Как изменился рынок кофе в России в 2022 году

Локальная обжарка, смена лидеров, рост мировых цен на зерно и другие тренды.

Как изменился рынок кофе в России в 2022 году

В 2021 году Julius Meinl запустил линейку кофе локальной обжарки, а в мае 2023 года представил новые позиции вместе с многократным чемпионом международных конкурсов по обжарке кофе Сергеем Степанчуком. Что стало причиной такого решения, как устроен и изменился рынок обжарки кофе за последний год, что происходит с ценами и зарубежными игроками в России, а также о последних трендах в направлении specialty рассказываем в этом материале.

Как устроен российский рынок обжарки кофе

Сегодня рынок обжарки кофе состоит из трех больших групп:

Крупные международные игроки имеют свои цеха с командами технологов и налаженной логистикой. Как правило, они делают продукт для себя и продают его в сегментах HoReCa и retail. Нацелены в основном на сегмент массового кофе средней и темной обжарки, к которому привыкло большинство потребителей. Степень обжарки диктуют корни компании. Например, итальянские производители специализируются на темной, венские — на средней и средне-темной. У некоторых есть локальные производства в стране (например, у Jacobs), другие возят продукт из-за рубежа.

Компании среднего размера, в том числе и российские. Они имеют обжарочные производства, делают кофе под своим брендом и готовят продукт для собственных торговых марок других компаний. Чтобы получить конкурентные преимущества перед иностранными игроками, кроме классических вариантов они выпускают specialty-линейки для тех , кто устал от массовости и хочет нечто более эксклюзивное и нишевое. Раньше такие компании специализировались на светлой обжарке, но со временем стали делать более универсальные продукты со средней и средне-темной обжаркой.

Локальные обжарщики сами покупают маленькие партии зерна и жарят. У кого-то есть свои ростеры, а кто-то их просто арендует. Не все делают продукт на продажу. Некоторые кофейни и рестораны жарят кофе под себя.

Как изменился рынок кофе в России в 2022 году

Как изменился рынок в 2022 году

За последний год глобальные бренды поменяли подход к работе в России, причем используют порой противоположные стратегии. Paulig Group продала свой завод, где начали выпускать локальный бренд Poetti. Lavazza официально заявила об уходе с российского рынка. В то же время компания Jacobs активно расширила дистрибуцию и метит в лидеры рынка по итогам 2023 года. Julius Meinl продолжает осуществлять поставки с предприятий в Италии и Австрии, а также производит продукт с партнерами по локальной обжарке в России, чтобы не зависеть от логистических сложностей, которые для многих проявились ещё с начала пандемии.

Самые заметные изменения произошли на рынке кофейных капсул. Крупнейшие игроки Nespresso и Starbucks ушли из России и их доли начали распределяться между другими компаниями. Новые игроки появились даже в сегменте капсул Dolce Gusto.

«В 2022 году стоимость кофе выросла для всех производителей мира. Дело в том, что зеленое зерно покупается на международных биржах, а они привязаны к курсу доллара. На рост цены на них повлияли заморозки и пожары в Бразилии, из-за чего уменьшилось предложение исходного сырья. А в случае с Россией к этому добавились «американские горки» в курсах валют и усложнение логистики производителей. Так, с 2021 года себестоимость кофе выросла на 50%»

— комментирует Александра Смирнова директор по маркетингу компании Julius Meinl.

Международные производители реагировали по-разному. Некоторые были вынуждены снизить качество зерна или уменьшить упаковку, чтобы сохранить цену на полке. Другие сохранили качество, но повысили стоимость для потребителя. Поэтому в объемах рынок сократился на 8%, а в деньгах вырос на 21%.

Всё это помогло развитию компаниям, занимающимся локальной обжаркой. Они, пока крупные игроки были вынуждены значительно повышать цены и искать обходные пути, смогли себе позволить дольше сдерживать цены на продукт и в 2022-23 гг. увеличили представленность в сегменте HoReCa.

Внимание крупных игроков и совместные запуски

Одним из ответов на рост стоимости базовых линеек международных брендов стал запуск ими более премиальных продуктов. Например, Lavazza вывела на рынок новую линейку Tierra.

Компания Julius Meinl с 2021 года выпускала в России продукты локальной обжарки, но в 2023-м пошла дальше и в коллаборации с победителем и абсолютным чемпионом международных конкурсов Сергеем Степанчуком запустила совместную линейку, состоящую из шести позиций. В ней есть варианты из Бразилии и Эфиопии, Вьетнама, Уганды и Перу. Степень обжарки: от средней до средне-светлой.

