SEO и закон: какие юридические сведения нужно размещать на сайте

В статье рассмотрим, какие сведения должны быть размещены на каждом сайте, независимо от его тематики, с учетом требований законодательства РФ. И проанализируем, могут ли они оказывать влияние на SEO.

<p>Рис.1. Какие юридические сведения нужно размещать на сайте.</p>

Рис.1. Какие юридические сведения нужно размещать на сайте.

Наш обзор будет полезен владельцам и администраторам веб-ресурсов, которые хотят избежать юридических рисков и повысить доверие пользователей к своему сайту.

Также статья может быть интересна всем пользователям Интернет — в ней мы раскроем, какие документы на сайтах служат для защиты их личной информации, прав и интересов.

Обязательные юридические сведения, которые должны быть размещены на всех сайтах

Следующую информацию необходимо размещать на любом веб-ресурсе, независимо от того, к какой категории он относится. Будь это интернет-магазин, сайт услуг или сайт с рецептами или поздравлениями.

Контактные данные

Любой сайт обязан содержать информацию о его владельце, а именно:

  • наименование владельца сайта;
  • место нахождения и адрес организации или физического лица;
  • адрес электронной почты для получения уведомлений о нарушениях авторских прав.

Делается это для того, чтобы пользователи смогли связаться с владельцем ресурса для решения юридических и административных вопросов, включая защиту авторских прав.

С точки зрения SEO, указание адреса и телефона (с кодом города) помогает поисковым системам определить местоположение вашей компании. Это важно для локального поиска и отображения результатов в определенной географической зоне.

Размещение контактов также может подтвердить легитимность бизнеса и повысить степень доверия пользователей, а также роботов поисковых систем в свете E-E-A-T-факторов.

Для справки: Е-Е-А-Т (Experience, Expertise, Authoritativeness, Trustworthiness) — это аббревиатура, используемая Google для обозначения опыта, экспертизы, авторитетности и надежности контента. Эти факторы играют важную роль в оценке качества страницы в результатах поиска. Google учитывает уровень экспертизы авторов, авторитетность сайта и его надежность при ранжировании страниц сайтов тематики YMYL. Подробнее про YMYL и Е-Е-А-Т в Инструкции для асессоров Google или в нашем видео.

Политика в отношении обработки персональных данных

Персональные данные — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному физическому лицу (субъекту персональных данных). Такое определение содержится в Федеральном законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

Если пользователи оставляют свои персональные данные на вашем сайте, например, заполняют форму обратной связи, оформляют подписку на рассылку, авторизуются или проходят регистрацию, вам нужно опубликовать политику в отношении обработки персональных данных. Размещение этого документа предусмотрено ст. 18.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

В указанную Политику с учетом позиции Роскомнадзора желательно включать следующие разделы:

  • Общие положения.
  • Цели сбора персональных данных.
  • Правовые основания обработки персональных данных.
  • Объем и категории обрабатываемых персональных данных, категории субъектов персональных данных.
  • Порядок и условия обработки персональных данных.
  • Актуализация, исправление, удаление и уничтожение персональных данных, ответы на запросы субъектов на доступ к персональным данным.

Пользователи должны иметь свободный доступ к Политике. Проще всего это сделать, разместив ссылку на документ в футере сайта.

<p>Рис. 2. Скриншот с сайта <a href="https://hoff.ru/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">https://hoff.ru/</a> </p>

Рис. 2. Скриншот с сайта https://hoff.ru/

Подробную информацию о том, как правильно составить Политику, можно найти в документе Роскомнадзора от 31 июля 2017 года.

Политика в отношении обработки персональных данных, опубликованная на сайте, с точки зрения SEO не является прямым фактором ранжирования.

Согласие на обработку персональных данных

Согласие подтверждает готовность пользователя передать свои персональные данные владельцу сайта для их обработки. В соответствии с федеральным законом «О персональных данных» такой документ также должен быть размещен на веб-ресурсах.

