Краткая история автодилера «Рольф»: эксклюзивное партнёрство с Mitsubishi и рост продаж в кризисные годы

Коротко о лидере российского автомобильного рынка. Основателя компании Сергея Петрова обвиняют в незаконном выводе 4 млрд рублей за рубеж.

Основание компании и эксклюзивный контракт с Mitsubishi

Группа «Рольф» была основана бывшим военным лётчиком-инженером Сергеем Петровым в 1991 году. Основным направлением «Рольфа» стало сотрудничество с Mitsubishi — Петров стал главным российским партнёром японского бренда.

Первой крупной сделкой Петрова стала покупка 40 автомобилей Mitsubishi Lancer — в начале 1990 годов они стоили не менее $10 тысяч каждая, у предпринимателя тогда было только $15 тысяч. Когда нет критериев для оценки перспективности рынка, японцы оценивают партнера, и Петров им понравился. Ему выдали кредит на несколько сотен тысяч долларов, писал Forbes в 2005 году.

Сергей Петров «Автостат»
Сергей Петров «Автостат»

«Рольф» начинал с проката автомобилей — за счет этой услуги Петров смог расплатиться с Mitsubishi. А после того, как Mitsubishi начала поиски дилера в России, заключил с ней дилерский контракт и открыл первый дилерский центр «Рольф Центр».

Как рассказывал сам Петров, контракт был заключён с торговым подразделением Mitsubishi Corporation, а не автомобильным Mitsubishi Motors, так как у первой «есть дешёвые деньги».

В 1992 году «Рольф» продала 109 автомобилей, а к 1994 году, когда компания открыла первый автосалон, — 1012 машин. Рост объяснялся самым полным модельным рядом Mitsubishi и удобным расположением европейских складов, с которых машины доставлялись клиентам не по четыре-пять месяцев, как у конкурентов, а за две недели.

Дилерский центр «Рольф Юг» «Рольф»
Дилерский центр «Рольф Юг» «Рольф»

В 1998 году «Рольф» стала эксклюзивным дистрибьютором Mitsubishi в Европейской части России, поставляя машины другим дилерам, а в 2003 году — по всей России.

Рост вопреки кризису 1998 года

Forbes отмечает, что «Рольф» «виртуозно отработала» кризис 1998 года. Компания не могла отказаться от новых поставок автомобилей, поэтому для их продажи и распределения по стране запустила несколько новых для российского рынка схем:

  • «Рольф» первой в России стала работать в лизинг.
  • Запустила программу trade-in, по которой старый автомобиль можно было поменять на новый.
  • За свой счёт увеличила гарантию на автомобиль с одного года до трёх лет.
  • Около 100 внедорожников, которые не продали в России, удалось задействовать на миссии ОБСЕ в Косово.

В результате «Рольф» продала 2095 автомобилей в 1998 году, что на 760 больше, чем годом ранее, а к 1999 году стала крупнейшим импортёром автомобилей в России. Для примера: Toyota в 1998 году продала на 400 машин меньше, чем годом ранее, писал Forbes.

Развитие «Рольфа»

В 2000 году компания впервые показала отрицательную динамику, и «Рольф» начала искать новые направления на бюджетном рынке. В 2001 году Петров начал сотрудничать с Hyundai, продажи которой с 1998 по 2000 год сократились в пять раз — с 2510 до 554 автомобилей.

Корейский производитель проводил реорганизацию, выбирая эксклюзивного дистрибьютора автомобилей в России. Им стал Петров. На отборе партнеров он выставил специально созданную для Hyundai компанию «Карнэт-2000», в которой 60% принадлежало Петрову и 40% Mitsubishi. Корейцев интересовал объем инвестиций в дистрибьюторство, а запрашиваемые $100 млн были только у Петрова и Mitsubishi Corporation.

В 2007 году Hyundai сменила импортёра — им стало «Hyundai Motor СНГ» — совместное предприятие «Рольфа» и Hyundai.

В 2004 году «Рольф» открыла дочернюю компанию «Рольф Импорт», которая специализировалась только на импорте Mitsubishi. По информации Forbes, к 2005 году благодаря «Рольф» Mitsubishi заняла около 10% российского рынка иномарок, тогда как в европейских странах доля бренда редко превышала 1%.

В 2009 году Mitsubishi выкупила 40% акций «Рольф Импорт», а в 2013 году увеличила долю до контрольной и переименовала компанию в «ММС Рус».

Дочерние компании «Рольфа»

В 2001 году «Рольф» запустила предприятие Rolf SCS. Основное направление — логистическое обслуживание автопроизводителей, включая транспортировку автомобилей, складирование, порты, доставку железнодорожным транспортом, таможенное оформление, техобслуживание и страхование.

В 2012 году контрольный пакет Rolf SCS (51% акций) был продан японской логистической группе NYK Group — она входит в Mitsubishi Group. В числе клиентов Rolf SCS — VW Group, Porsche, Mercedes-Benz, Jaguar Land Rover и BMW.

В 2007 году «Рольф» открыла подразделение по покупке и продаже автомобилей с пробегом, которое работает на базе дилерских центров в Москве и Санкт-Петербурге.

Отход от дел и возвращение Петрова на фоне кризиса отрасли

В 2004 году Сергей Петров покинул пост президента компании, а в 2006 полностью отошёл от управления «Рольфом». С 2007 по 2016 годы Петров был депутатом Госдумы от «Справедливой России», а акции «Рольфа», по его словам, передал кипрским трастам. Бенефициаром группы «Рольф» стал младший сын бизнесмена Александр Петров.