Новая линейка локальной обжарки помогает Julius Meinl знакомить широкую аудиторию с венской кофейной культурой, полной гедонизма, когда можно полностью погрузиться в наслаждение напитком, а также гарантирует, что вне зависимости от обстоятельств партнеры компании точно получат качественный продукт.

«Локальная обжарка популярна во многих странах. Например, в Сингапуре большие объемы обжариваются небольшими производствами, они предлагают хорошие цены. Свои локальные игроки есть в Австралии, Малайзии, США, Австрии. В России одной из движущих сил этого сегмента выступает местное профессиональное сообщество. Благодаря победам во многих мировых конкурсах, российские обжарщики хорошо известны на международной арене. Поэтому им доверяют не только местные производители, кафе и рестораны, но также всемирно известные бренды. Так случилось и с нашей совместной работой с Julius Meinl»,

— комментирует Сергей Степанчук.

Помимо пяти блендов под эспрессо в линейке локальной обжарки появился фильтр-кофе. Зерно для него выращивают на ферме La Coralia в Колумбии, а общий балл по системе SCA составляет 85,5. В его вкусе чувствуется красное яблоко, миндаль, сладость ванили и карамели, а также нежность сливочного масла.

Проще или сложнее? Вопрос открытый

С точки зрения поведения потребителей, сложилось два противоречивых тренда. С одной стороны, доходы населения не выросли, а цена продовольственной корзины увеличилась почти в полтора раза. Люди стали более экономными, меньше тратят на путешествия, но готовы подарить себе сиюминутные радости: сходить в кафе, ресторан или найти другой способ развлечь себя. При этом, человек реже пьет кофе вне дома. Раньше ресторан заказывал в среднем 8-10 кг в месяц, сейчас показатели находятся на уровне 6-8 кг.

Некоторые из тех, кто раньше был готов покупать премиальный кофе, переключаются на масс-маркет, другие выбирают упаковки меньшего объема, а третьи, наоборот, отдают предпочтение более дорогому продукту, но в несколько раз сокращают объемы потребления — стремятся получать максимум удовольствия от любимого напитка, хоть и делают это гораздо реже.

«По заказам на своем производстве я вижу, что весь 2023 год спрос со стороны HoReCa на зерно уровня specialty только увеличивался. Конечно, некоторые кофейни закрылись, а другие, наоборот, открылись и выросли. В столицах много людей, которые действительно разбираются в кофе, понимают свои желания и могут заплатить за хорошо приготовленный напиток высокого качества. К тому же сейчас комьюнити сильно омолодилось — в России низкий порог вхождения в кофейную категорию, чему способствуют и последние тренды»,

— комментирует Сергей Степанчук.
Сергей Степанчук
Сергей Степанчук

В заключении выделим четыре тренда сегмента specialty в 2023 году. Подробнее о каждом из них можно узнать в Telegram-канале JM COFFEE LAB, который команда Julius Meinl ведет для ценителей и экспертов кофе. Пока обозначим кратко:

  • Переход от светлой обжарки к средней. Пять лет назад specialty кофе был очень светлый и радикально кислый. Сейчас он стал ровнее и мягче, больше подходит для ежедневного потребления, понятен более широкой аудитории.
  • Люди распробовали фильтр-кофе. Такой способ приготовления позволяет не хуже раскрыть вкус и аромат кофейных зерен, но при этом его проще и быстрее готовить. Оборудование кофейням тоже обходится дешевле.
  • Дрип-пакеты появились в ассортименте большинства локальных обжарщиков.
  • Эспрессо-тоник, а также cold brew с разными сиропами пока не стали так же популярны, как в Европе. Получится ли кофейням их продвинуть в этом году — увидим уже по итогам этого летнего сезона.
1111
29 комментариев

"Так, с 2021 года себестоимость кофе выросла на 50%»"
Ну прямо скромняжки, написали бы что на 500%, разницы в принципе никакой...

1
Ответить

Это средняя стоимость закупки. Связана с климатическими условиями в ряде стран-производителей в последние годы и изменением куса валют.

1
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Есть краснодарский чай, а где калужское кофе?

1
Ответить

А оно вам надо?

Ответить

Краснодарский чай, кстати, пить можно, нормальный чай. Тот же Poetti (который по вкусу стал ближе к условной "Чёрной карте", чем к "Paulig") - сложнее.

Ответить