Чтобы выразить согласие, пользователь должен совершить активное действие на сайте, которое подтвердит его намерения.

Обычно для этого используют чекбоксы или галочки, размещенные рядом с соответствующим текстом.

Другой вариант: на формах обратной связи размещают надпись-уведомление о том, что нажатие на кнопку «Отправить» означает согласие на обработку персональных данных.

Важно! В обоих случаях рядом с чекбоксом или в надписи-уведомлении должна быть размещена кликабельная рабочая ссылка на сам документ, чтобы пользователь мог с ним ознакомиться.

Часто в форме обратной связи галочку о согласии проставляют автоматически, без участия пользователя. Это нарушает закон, так как согласие должно быть выражено самим человеком, а не предустановлено заранее.

Примеры неправильного оформления:

Пример 1. При заполнении формы и нажатии на кнопку “Записаться” у пользователя, оставляющего свои персональные данные, не берется согласие на обработку персональных данных:

<p>Рис. 3. Скриншот с сайта <a href="https://clinic-complex.ru/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">https://clinic-complex.ru/</a> </p>

Рис. 3. Скриншот с сайта https://clinic-complex.ru/

Пример 2. В форме-заявке на обратный звонок заранее установлена галочка-согласие на обработку персональных данных:

<p>Рис. 4. Скриншот с сайта <a href="https://meddynasty.ru/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">https://meddynasty.ru/</a> </p>

Рис. 4. Скриншот с сайта https://meddynasty.ru/

Пример правильного оформления:

В форме-заявке на обратный звонок галочка-согласие на обработку персональных данных проставляется самим пользователем, есть кликабельная ссылка на Согласие на обработку персональных данных:

<p>Рис. 5. Скриншот с сайта <a href="https://medi.spb.ru/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">https://medi.spb.ru/</a> </p>

Рис. 5. Скриншот с сайта https://medi.spb.ru/

Как правильно составить этот документ и какие пункты он должен включать, можно узнать в требованиях Роскомнадзора.

Важно! В документе необходимо указать срок действия согласия.

Наличие на сайте согласия на обработку персональных данных с точки зрения SEO не является прямым фактором ранжирования.

Уведомление о сборе куки-файлов

Сведения в файлах cookie признаются персональными данными. Такой вывод, например, содержится в Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2016 N 13АП-10775/2016 и других судебных актах.

Так как для обработки персональных данных требуется согласие субъекта персональных данных, на сайте нужно размещать информацию о том, что веб-ресурс собирает и обрабатывает файлы cookie. Если пользователь продолжает использовать сайт после этого уведомления, его действия будут рассматриваться как согласие на использование файлов cookie.

Стандартное согласие на обработку персональных данных в этом случае не подойдет, поскольку файлы cookie начинают собираться сразу после входа пользователя.

Поэтому нужно разработать и разместить отдельное соглашение об использовании файлов cookie. Такой документ описывает, какие данные собираются с помощью файлов cookie, для каких целей используются и как пользователь может управлять настройками cookie.

<p>Рис. 6. Скриншот с сайта <a href="https://www.detmir.ru/pages/cookies/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">https://www.detmir.ru/pages/cookies/</a> </p>

Рис. 6. Скриншот с сайта https://www.detmir.ru/pages/cookies/

Для уведомлений о сборе куки-файлов, как правило, разрабатывают отдельную форму с соответствующей кнопкой «Принять» или «Согласиться», которая появляется сразу после загрузки страницы.

<p>Рис. 7. Скриншот с сайта <a href="https://leroymerlin.ru/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">https://leroymerlin.ru/</a> </p>

Рис. 7. Скриншот с сайта https://leroymerlin.ru/

Уведомление о сборе куки-файлов и соответствующая политика, размещенные на сайте, с точки зрения SEO не являются фактором ранжирования.

Не обязательные, но желательные сведения, которые следует размещать на сайте

Далее мы рассмотрим сведения, размещение которых не является обязательным в соответствии с законодательством. Тем не менее они могут быть полезны как владельцу сайта, так и пользователям для решения возможных правовых вопросов.