До 2009 года автомобильный рынок в России демонстрировал рост, но затем было две волны кризиса:

  • В 2009 году российский рынок снизился на 49%, до 1,5 млн автомобилей.
  • К 2016 году, после восстановления, снова сократился вдвое — до 1,4 млн машин.
  • В 2017 году рынок вернулся к росту, но лишь на 11,9%, до 1,59 млн машин.

Несмотря на кризис, «Рольф», чей оборот к 2008 году составлял почти $4 млрд, продолжал расти: в 2014 году компания увеличила продажи на 14,4% при общем падении рынка на 5%, а в 2016 году продажи выросли на 16%.

Красная диаграмма — продажи в «Рольф», синяя линия — общие продажи автомобилей в России «Рольф»
Красная диаграмма — продажи в «Рольф», синяя линия — общие продажи автомобилей в России «Рольф»

Также в 2016 году компания приобрела активы с «Пеликан-Авто» — московским дилером BWM, Nissan и Skoda. «Рольф» стал крупнейшим дилером десяти иностранных брендов в России: Hyundai, Ford, Skoda, Mitsubishi, Mazda, Jaguar, Land Rover, Chrysler и Jeep, Alfa Romeo.

В мае 2018 года Сергей Петров вернулся в «Рольф» и возглавил совет директоров — таким образом предприниматель, по мнению РБК, планировал помочь компании на фоне трудной ситуации на рынке. Российский Forbes оценивает состояние Петрова в 2019 году в $900 млн. Он занимает 114-е место в рейтинге богатейших бизнесменов России

Бизнес «Рольфа» сейчас

Портфолио «Рольф» включает 21 марку автомобилей и один бренд мотоцикла: Audi, BMW, BMW Motorrad, Chrysler, Ford, Genesis, Hyundai, Jaguar, Jeep, KIA, Land Rover, Lexus, Mazda, Mercedes-Benz, Mitsubishi, Nissan, Porsche, Renault, Skoda, smart, Toyota, Volkswagen.

«Рольф»
«Рольф»

В сети более 60 салонов в Москве и Санкт-Петербурге. В 2018 году компания признана лидером автомобильного российского ритейла в рейтинге Forbes с долей 7,1%. Подразделение по продаже автомобилей с пробегом продало 48 156 машин — это лучший результат среди российских автодилеров, пишет Forbes.

Также согласно рейтингу журнала «АвтоБизнесРевю», компания «Рольф» — крупнейший дилерский холдинг России по объёмам продаж новых автомобилей с 2014 года по настоящее время; с 2013 года — по реализации автомобилей с пробегом.

В 2018 году выручка «Рольф» составила 229,6 млрд рублей, что на 27,5% больше, чем в 2017 году. Показатель EBITDA составил 11,9 млрд рублей (+35,7%), чистая прибыль выросла до 6,256 млрд рублей (+65,9%).

Уголовное дело

27 июня 2019 года Следственный комитет России возбудил против Петрова и руководства «Рольфа» уголовное дело о незаконном выводе денег за границу.

По версии следствия, в 2014 году Петров вступил в сговор с руководителями «Рольфа» и кипрской компании Panabel Limited, владельцем которой он также является. Бизнесмен и другие подозреваемые якобы завысили стоимость акций принадлежащей им компании «Рольф Эстейт» до 4 млрд рублей, чтобы затем приобрести их же у своей кипрской организации.

Петрову и другим подозреваемым вменяется нарушение части 3 статьи 193.1 УК РФ (перевод денег в особо крупном размере на банковский счёт нерезидента с использованием подложных документов). Бизнесмен эти обвинения отрицает. Также по его словам, за последние три года компания заплатила 30 млрд рублей налогов.

Я могу предположить рейдерский захват – предложения «продай [бизнес]» поступают каждый день. Последний раз – пару дней назад. Я не могу исключать, что кто-то пытается на этом заработать. Когда действует отдел «К» и ФСБ, никто не возражает, суды сразу получают одобрения.

[...]

Неожиданностью для меня не стало — это Россия. Пытаются что-то найти и придавить, оправдательных документов не просят. Всё изымают и блокируют, блокируют работу компании, которая за последние три года заплатила 30 млрд рублей налогов.

Сергей Петров, основатель группы «Рольф»

Сейчас Петров вместе с семьёй находится за границей. Он отметил, что возвращаться в Россию пока не собирается, а уголовное дело может быть связано с политической позицией или рейдерским захватом. Петров голосовал против «пакета Яровой» и «закона Димы Яковлева», а также не голосовал за присоединение Крыма к России.

5151
52 комментария

Стартовал одним из первых, рос, а тут забирают "на легке". О каких "развитиях" и "долгосрочных планах" можно вообще говорить с таким подходом. Кормовая база уменьшается, будут пылесосить все что еще имеет ценность

31
Ответить

Представляешь, как на более низких уровнях местные пылесосят. Хотя это и не прекращалось никогда.

11
Ответить

В России всегда надо выходить в кеш, если есть возможность

11
Ответить

Захарченко тоже так думал

20
Ответить

Кэш это реально ну до 10 млн., максимум, потом это больше проблема, чем преимущество.

2
Ответить
Ответить

Время тяжёлое. Если проследить что происходит в крупном бизнесе за эти годы, то понимаешь как работает эта машина - государство. Сначала насрала с Крымом и Украиной. Понял Путин, денег нет и нахер он упал западным банкам. Его друзья хотят все больше, давай отнимать. Как сбер и ВТБ стал покупать крупный бизнес то. А как Трансаэро убили? Это первое что пришло в голову, и то что мы знаем... Дальше больше будет, покупаем попкорн, а лучше билеты.

9
Ответить