чтобы мы могли действовать. Ценности не являются исключительно базовой преднастройкой, матрицей, с которой мы рождаемся, ценности также формируются в результате взаимодействия с внешней средой, в результате сознательной и несознательной трансформации собственного сознания.

Подкаст о ценностях можно послушать на канале образовательного проекта Унивёрs. Там же в ближайшее время появится программа «Эйдос», где ценностям посвящен один из ключевых модулей «Я-сакральное».

Продолжение статьи:

88
Начать дискуссию