Пользовательское соглашение

Пользовательское соглашение определяет условия использования сайта, его сервисов и функций. В нем указываются правила поведения пользователей, ответственность сторон, а также права и обязанности владельца сайта.

Например, на сайте фитнес-клуба есть онлайн-сервис для подбора персональных тренировок. В пользовательском соглашении может быть указано, что стоимость и интенсивность программы тренировок не являются окончательными или гарантированными. Клиент не может требовать выполнения программы исключительно на основе рекомендованных тренировок, поскольку индивидуальные особенности и цели клиента могут потребовать корректировки программы.

С позиции права пользовательское соглашение регламентируется ст. 428 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и является договором присоединения. Его условия уже определены одной из сторон и могут быть приняты другой только путем присоединения и согласия со всеми предложенными условиями.

Пользовательское соглашение на сайте обычно включает следующие разделы:

1. Определение понятий и терминов, используемых на сайте.

2. Условия использования сайта, включая возрастное ограничение для пользователей.

3. Права и обязанности пользователей, включая запрет на незаконные действия (например, взлом или распространение вирусов).

4. Ограничения по использованию информации с сайта, включая авторские права на контент.

5. Правила для интерактивных функций сайта, таких как комментарии или форумы.

6. Ограничение ответственности сайта и отказ от гарантий.

7. Условия изменения соглашения, включая уведомление пользователей.

8. Разрешение споров и применимое право.

Важно! Пункт о том, что, принимая пользовательское соглашение и посещая сайт, человек одновременно соглашается на получение рекламных сообщений, включать точно не стоит. Такие действия признаются судами незаконными. Посетители лишаются возможности свободного выбора — согласиться на рекламу или отказаться от нее.

По законодательству размещение пользовательского соглашения на сайте не обязательно. Однако в случае конфликтов между владельцем сайта и посетителями этот документ может служить основой для разрешения споров.

Наличие пользовательского соглашения с точки зрения SEO не является фактором ранжирования.

Уведомление об авторских правах

Знак копирайта (©) и уведомление об авторских правах предупреждают пользователей, что материалы сайта защищены законом от несанкционированного использования. Такое уведомление также помогает разрешать споры, если кто-то нарушит закон.

Кроме того, в уведомлении об авторских правах вы можете определить порядок использования и копирования материалов, опубликованных на вашем веб-ресурсе в соответствии со статьей 1229 ГК РФ.

Обычно знак копирайта (©) и уведомление об авторских правах на сайте размещаются в футере.

<p>Рис. 8. Скриншот с сайта <a href="https://www.divan.ru/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">https://www.divan.ru/</a> </p>

Рис. 8. Скриншот с сайта https://www.divan.ru/

Итак, мы рассмотрели, какие юридические документы и информацию следует размещать на всех типах сайтов как в силу закона, так и в целях улучшения клиентского опыта.

Вывод

Соблюдение требований закона при организации работы сайта позволит вам избежать правовых и репутационных рисков, а также повысить доверие к вашему веб-ресурсу со стороны пользователей.

Несмотря на то что среди всех рассмотренных сведений и документов, как обязательных, так и рекомендуемых, только наличие контактных данных влияет на ранжирование сайта, мы считаем, что остальные пункты тоже важны для развития сайта и бренда.

Уделяя внимание защите личной информации пользователей и корректно обрабатывая персональные данные, вы улучшаете пользовательский опыт и повышаете доверие людей к сайту и компании.

В следующей статье мы подробнее рассмотрим, какие сведения должны обязательно размещаться на сайте каждого интернет-магазина, и какие на сайте услуг (на примере сайтов медицинских клиник); являются ли эти сведения факторами ранжирования и могут ли помочь улучшить позиции вашего сайта в поисковой выдаче.

Автор: Анастасия Пономарева, SEO-специалист Ant-Team.ru.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы первыми узнавать о выходе новых материалов. И смотрите наши бесплатные обучающие видео на YouTube.

8
Начать дискуссию